[Перевод] Микробы по всему миру эволюционируют, чтобы поедать пластик

image-loader.svg

Микробы в океанах и в почвах быстро развиваются, чтобы поедать пластик, в особенности ПЭТ и полиуретан. В ходе большого исследования ученые изучили 200 миллионов генов, обнаруженных в образцах ДНК, взятых из окружающей среды, и нашли 30 000 новых ферментов, которые могут разрушать 10 различных типов пластика. С их помощью ученые надеются создать «супер-микроба», способного справиться с проблемой в одиночку.

Исследование было опубликовано в журнале Microbial Ecology исследователями из Технологического университета Чалмерса в Швеции. Это первый крупномасштабный анализ способностей микробов и бактерий разлагать пластик. Ученые обнаружили, что каждый четвертый из проанализированных организмов теперь содержит один или несколько подходящих ферментов. Количество и тип обнаруженных ферментов соответствовали количеству и типу пластикового загрязнения в местах, где жили микробы.

По словам ученых, результаты «свидетельствуют об измеримом влиянии пластикового загрязнения на глобальную микробную экологию».

image-loader.svg

Ежегодно в окружающую среду выбрасывается 300 млн тонн пластика. И теперь загрязнение пронизывает всю нашу планету, от самых высоких гор до глубин океанов. Знакомые пластиковые пакеты уже можно найти даже в Марианской впадине, а на вершине Эвереста ученые нашли в среднем 30 микропластических частиц на каждый литр растопленного снега. Уменьшение количества микропластика в природе для людей имеет жизненно важное значение — мы просто не эволюционировали, чтобы жить в такой среде.

Но пластмассы сейчас очень трудно переработать. Использование естественных ферментов для быстрого разложения позволит быстро устранить проблему. Достаточно создать одного «мега-микроба», который мог бы питаться всем попадающимся ему пластиком, и быстро размножаться. Новое исследование предлагает множество потенциальных ферментов, которые можно изучить и адаптировать для промышленного использования.

Профессор Алексей Зелезняк, один из авторов исследования, в публикации рассказывает:

Мы нашли несколько доказательств, подтверждающих тот факт, что потенциал глобального микробиома по разложению пластика сильно коррелирует с объемами загрязнения окружающей среды пластмассой. Это является важной демонстрацией того, что окружающая среда реагирует на то давление, которое мы оказываем на нее.

Ученые говорят, что постепенный рост объемов пластиковых отходов с 2 до 300 млн тонн в год за последние 70 лет дал микробам достаточно времени, чтобы развиться. Исследователи начали со сбора данных о 95 микробных ферментах, которые, как уже ранее было известно, разлагают пластик, и которые часто можно найти у бактерий на свалках. Потом они стали искать похожие по характеристикам ферменты в образцах ДНК из 236 мест по всему миру. И, чтобы исключить возможные ложноположительные результаты, сравнивали эти образцы с ферментами из кишечника человека — который, как известно, не содержит ферментов, разлагающих пластик (а жаль — вот было бы удобно!).

image-loader.svg

В итоге в пробах океана, взятых в 67 местах и на трех разных глубинах, обнаружили около 12000 новых ферментов. Причём в более глубоких местах стабильно находили большее количество разрушающих ферментов. И это логично: ученые уже давно знали, что на глубине уровень пластикового загрязнения даже выше, чем на поверхности — по крайней мере, если сравнивать с весом присутствующей биомассы. Микробам просто нечем толком питаться, и они решают попробовать переработать пластик.

Образцы почвы были взяты из 169 мест в 38 странах. В них нашли 18 000 ферментов, способных разлагать пластик. Известно, что на земле находится больше пластика с фталатными добавками, чем в океанах, и, опять же, в образцах с суши было найдено больше ферментов, способных перерабатывать эти токсичные химические вещества.

Ученые заявили, что почти 60% новых ферментов не вписываются ни в один из ранее известных классов. И поэтому предположили, что микробы сейчас разлагают пластмассы способами, которые ранее были неизвестны науке.

Алексей Зелезняк:

Следующим шагом будет тестирование наиболее многообещающих кандидатов-энзимов в лаборатории, чтобы тщательно изучить их свойства и проверить скорость разложения пластика, которой они могут достичь. Оттуда мы попробуем создавать микробные сообщества, целевой функцией которых станет разложение определенных типов полимеров.

image-loader.svg
Вот как это выглядит на микроуровне

Помочь нам сражаться с пластиковым загрязнением пытаются уже не только микробы. Так, полиэтилен научились кушать восковые черви. А в 2016 году на свалке в Японии обнаружили первого жука, который при желании мог питаться пластиковыми бутылками. В 2018-м ученые стали исследовать его, пытаясь разобраться, как он эволюционировал, и случайно выделили фермент, который еще лучше справлялся с поеданием пластика. В 2020 году его дополнительно улучшили в лаборатории, так что теперь он умеет разрушать бутылки в 6 раз быстрее, примерно за неделю.

Еще один фермент-мутант создала в 2020 году компания Carbios. Он за считанные часы разлагает пластиковые бутылки и любые другие продукты из ПЭТ (одежду, пищевые пленки, кино- и фотопленки). А немецкие ученые в этом году обнаружили бактерию, которая питается токсичным полиуретаном (подошвы обуви, втулки, ролики, матрасы, защитные покрытия). К сожалению, сроки разложения оставляют желать лучшего, на каждую частицу уходят недели. Но по крайней мере теперь понятно, что это возможно, и что у этого направления есть перспектива. Возможно, нашим детям не придется жить в мире, полном пластиковых отходов.