[Перевод] Куда уходят разработчики после сокращений?
Можно с уверенностью сказать, что 2023 год стал annus horribilis в том, что касается сокращений по технологическому сектору. После пандемии COVID-19 развитие бизнеса замедлилось и технологические компании стали поддаваться давлению со стороны инвесторов, то есть компенсировать слишком активный найм в недавнем прошлом и урезать основной источник расходов — рабочую силу.
Источник: Layoffs.fyi
Это запустило разрушительный эффект домино, который на данный момент не выказывает никаких признаков скорого прекращения. На момент написания этой статьи с начала этого года было уволено целых 239 603 сотрудников из 1043 компаний, по данным Layoffs.fyi — вебсайта, отслеживающего увольнения в индустрии.
Данные, которые предоставляет Karat, компания, специализирующаяся на опросах работников технического сектора, показывают, что большая часть этих увольнений происходит в самых крупных корпорациях, которые обозначают аббревиатурой MAMAA: Meta, Alphabet, Microsoft, Amazon и Apple. Если отследить карьерный путь тех, кто в опросах Karat говорил о массовых сокращениях в своих организациях, 66% из них работали в Amazon, Google или Meta. Добавьте к этому затишье в финансировании стартапов, и получается сильно ужавшийся рынок вакансий — многие разработчики до сих пор не сталкивались ни с чем подобным.
Некоторые работодатели могут скептически отнестись к способностям программистов, которых недавно выгнали с работы, но другие видят в них прежде недоступный ценный кадровый резерв. Одной из компаний, которая вынесла для себя пользу из мощной волны увольнений в техническом секторе, стала Trainline, предлагающая услуги по бронированию в поездках и базирующаяся в Великобритании. «Нам удалось заполучить несколько сотрудников из Meta and Twitter», — говорит Гэри Стивенс, технический директор Trainline. Он стремится дать этим программистам много возможностей для дальнейшего роста.
Главный технический директор Trainline Милена Николик пришла компанию в 2021 году после двенадцати лет работы в Google. «Она очень ясно дала понять, что хочет попасть в принципиально новую среду, — говорит Стивенс. — В такое место, где можно размять мышцы после того, как столько времени отработала в организации подобного размера. Захотелось бы вам снова становиться винтиком в машине? Думаю, что нет».
Другие компании не могут позволить себе такую роскошь: во многих организациях найм по-прежнему приостановлен, а значит, трудно обосновать необходимость привлечения талантливых сотрудников, если лакун в кадрах, требующих срочного заполнения, нет.
Однако у Karat иные сведения. «В 2023 году мы наблюдаем ускорение темпов найма по сравнению с предшествующими. Сокращения и экономический климат в целом приводят к тому, что процесс отбора кандидатов проходит быстрее», — говорит Патрик Ву, старший аналитик в Karat. На текущем этапе в этом году кандидатам требуется всего пять дней на завершение всего цикла собеседований против семи, как было в 2022-м — компании спешат урвать лучших работников.
При этом даже в подобном климате разработчики не доходят до отчаяния. По данным Karat, большинство из них (61%) при поиске работы выбирают вакансии того же уровня, на котором работали раньше, а 27% кандидатов стремятся выйти на более высокие должности за счет перехода в организации меньшего размера. Таким образом, остается только 12% работников, которые при поиске работы готовы спуститься вниз по карьерной лестнице.
Куда же уходят эти разработчики?
Свежеуволенные кандидаты, как правило, стремятся остаться в технологической индустрии. Karat сообщает, что 70% программистов собираются проходить собеседования в других технологических компаниях, прежде всего SaaS и онлайн-маркетплейсах. Тем не менее Ву отмечает: «Для компаний не из технологического сектора сейчас настал отличный момент, чтобы повысить качество технической составляющей». Процент кандидатов, которые доходят до этапа трудоустройства в нетехнологических компаниях, по словам Ву, «достиг максимума с ковидных времен, а результаты так же высоки, как у разработчиков из крупных корпораций, ищущих работу после увольнения».
Впрочем, только 30% сотрудников компаний, подпавших под сокращения, отправили резюме в технологические компании, что, по мнению Ву, говорит о возможности для таких индустрий, как финансы или ритейл, улучшить охват самых перспективных кандидатов.
Мигуэль Балтазар, вице-президент по разработке в компании OutSystems, создающей low-code платформу, наблюдает некоторые подвижки в этом направлении. «В последние месяцы мы стали замечать у разработчиков более активную диверсификацию при поиске вакансий, в том числе в такие сферы, как финансы, здравоохранение и производство, — говорит он. — У программистов сейчас востребованный набор навыков, так что они не ограничены рамками технологических компаний».
Hired, маркетплейс для трудоустройства разработчиков, сообщает, что 78% программистов, ранее работавших в крупных компаниях, заинтересованы в вакансиях организаций среднего размера (от 51 до 500 сотрудников), 69% — в вакансиях предприятий традиционного типа, 66% хотели бы остаться в крупных технологических корпорациях, которые по-прежнему обеспечивают преимущество в компенсационных пакетах. Как представляется из сказанного, в проигрыше остаются небольшие компании и стартапы.
Стивенс из Trainline считает, что для стартапов сейчас настали тяжелые времена. «Привлечение средств сейчас стало таким сложным, а желание рисковать — таким низким, что на сегодняшний день сложно найти стартапы, которые делают что-то высокорисковое и оперируют крупным капиталом».
Жизнь после Shopify
Эрика Сяо уволили с должности старшего разработчика продукта в Shopify в мае, и он до сих пор ищет работу. «Ищу компанию, где можно будет задержаться хотя бы на срок от трех да пяти лет и, в идеале, иметь больше возможностей влиять на других людей — возможно, путем перехода в управление или на более высокую должность, — говорит он. — Рынок определенно замедлился, это особенно чувствуется, когда сам связываешься с компаниями, а не отвечаешь на предложения рекрутеров».
Джоэля Дэвиса тоже уволили с должности менеджера по разработке в Shopify в мае. «Мне кажется, на рынке труда стало пожестче, — говорит Дэвис. — Я пришел в Shopify в 2021 году, тогда ситуация на рынке была отличная. Теперь даже получить приглашение на собеседование стало непросто».
Shopify предоставляет сокращенным щедрое выходное пособие и предлагает карьерные консультации — Дэвис воспользовался этой возможностью. Также в своих поисках он опирается на поддержку бывших коллег из Shopify и начальство с прежних мест работы. «Для меня их помощь очень много значит».
Сейчас у Дэвиса сложилось довольно ясное представление, где он хочет работать в дальнейшем. Он не хочет возвращаться на позицию рядового сотрудника, так как это будет «шагом назад теперь, когда набор навыков расширился». Что касается индустрии, в технологическом секторе он оставаться не настроен. «Меня это особо не воодушевляет. Хочу стабильности, а в крупных корпорациях люди постоянно приходят и уходят». Соответственно, он намерен отдавать предпочтение другим индустриям и компаниям малого или среднего размера.
Сам себе начальник
Хотя данные не подтверждают массовой миграции в стартапы и небольшие компании, немалое количество уволенных из IT-компаний идет ва-банк и заводит собственное дело.
Исследование BizReport показывает, что 13 из 100 недавно сокращенных открыли свой бизнес, при этом чаще всего таким путем идут бывшие сотрудники Meta (один из трех). Другие корпорации с налаженным пайплайном из сокращенных в фаундеры включают:
- DoorDash — 30%
- Amazon — 25%
- Flexport — 24%
- Twitter — 16%
- Shopify — 15%
Примечательно, что в числе этих фаундеров больше всего разработчиков ПО — именно они с наибольшей регулярностью создают собственные компании после увольнения: 9 из 100 стартапов основаны бывшими штатными разработчиками ПО.
Источник: BizReport
Выводы
Как и с любой попыткой подогнать под одну гребенку крайне разномастную группу вроде разработчиков, представляется сложным сделать однозначные выводы из представленных данных. Ясно одно: рынок труда ужимается сразу с двух сторон — крупные корпорации урезают рабочую силу, стартапам перекрывают финансирование. В результате для разработчиков остается гораздо меньше привлекательных посадочных площадок, чем год назад.
Кроме того, сильно влияют на траекторию движения разработчика и личные обстоятельства. Тот, кто покинул крупную корпорацию с хорошей выплатой, может позволить себе роскошь определяться с дальнейшими планами не торопясь. Программист с большим стажем, возможно, будет менее склонен начать всё с чистого листа в другой индустрии или маленькой компании, в то время как для разработчика-джуниора это не препятствие.
«Всё дело в том, на каком ты жизненном этапе, — говорит бывший сотрудник Shopify Дэвис. — Вот мне до пенсии осталось лет десять, нужно активно запасать деньги на старость, а не проживать сбережения».
«Полагаю, у тех, кто достиг уровня сениора или выше, и имеет стаж хотя бы в четыре года, всё будет в порядке даже в текущих условиях. Мне попадается приличное число вакансий для сениоров, а для джуниоров — раз-два и обчелся», — говорит его прежний коллега Сяо.
Несмотря на непрерывный поток плохих новостей, можно точно утверждать, что спрос на разработчиков внезапно не иссяк. «Даже в условиях меняющегося экономического климата разработчики крайне востребованы в технологических и нетехнологических компаниях — предложение не поспевает за спросом, — сообщает Балтазар из OutSystems. — Если спрос будет устойчив, лица, принимающие решения в IT-сфере, больше не смогут решать проблемы недостатка талантов простым наймом. Им придется инвестировать в технологии, оптимизирующие продуктивность разработчиков, и снижать нагрузку на команды».
Это значит, что способные разработчики по большей части имеют возможность дождаться вакансии своего уровня, прежде чем принимать решения относительно будущего, также им доступна роскошь самим выбирать, не перейти ли в компанию поменьше или вообще открыть свой бизнес. Конечно, такая возможность есть не у всех, особенно в случаях, когда от работодателя зависит пребывание сотрудника в стране, но не сомневайтесь: навыки разработки ПО по-прежнему нарасхват.