[Перевод] Мобильные приложения перестали быть подходящей идеей для стартапов

image

В феврале 2009 года СМИ по всему миру начали рассказывать о «вундеркинде» — девятилетнем сингапурском мальчике по имени Лим Динг Вен, ставшем самым юным разработчиком приложений для iPhone.

Он создал приложение Doodle Kids, позволяющее рисовать пальцами на экране iPhone. За две недели его скачали более четырёх тысяч раз.

Разумеется, этому способствовало то, что его отец был CTO местной технологической фирмы и мальчик играл с компьютерами с двух лет. К семи годам он уже знал шесть языков программирования.

Спустя восемь лет, выпустив более двадцати бесплатных приложений для смартфонов, это юное дарование всё ещё в деле. Он пишет диплом по информационным технологиям и мечтает стать разработчиком игр.

Однако он считает, что «рынок приложений для мобильных телефонов пересыщен» и что он пробует себя в других проектах с использованием новых языков и программированием интегральных схем.

COVID спас мобильные приложения… на какое-то время


Вундеркинд попал в самую точку. Когда статья с его заявлением вышла в январе 2017 году, тренд рынка мобильных приложений и в самом деле шёл вниз.

С четвёртого квартала 2016 года ежеквартальная скорость роста количества приложений в Apple App Store впервые начала становиться отрицательной.

kcviinuhniqoyqzyzhzofvl9xoi.png

Рост количества доступных мобильных приложений в Apple App Store по всему миру со второго квартала 2015 года по третий квартал 2020 года. Источник: Statista

Похожий тренд заметен и в Google Play Store, хотя и растущая популярность телефонов под Android и выпуск разработчиками iOS-приложений версий для Android удержала его от начавшегося резкого падения.

c3_o6gdsneic5qbo8oagavfxqwu.png

Рост количества доступных мобильных приложений в Google Play по всему миру со второго квартала 2015 года по третий квартал 2020 года. Источник: Statista

Этот тренд стал подтверждением моей точки зрения. В конце 2016 года я опубликовал в LinkedIn пост под названием «Мобильные приложения скоро исчезнут», ссылаясь на тот факт, что рынок уже достигал насыщения и что многие приложения в ближайшие годы уйдут в забвение или консолидируются.

В октябре 2018 года я дополнил и перепечатал статью в Medium. Она понравилась редакторам и её начали рекомендовать под новым названием «Близится конец мобильных приложений». Статья стала виральной, породила множество подражаний и откровенного пиратства. Один читатель даже предложил мне поспорить на 1000 долларов, что я окажусь неправ.

Судьбе было угодно, что он бы выиграл эту ставку благодаря чистой удаче. Показатели демонстрировали мою правоту до прихода в 2020 году COVID-19, благодаря снижению физической активности и взаимодействий придавшего мобильным приложениям мощный стимул.

Из-за вновь возникшего роста количества новых приложений и скачиваний многие в отрасли приложений снова начали делать сильно оптимистичные прогнозы на будущее.

Но действительно ли из-за этого сейчас подходящее время для реализации идеи стартапа разработки мобильных приложений?

Я считаю, что нет. Большинство людей, с энтузиазмом предполагающих подобное в онлайн-блогах и отраслевых отчётах — это те, кто делает деньги на предоставлении издателям приложений таких услуг, как аналитика или цифровой маркетинг.

Если вы задумались о создании приложения, то я рекомендую вам учесть следующие факторы…

Числа могут вводить в заблуждение


Во-первых, следует различать рост интереса к экономической деятельности и экономическую жизнеспособность этой активности в качестве бизнеса, особенно если это стартап!

Хотя можно заявить, что общее количество приложений в мире растёт, в реальности многие мобильные приложения публикуются, проваливаются, а затем долгое время остаются заброшенными онлайн, прежде чем их удаляют (как это происходит и с веб-сайтами и блогами). Магазины приложений заполнены «приложениями-зомби», низкокачественными приложениями и клонами игр, переполненными рекламой, из-за чего общая сумма не является точным отражением экономической жизнеспособности бизнеса разработки приложений.

Приверженцы отрасли приложений также указывают на рост количества пользователей смартфонов и скачиваний приложений. Но данная статистика также искажена тем, что большинство этих скачиваний составляют уже существующие и очень популярные социальные, сервисные и игровые приложения. Даже бесплатные новые приложения часто с трудом завоёвывают внимание. У платны приложений ситуация ещё хуже.

«Обширные аудитории и потенциал их роста обеспечивают впечатляющую статистику, но… Потребители избалованы выбором и ожидают приложения, полностью отвечающие их требованиям и имеющие для них настоящую ценность. Всё остальное для них — шум». — App Trends 2020, Adjust

Даже если приложение скачивают, показатели удержания пользователей (retention) ужасны. В 2020 году средний показатель удержания пользователя в течение первого дня составлял всего 25,2%. Это означает, что трое из четырёх пользователей, скачавших приложение, больше никогда не будет использовать его всего спустя день. Спустя 30 дней этот показатель снижается до 3,5%.*

* Liftoff 2020 Mobile App Trends Report

Затраты значительно повысились


Кроме того, рынок приложений за короткое время ужасно заматерел. Чтобы иметь возможность конкурировать и правильно масштабировать приложение для значительной базы пользователей сегодня требуется серьёзный капитал. Для создания и поддержки ИТ-инфраструктуры корпоративного уровня нужны очень глубокие карманы, а также непрерывные инвестиции в маркетинг для привлечения, активизации и удержания пользователей.

Про инфраструктуру достаточно спросить любого технаря, работавшего в сформировавшемся стартапе, поддерживающем приложения, которыми пользуются миллионы людей. Требуемые технологический стек и знания простираются намного дальше возможностей нескольких кодеров с базовым опытом программирования.

Опрос »12 ведущих компаний, занимающихся разработкой мобильных приложений» за 2015 год, проведённый Clutch, выявил, что медианный диапазон затрат на разработку приложения для iPhone «составляет от 37913 до 171450 долларов и может доходить до 500000 долларов или даже больше».

Однако интереснее здесь то, что самым большим компонентом у всех компаний были затраты на «инфраструктуру» (а не на фичи, тестирование или дизайн), составлявшие более трети общей стоимости. Помните, что инфраструктура часто является постоянной, а не единоразовой статьёй расходов.

5sdwjdaes5hrkrtdbsnwdedxyjs.png

«Опрос: стоимость создания мобильного приложения», Clutch

В качестве простого показателя расходов на маркетинг давайте возьмём среднюю Cost Per Install (CPI, стоимость одной установки) за 2020 год. Для приложений на iPhone она составляет 0,86 доллара; для приложений на Android — 0,44 доллара. Теперь умножьте это на количество пользователей, которое надеетесь получить, и вы получите представление о том, сколько это может вам стоить (если предполагать, что вам не понадобятся другие затраты на маркетинг).

Помните также о том, что CPI гораздо выше для рынков развитых стран, например, США (iOS — 2,07 доллара, Android — 1,72 доллара), и что популярные платформы стоят дороже (Facebook — 1,80 доллара, Twitter — 2,53 доллара, Instagram — 2,23 доллара).

На этом этапе начинающие основатели стартапов могут подумать: у меня есть отличная идея, я могу начать с малого, а затем, когда приложение продемонстрирует потенциал, получить венчурный капитал, необходимый для финансирования стартапа. На самом деле, ситуация такова: большинство идей приложений в наши дни не являются новинкой. Инвестирование в приложения больше не привлекательно для большинства венчурных капиталистов.

А на случай, если вы ещё не знаете, как венчурные капиталисты работают на самом деле, прочитайте мою статью «Правда о том, как венчурные капиталы выбирают стартапы».

Но если несмотря на всё это вам всё-таки удастся стать одним из миллиарда, создавшего новое приложение-единорога, то потенциально вы можете столкнуться с препятствием, которое серьёзнее, чем статистика или деньги.

Рынок мобильных приложений и в самом деле навсегда изменился.

Приложения как экономическое и политическое оружие


Успех мобильных приложений как глобального продукта и социального инструмента также привёл к возникновению в этой отрасли проблемы — приложения стали мишенью для экономических и политических обсуждений.

Всё началось с попыток администрации Трампа ввести санкции против китайских технологических компаний и их продуктов, в том числе и мобильных приложений, оправдывая это обеспокоенностью национальной безопасностью. Однако попытки бана китайских приложений в США всё ещё подвергаются бюрократическим проверкам и балансировке перед введением в силу.

Однако такой проблемы нет у Индии.

В 2020 году Индия выпустила три заявления о том, что уже забанила как минимум 220 китайских приложений, в том числе чрезвычайно популярные Tik Tok, WeChat и AliExpress, тоже под предлогом защиты национальной безопасности.

Большинство наблюдателей считает, что баны, введение которых началось с июля 2020 года, стали результатом двусторонних трений после столкновения на границе в Гималаях месяцем ранее, при котором погибло 20 индийских солдат.

Тем временем, правительство Китая в декабре 2020 года объявило об удалении из магазинов приложений страны 105 приложений, в основном разработанных внутри страны и имеющих незаконное или оскорбительное содержимое. Странно, что большинство наблюдателей не смогло понять, почему в списке внезапно оказался и TripAdvisor, владельцы которого находятся в США.

Станет ли это самым началом появления большего количества геополитических барьеров для технологических бизнесов и приложений?

Это покажет только время…

Двигаемся дальше


Мы можем быть уверены только в следующем: мобильные приложения продолжат свой рост в общих показателях, пока не наступит стагнация количества владельцев смартфонов. Но поле игры для стартапов уже никогда не будет прежним. Считаете ли вы, что пара ботанов, собирающих в гараже персональные компьютеры, сегодня имеют те же шансы стать многомиллиардной международной компанией, как это было в 70-х?

На самом деле, вы с несколькими сооснователями-технарями всё ещё можете зарабатывать достойные деньги, если знаете, как писать код. Но уже давно прошли те дни, когда можно было опубликовать приложение, и оно стало бы виральным, позволив вам вскоре получить огромные суммы венчурного капитала, или продать его за сумму, после получения которой можно спокойно уйти на пенсию.

Всё сводится к трём словам — время не ждёт.

Технологии и инновации быстро движутся вперёд. Как только сектор становится зрелым, он превращается в поле для больших и мощных компаний. На нём по-прежнему могут появляться нишевые игроки, но шансы сильно не в вашу пользу.

Кстати, а чем занимается наш вундеркинд сегодня?

Согласно его профилю в LinkedIn и Twitter, Динг Вен перешёл от создания мобильных приложений к производству трёхмерных VR-приложений и игр.


На правах рекламы


VDSina предлагает VDS в аренду под любые задачи, огромный выбор операционных систем для автоматической установки, есть возможность установить любую ОС с собственного ISO, удобная панель управления собственной разработки и посуточная оплата тарифа, который вы можете создать индивидуально под свои задачи.

8p3vz47nluspfyc0axlkx88gdua.png

© Habrahabr.ru