[Перевод] Короткая история компьютеров Sinclair

-1k-umwvaoyy5vzy8_ska7ejfbq.jpeg

Многие считают 1980-е золотой эпохой домашних компьютеров. Недорогие 8-битные системы сделали доступными широким массам аркадные игры, в то же время позволяя выполнять основные офисные задачи. Такие компании, как Acorn, Commodore и Dragon быстро стали синонимами домашних компьютеров.

Среди них активно сражалась за продажи крошечная британская компания. Её компьютеры были дешёвыми и простыми, однако позволили зародиться миру домашнего программирования и возникнуть некоторым очень известным разработчикам игр. В этой статье мы расскажем о короткой жизни компьютеров Sinclair.

Первые битвы за успех


В 1961 году британский изобретатель и предприниматель Клайв Синклер основал свою первую компанию Sinclair Radionics Ltd., занимавшуюся продажей различных электрических и электронных продуктов для дома. Она хорошо держалась на плаву в течение более 10 лет благодаря стабильной экономике и очень успешному продукту — цифровому калькулятору Sinclair Executive.

К сожалению, катастрофические эксперименты с разработкой переносных телевизоров и цифровых часов опустошили банковский баланс, из-за чего компании пришлось закрыться. Однако Синклер не позволил провалу встать на пути его стремления к инновациям, и к концу 1970-х снова вернулся в строй с компанией Science of Cambridge Ltd.
Его крошечная группа инженеров, вдохновлённая успехами развития мира микропроцессоров, создала MK14 — один из первых домашних компьютеров, произведённых в Великобритании (он продавался в виде комплекта для сборки). Неожиданный успех доказал существование рынка для этого продукта, а вслед за ещё одной сменой названия компании (Sinclair Computers Ltd) она добилась ещё одной крупной победы.

hf4igqckxefop0m8rpqog6vz80o.jpeg


Несмотря на свои огрехи, ZX80 был очень популярен.

По современным стандартам ZX80 может показаться совершенным недоразумением, но за 230 долларов (100 фунтов) в 1980 году вы получали 8-битный клон процессора Zilog Z80, 1 КБ SRAM шириной 8-бит и 4 КБ ПЗУ — удивительно большой объём технологий за такую сумму.

Однако из-за снижения цены компьютер имел некоторые недостатки: в нём не было ни вывода звука, ни какого-либо реального оборудования для создания видеосигнала. Графическим выводом в основном занимался чип Z80 в режиме прерываний; поэтому при нажатии клавиши или выполнении любого кода изображение с экрана моментально пропадало!

Несмотря на эти проблемы, новые тиражи ZX80 многократно полностью продавались, упрочив положение компании Sinclair в роли серьёзного конкурента на рынке домашних компьютеров.

В 1981 году компания снова была переименована, превратившись в Sinclair Research Ltd, вскоре после этого выпустив потомка ZX80 под названием ZX81.

nzvpsegfw9v-wzblqiag3tq7qb0.jpeg


К задней части этого ZX81 подключен печально известный комплект расширения ОЗУ до 16 КБ.

По большей части архитектура и спецификации остались такими же, однако компьютер стал дешевле в производстве (в качестве замены россыпи логических компонентов использовали чип некоммутированной логической матрицы (uncommitted logic array, ULA)) и имел удвоенный объём ПЗУ, что позволяло пользоваться улучшенным набором команд. Была решена проблема мерцания экрана, и даже появился простейший вывод звука.

Выпуск ZX81 был довольно поспешным, поэтому компьютер имел проблемы с надёжностью, однако при цене на 30% меньше, чем у предшественника, он продавался огромными тиражами, и позволил Sinclair Research сколотить небольшое состояние. Однако лучшее ещё было впереди.

Пик развития Sinclair


Самой сильной критике ZX81 подвергался за нехватку ОЗУ — всего 1 КБ, хотя память и можно было расширить до 16 КБ или 56 КБ при помощи очень ненадёжной дополнительной платы. Также игроки и пользователи других графических программ ругали компьютер за весьма скромное монохромное разрешение 64×48 пикселей.

Благодаря программным трюкам можно было обойти ограничения разрешения, однако на самом деле машине требовалось более мощное оборудование. Sinclair Research осознавала это и ответ на этот запрос появился в апреле 1982 года: ZX Spectrum.

3b8nb1rmbvsrlxf_chjislrrb0u.jpeg


Оригинальный ZX Spectrum с его «мёртвой» островковой клавиатурой.

Продавались две версии компьютера, различающиеся только по цене и количеству установленной памяти: 16 КБ за 220 долларов (125 фунтов) и 48 КБ за 310 долларов (175 фунтов). По сравнению с ZX81 повышение цены было значительным, но разные усовершенствования оправдывали его.

Как и его предшественники, для выполнения многих стандартных функций Spectrum использовал ULA, однако на этот раз у него присутствовало реальное аппаратное решение для создания растрового изображения кадра. Ранее этой задачей занимался процессор Z80, который теперь был от неё свободен и мог полностью посвятить себя выполнению программ.

Кроме того, он получил небольшое повышение тактовой частоты до 3,5 МГц. В целом вычислительные мощности Spectrum приблизительно вдвое превышали показатели ZX81. Аппаратная растеризация также имела гораздо более высокое разрешение (256×192 пикселя) и наконец-то получила цвет.


Этот аспект был реализован в виде блоков размером 8×8 пикселей, имевших всего 15 возможных цветов: чёрный и два уровня яркости семи базовых цветов. К сожалению, из-за ограничений памяти всему блоку можно было задать только один основной цвет и цвет фона.

Из-за этого возникало так называемое явление конфликта атрибутов, при котором изменение всего одного пикселя в блоке приводило к перекрашиванию в тот же цвет остальных пикселей, что приводило к нежелательным графическим эффектам, особенно в анимациях.

Разработчиков первых игр для платформы эта проблема особо не заботила, однако более поздние игры демонстрировали гениальные трюки для её сокрытия.

zr9hbzj8y5f0toyirwklpssadfo.jpeg


Из-за низкой цены при производстве компьютера применялись стандартные компоненты и сомнительное качество сборки.

От SRAM, использовавшейся в ZX80/81, отказались в пользу DRAM шириной 1 бит и частотой 2,7 МГц. Хотя она и не была такой же хорошей, как SRAM, это изменение было необходимым для увеличения объёма памяти и сохранения низкой стоимости. На стремление к низкой розничной цене указывали и другие аспекты Spectrum, наиболее примечательным из которых была клавиатура. Блочные резиновые клавиши было неприятно нажимать, а мембрана под ними часто выходила из строя.

Домашние компьютеры той эпохи почти полностью собирались вручную, что приводило к возникающим иногда проблемам с качеством пайки, а также неправильной установкой компонентов. Но это было неважно — у Sinclair появился ещё один хит, и за два года выручка компании почти утроилась (способствовало этому и значительное снижение цены спустя год после выпуска).

jqucgj1wocjfbiecgw5wh0nwk3q.jpeg


Первое серьёзное обновление: 128 КБ ОЗУ и большой радиатор, об который можно было обжечь руки.

За четыре года ZX Spectrum дважды обновлялся: Spectrum+ появился в октябре 1984 года (те же внутренности, улучшенная клавиатура), а Spectrum 128 — в последние месяцы 1985 года. Эта версия имела 128 КБ (в виде двух заменяемых банков на 64 КБ), отдельный звуковой чип и больше разъёмов для функций расширения и видеовывода.

Она же стала и последним домашним компьютером Sinclair — несмотря на всю свою популярность, Spectrum не смог спасти компанию от непосильных потерь. Что же пошло не так?

Всё было так кратковременно


В 1982 году Sinclair согласилась заключить лицензионную сделку с Timex Corporation, американским производителем настенных и наручных часов. Компания уже была основным производителем продукта Sinclair (производственная линия находилась в Данди, Шотландия) и бум домашних компьютеров соблазнил её попробовать себя в расширении портфолио своих продуктов для компенсации падающих продаж в её основном секторе.

Совместное предприятие, названное Timex Sinclair, не просто ребрендировала машины ZX81 и Spectrum — Timex попыталась улучшить базовую платформу дополнительным ОЗУ, более мощными чипами или дополнительными системами расширения.

Неизвестно, какой доход это принесло Sinclair, однако плохие продажи в Америке заставили Timex уйти в 1984 году из этого региона, однако она продолжала работу в других странах до начала 1990-х.

zhrvnmuj6qebyvejwb3n4xskfhy.jpeg


Последний домашний компьютер Timex Sinclair, проданный в США.

Хотя ZX Spectrum был самым продаваемым домашним компьютером в Великобритании, машины Timex Sinclair нигде и близко не продавались столь же хорошо. Устройства наподобие Commodore и Atari были гораздо более конкурентоспособны по цене и разработке продуктов. В 1985 году Commodore выпустила Amiga 1000 — очень мощную (и дорогую) машину.

Её возможности намного превосходили возможности маломощных компьютеров наподобие ZX Spectrum и она получила большую популярность в бизнес-секторе. Годом ранее Sinclair Research попыталась проникнуть на этот рынок, выпустив Sinclair QL ('Quantum Leap').

И Amiga 1000, и QL использовали в качестве основного процессора чип серии Motorola 68000. Это было гибридное устройство: оно имело 32-битные регистры и внутреннюю шину данных той же ширины, однако адресная шина памяти была 24-битной, а логические устройства и внешняя шина данных имели ширину 16 бит.

hxs1wnpz-sbwcfmnxuhvn-fpote.jpeg


Несмотря на эту сложность, с процессором Motorola было просто работать и он обладал большими возможностями. В QL компания Sinclair установила самую дешёвую версию 68008 — тактовая частота составляла впечатляющие 7,5 МГц, однако адресная и внешняя шины памяти были у́же — 20 и 8 бит.

Нижняя ценовая планка компьютера равнялась 560 долларам (400 фунтам), он содержал 128 КБ ОЗУ и сдвоенные разъёмы Microdrive (проприетарной системы накопителя на магнитных лентах). Он должен был стать привлекательным вариантом для мелких фирм с ограниченным бюджетом или государственным органам, стремящимся к снижению трат. Однако весь проект создавался в спешке и откладывался, а сам компьютер выпустили со множеством багов и проблемами с надёжностью.

Кроме того, он выглядел очень похожим на ZX Spectrum+, который все считали игровым компьютером для детей. Неудивительно, что продажи были плохими и устройство официально сняли с производства спустя два года.

f9qfvxjnljdvg1ytvcklob_lj1k.jpeg


Самый последний компьютер с маркировкой Sinclair.

Sinclair Research также пробовала разрабатывать и продавать другие продукты: наручные часы со встроенным FM-радио, электрический трицикл и карманный телевизор, однако все они провалились в продажах и подтолкнули фирму к банкротству.

После того, как Клайв Синклер потерял миллионы из собственного кармана, в 1986 году произошло неизбежное — бренд и все продукты Sinclair были проданы другому британскому производителю электроники, компании Amstrad.

Эта компания продолжила разрабатывать ZX Spectrum, но к декабрю 1990 года всё было кончено. Бизнес-пользователи перешли на PC под Windows, а игроки отдавали предпочтение машинам типа Atari ST и консолям. Производство старого фаворита было остановлено, и компьютеры Sinclair отошли в прошлое.

Золотое наследие


Почему же мы вспоминаем истории о компании, имевшей столь краткий момент славы? Её «железо» не было уникальным, особенно по сравнению с непосредственными конкурентами, зато оказалось дешевле. ZX81 и ZX Spectrum продавались в Великобритании невероятно хорошо, однако значительно хуже на других рынках.

Именно поэтому мы всё ещё продолжаем говорить о машинах наподобие ZX Spectrum. Их ограничения и большая база пользователей породили одних из самых известных современных разработчиков игр. Британские разработчики Ultimate Play The Game получили на этой платформе огромный успех, позже превратившись в Rare (создателей Donkey Kong, GoldenEye 007, Banjo-Kazooie и многих других известных игр).

c__qendf-q0kuj2yu_r1abdspc4.png


Knight Lore компании Ultimate — судьбоносное достижение в истории игр.

Создатели бесчисленного количества гоночных игр из Codemasters начинали свою карьеру на 8-битных компьютерах, работая в своих спальнях после школы. А история Rockstar North уходит корням и в середину 1980-х, когда её основателям хорошо было известны радости программирования для машины Sinclair.

Поэтому вас не должно удивлять, что ZX Spectrum продолжает жить в виде эмуляторов и на бесчисленных фанатских веб-сайтах. Предпринималось даже несколько попыток воспользоваться ностальгической популярностью миниконсолей в формате краудфандинговых проектов наподобие Spectrum Vega и Next.

Но даже если у вас никогда не было таких компьютеров или вы даже не слышали о них раньше, игры, в которые вы играете сегодня, по-прежнему многим обязаны этой дерзкой маленькой коробочке.


На правах рекламы


Воплощайте любые идеи и проекты с помощью наших VDS с мгновенной активацией на Linux или Windows. Сервер готов к работе через минуту после оплаты!

8p3vz47nluspfyc0axlkx88gdua.png

© Habrahabr.ru