[Перевод] Какими приложениями, играми и интернет-магазинами пользуются китайцы
Недавно я прочитал заметку в CNN news о том, какие приложения подростки используют в США. Мне она показалась чрезвычайно любопытной. Думаю, я удовлетворю интерес иностранцев, рассказав о приложениях и играх, которыми пользуются китайцы.
В Китае пользователи в экосистеме приложений разделены в основном на географические и возрастные группы. В этой статье расскажу только о приложениях для возрастной группы «от 20 до 50» из городов первой и второй категории. В таких городах уровень жизни приближен к стандартам развитых стран.
В этой статье я познакомлю вас только с приложениями, установленными в 8 из 10 телефонов. Чтобы не тратить время на объяснения, такие приложения будут отмечены золотой рамкой. Это значит, что такие приложения являются сверхпопулярными и их можно найти практически в каждом телефоне.
Розовая рамка будет обозначать аналогичное некитайское приложение, не используемое в Китае.
МессенджерыИ WeChat (微信), и QQ выпущены мобильным гигантом Tencent. WeChat близок по функциям к WhatsApp. Но это огромное приложение со множеством расширений: в нём есть функции соцсети под названием «Круг друзей» (朋友圈), которое сильно похоже на Facebook. В Китае много социальных сетей, платформ для обмена фотографиями и микроблогов, но все они стали почти неактивными после распространения WeChat.
Ещё одна серьёзная функция WeChat — встроенный электронный кошелёк, которым можно пользоваться по принципу «коснулся-оплатил» в большинстве розничных магазинов, а также совершать онлайн-покупки и покупки в приложениях. В последнее время Tencent агрессивно рекламирует кошелёк WeChat, предоставляя при каждой покупке субсидии и магазину, и покупателям.
Из примера WeChat и других приложений, о которых я расскажу ниже, вы поймёте, что китайские приложения стремятся к подходу «всё в одном».
QQ больше используется на настольных компьютерах в офисах. Конкуренция и WeChat точно такая же, как у Skype и WhatsApp на Западе. Люди устанавливают QQ на телефоны в основном чтобы общаться по рабочим вопросам.
Кошельки и финансовые приложенияДля финансовых вопросов большинство людей устанавливает Alipay (支付宝) и приложение своего банка. Alipay — это ещё одно всеобъемлющее приложение, с его помощью можно делать то же самое, что с Android Pay и PayPal. Кроме того, можно оплачивать всевозможные услуги: электричество и газ, счета за связь и т.д.
Alipay работает почти как банк, в нём доступны все банковские функции: снятие и внесение средств, перевод денег на банковский счёт другого лица, покупка ценных бумаг и страховок и т.д.
Крупнейший китайский конкурент Alipay в качестве виртуального кошелька — кошелёк WeChat.
В большинстве магазинов можно найти такой значок для кошельков Alipay и WaChat, сканированием кода можно оплатить покупку.
У Alipay есть бесчисленное количество расширений. Например, в нём есть мессенджер наподобие WeChat, ещё там есть страница для поиска ближайших к вам ресторанов и развлечений, точно так же, как в Groupon.
Онлайн-покупкиДо эры мобильных приложений крупнейшим онлайн-рынком в Китае был Taobao (淘宝). На нём были продавцы от международных мега-корпораций до физических лиц. На Taobao вы найдёте всё, что можно легально продавать в Китае, от мотоциклов до зубочисток. Многие магазины в Taobao предоставляют услуги пересылки, с их помощью можно покупать товары из Парижа и Нью-Йорка по вполне приемлемой цене. Также Taobao открывает людям из менее развитых стран возможность покупки дешёвой и качественной китайской одежды и предметов быта.
Внутри станции компании экспресс-доставки в провинции Чжэцзян. Сотрудники выполняют повседневную работу по обработке посылок из магазинов Taobao.
JD (京东) — это похожая на Amazon компания, она продаёт почти то же, что и Amazon. У них с Amazon в Китае сильнейшая конкуренция. JD известна продажей электротоваров, как Amazon — продажей книг.
Поиск таксиВ Китае сейчас идёт яростная битва между Uber и местной DiDi (嘀嘀). DiDi покрывает больше городов, больших и маленьких. Можно вызвать такси, лицензированное компанией DiDi. Похоже, Uber борется за своё место, предлагая более низкие тарифы.
НовостиСуществует множество новостных приложений. Самые популярные выпущены Netease и Tencent.
Карты и навигацияКарты Baidu (百度地图), в сущности, скопированы с Карт Google. Они полезны только внутри Китая, потому что данные стран за пределами Китая неполные. Кстати, Google заблокирован в Китае, так что использовать его приложение карт не удастся.
Приложение Карты Gaode (高德地图) стало самым популярным ПО для автонавигации. Оно установлено в старых GPS-навигаторах и приобретается платно.
Поиск ресторанов и развлеченийЭти два приложения, Meituan (美团) и Nuomi (糯米), похожи на Groupon, и между собой почти одинаковы.
Сначала они определяют ваше местоположение по GPS и предлагают магазин или услугу в зависимости от выбранных фильтров: по расстоянию, рейтингу, цене и т.д. По моим ощущениям, эти китайские приложения покрывают больше типов потребительских услуг, чем их аналоги в США, с более детализированной классификацией. Прогулявшись на пару кварталов дальше от своей квартиры, вы обнаружите, что более 80% бизнесов зарегистрировано в приложениях: услуги по продаже еды, массаж, обслуживание, спортзалы и т.д.
Для привлечения допольнительных пользователей эти приложения проводят кампании со скидками на каждый заказ, то есть, фактически, «покупают» пользоватлей за реальные деньги.
Еда на выносЕда на вынос — это, в основном, неформальные блюда и «перекусы», такие как сэндвичи и тортильи. В США такая еда в основном заказывается через приложения Seamless и Grubhub.
В Китае рестораны и продуктовые магазины, от подающих обеды из 18 блюд до фаст-фудовых забегаловок, по заказу клиентов упаковывают и доставляют еду. Раньше клиенты оставляли заказы по телефону, а теперь через приложения.
Есть два самых популярных приложения: Meituan Waimai (美团外卖) и Baidu Waimai (百度外卖), они сотрудничают с ресторанами и уличными кафе. У них есть собственный штат курьеров.
В Китае это интересное зрелище — на «обеденных» улицах стоят группы курьеров в красивой униформе и с электроскутерами, ожидающие рядом с большими ресторанами. Получив заявку из системы, один из них заходит в ресторан, забирает упакованную еду и отвозит её клиенту.
Магазины игр и приложений5 самых популярных однопользовательских и MMO-игр.
Игры отличаются от приложений тем, что зарабатывают деньги своей продажей. Масштаб и тенденции китайского игрового рынка сегодня привлекают большое внимание. Количество китайских игроков огромно, игры любого жанра имеют астрономическое количество игроков. В статье я рассмотрю только самые популярные жанры.
Общая ситуация на китайском рынке мобильных игр такова: популярнейший и самый прибыльный жанр — это MMORPG, в нём существует бесчисленное количество игр. В остальных типах игр, например «три в ряд», «башенная защита» и в карточных, игра номер один обычно удерживает монопольное положение.
MMORPG梦幻西游 («Фэнтези о «Путешествии на Запад») — это игра с национальными мотивами, она принадлежит к старой франшизе с большим количеством фанатов. 梦幻西游 и многие подобные ей MMORPG имеют общие признаки: все они качественные и с красивой графикой. Обычно они основаны на китайской мифологии уся (восточные единоборства).
Вне зависимости от используемой боевой системы: JRPG-арена, стиль Diablo или 2D-скроллер — во всех них присутствуют одинаковые игровые механизмы: повышение уровня, поиск вооружений, основные квестовые задания, социальные и командные задания, которые очень близки сердцам китайцев.
В 西游 используется боевой стиль JRPG и упрощения для мобильных устройств с помощью автоматических боёв.
Ниже представлены скриншоты из популярных MMORPG.
Три в ряд (Match 3)开心消消乐 (Happy Match) — это популярная во всём Китае игра, ежемесячно приносящая прибыль в 100 миллионов юаней (15 миллионов долларов). Из-за своего стиля она не может встать в один ряд с лучшими в мире играми жанра «три в ряд», такими как серия Candy Crush и Cookie Jam. Но она представляет собой отличный пример того, как мобильная игра может построить свой успех на Wechat/QQ компании Tencent.
На Западе виральность мобильных игр сильно зависит от связи игроков через Facebook. Как я писал выше, аналогичная платформа в Китае — это Wechat/QQ. И все игры, сильно зависящие от круга друзей, должны тесно сотрудничать с Tencent, потому что в отличие от Facebook, платформы Tencent не открыты для разработчиков.
Игра номер два жанра «три в ряд» в Китае — это 宾果消消乐 (Colorful Fruit Match), и она сильно отстаёт от номера один. А номера три в Китае нет.
Candy Crush Saga и Cookie Jam вошли на китайский рынок уже давно, но в таблице лидеров вы их не найдёте.
РаннерыСамая популярная 2D-игра жанра «раннер» — 天天酷跑 (Everyday Cool Run) компании Tencent. Геймплей у неё неплохой, но социальные функции и система улучшений оборудования и питомцев делают игру довольно запутанной. Игра-раннер должна быть достаточно простой, в неё ведь можно начать и бросить играть в любой момент, правда?
Два самых популярных 3D-раннера — Subway Surfers и Temple Run 2. Они превосходны, в этих играх гибкое управление и в них регулярно добавляется новый контент. Есть кучи других китайских 3D-раннеров, но они не нашли места в таблице лидеров: китайские разработчики обычно не очень хорошо «схватывают» нюансы, необходимые для активных игр.
Игры типа Clash of ClansВ Китае, как вы можете догадаться, есть гораздо больше имитаций и клонов игр такого типа, чем в остальном мире. Однако Clash of Clans всё равно удерживает первое место в Китае. И её успех привёл к тесному соседству с ней в таблице лидеров Clash Royale.
MinecraftКак и во всём мире, Minecraft, похоже, установлен в телефоне или планшете каждого ребёнка. Сейчас они сходят с ума по режиму Story Mode.
Коллекционные карточные игрыФраншиза WarCraft имеет огромную базу фанатов в Китае, поэтому ни одна игра не может конкурировать с Hearthstone.
Карточная игра 刀塔传奇 (Dot Arena) получила массовый успех. В отличие от Heathstone, игра картами ведётся не на столе: игрок сражается группой героев в режиме автоматического боя. Игра примечательна тем, что Blizzard ведёт долгие юридические тяжбы с её разработчиком из-за плагиата графики.
«Неформатные» игрыНельзя сказать, что такие игры получили в Китае массовый успех, но их разработчики обычно говорят, что продажи поставили неожиданный рекорд.
Другие популярные игрыМузыкальные, FPS, «башенная защита», покер.И о Pokemon Go
Несколько лет назад почти у каждого ребёнка из состоятельной семьи был Game Boy или GB Color с обязательным картриджем Pokemon. Видно, что Nintendo крепко здесь основалась, и можно понять, что было бы, если бы она выпускала свои мобильные игры в Китае.
«Pokemon Go: причиной серьёзной аварии стал водитель, остановившийся посреди дороги, чтобы поймать Пикачу!»
Если Pokemon Go будут выпускать в Китае, то компании придётся заменить Google на китайских партнёров, занимающихся картами и соцсетями. Не знаю, к чему бы это привело. И лучше, если игра никогда не появится в Китае, потому что иначе будет много историй о преследующих Пикачу подростках, сбитых машинами, или о детях, падающих в канавы.