[Перевод] Какими могут быть идеальные шахматы
Все прекрасно знакомы с шахматами, но существует целый мир их разнообразных вариантов, в которых меняются детали базовых шахматных правил, а порой переосмысливается вся игра (для улучшения игрового процесса или его обновления). Существует даже веб-сайт, посвященный различным вариантам шахмат.
Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких разновидностях классических шахмат: Crazyhouse, больших шахматах и сёги. Также я хочу предложить вам комбинацию из первых двух вариантов — думаю, когда я попробую в нее сыграть, эта игра станет моей любимой.
I
Сёги — это версия шахмат, родом из Японии, и она сильно отличается от западных шахмат — и западные шахматы, и сёги непрерывно эволюционировали из индийской игры чатуранга. Основное различие между сёги и привычными нам западными шахматами заключается в том, что игрок, взявший фигуру оппонента позже может выставить ее как свою собственную. Впрочем, если бы игры отличались только этим, то партии в сёги были бы безумными. Фигуры в западных шахматах настолько сильны, а король настолько слаб, что игра была бы переполнена опасными ситуациями. Игрокам потребовалось быть постоянно бдительными в отношении потери фигур, а если не уделять достаточно внимания, то можно получить мат за несколько ходов.
Фактически, эта версия как раз и является игрой Crazyhouse, и ее особенность как делает игру столь любимой и увлекательной, так и препятствует тому, чтобы ее воспринимали так же серьезно, как и традиционные шахматы. Существует два решения этой проблемы: можно усилить короля, что даст ему больше мобильности, которая позволит ему лучше уклоняться от безумия, создаваемого павшими фигурами, либо фигуры можно ослабить, что сделает их намного менее мощными. В частности, можно ослабить их влияние на больших расстояниях. В сёги ослаблены фигуры. Дальнобойные и мощные фигуры из шахмат заменены на фигуры с ограниченной мобильностью. Так, например, копье в сёги двигается как ладья, но может ходить только вперед (таким образом, копье может занимать положение только на пути перед собой). Ума (от яп. — конь) двигается как конь, но может смещаться только в два крайних положения перед собой. Также в сёги есть серебряные и золотые генералы, которые могут двигаться в подмножествах направлений короля. Поскольку каждая отдельная фигура в сёги ненамного сильнее короля, самому королю легче уклоняться от угроз, создаваемых отдельными фигурами. Мат, в свою очередь, можно поставить только тогда, когда фигуры используются согласованно для создания ловушки для короля (это основа цумэ-сёги, аналога шахматных задач с постановкой мата. Их интересно решать, и я рекомендую попробовать их, чтобы понять, чем мат в сёги отличаются от мата в традиционных шахматах).
Думаю, сёги и Crazyhouse могут решить мои проблемы с традиционными шахматами: игры часто заканчиваются ничьими, а эндшпили редко бывают интересными. Иногда в эндшпилях традиционных шахмат встречаются интересные головоломки, но финалы в сёги обычно более веселы и увлекательны.
I a (взгляд со стороны)
Продолжая тему с сёги и Crazyhouse, должен отметить, что фигуры в японской игре заметно отличаются от традиционных:
Мне очень нравится то, как эти фигуры выглядят. Также они решают проблему, связанную с выбыванием фигур: если использовать традиционные шахматные фигуры, то потребуется два набора. Армия каждого из игроков может быть удвоена, потому что они могут захватывать фигуры противника. Фигуры из сёги же можно просто переворачивать обратной стороной по отношению к оппоненту — таким образом, одного набора фигур будет достаточно. Впрочем, хоть это решение и работает, мне кажется что играть в Crazyhouse с фигурами из сёги неверно — Crazyhouse все же основана на традиционных шахматах, и мне кажется, что лучше использовать обычные шахматные фигуры. Для меня идеальным решением было бы использование ассиметричных традиционных фигур с привычном дизайном: у фигур можно сделать плоскими вершину и основание, чтобы их можно было переворачивать и менять цвет (один конец будет черным, а другой — белым). Линию разделения цвета можно сделать диагональной, чтобы один игрок видел один цвет, а его соперник — другой.
II
Неоднократно отмечалось, что в традиционных шахматах ощущаются завершенность и полнота: ладья и слон двигаются в определенных направлениях — перпендикулярно/параллельно полю битвы или по диагонали, соответственно. Если вокруг каждой фигуры отметить квадраты 5×5 клеток, то там будут места, куда может попасть конь, но не могут попасть ладья и слон. А ферзь, по сути, представляет собой комбинацию ладьи и слона. Все эти правила кажутся взаимосвязанными, почти совершенными и платоническими. Почти идеально, ведь в традиционных шахматах нет двух комбинаций: ладья + конь и слон + конь. А ведь именно такими фигурами (они называются маршал и кардинал, соответственно) было бы интересно играть, хотя не стану спорить — без них в шахматы играть лучше. Существует несколько версий игры с такими фигурами, наиболее известная — Шахматы Капабланки, большие шахматы, придуманные чемпионом мира по шахматам Дж. Р. Капабланкой и гейм-дизайнером Кристианом Фрилингом. Отличительная особенность этой игры в том, что в ней используется поле размером 10×8 клеток (широкими сторонами к игрокам), в то время как в больших шахматах используется доска 10×10, на которой у всех фигур есть свободные столбцы позади (кроме ладей, они находятся в углах). Что насчет рокировки? Все просто: рокировки в больших шахматах нет.
Изменение ширины доски в шахматах Капабланки и больших шахматах позволяет добавлять в армии игроков маршалов и кардиналов. Если не учитывать дополнительные фигуры и увеличенную доску, в больших шахматах такие же правила, как и в обычных. Впрочем, я думаю, что их стоит всерьез рассматривать как альтернативу традиционным шахматам.
III
Возможно, стоило бы написать введение в различные варианты шахмат, но сейчас речь не об этом. Три разновидности нетрадиционных шахмат в этой статье, конечно, представлены, но выбор из них весьма ограничен. В мире альтернативных шахмат существуют поистине безумные, дурацкие, забавные и гениальные идеи, касаться которых в этой статье я не буду. Этот текст об игре, которая может стать настоящей заменой традиционным шахматам — кроссовере больших шахмат и Crazyhouse с небольшими изменениями, которые позволят разобраться с механикой выбывания фигур из Crazyhouse. Очевидно, что шахматы Капабланки и большие шахматы изначально задумывались как конкуренты традиционным шахматам. Сёги, в свою очередь решают ту проблему, которая меня беспокоит: я считаю, что традиционные шахматы слишком часто заканчиваются ничьими, а эндшпили менее захватывающие, чем у Crazyhouse и сёги. Идеальная для меня игра будет больше похожа на Crazyhouse, потому что механика выбывания фигур делает партии более увлекательными. Как я писал ранее, хоть Crazyhouse и забавная игра, она слишком напряженная и непредсказуемая, чтобы бросить вызов традиционным шахматам (по крайней мере, об этом я размышлял, когда задумывал этот пост). У этой проблемы есть два решения. Первое — использовать правила, аналогичные сёги — ослабить все фигуры до уровня короля, чтобы ему было проще выживать, но тогда игра значительно отходит от традиционных шахмат. Мы получим не просто вариант шахмат, а совершенно другую игру. Мне она нравится, но в ней нет духа шахмат. Мне нужна такая игра, в которой будет сохранено сердце традиционных шахмат, но будет добавлена динамика за счет выбывания фигур –, но более сбалансированная и разумная, чем в Crazyhouse.
Давайте рассмотрим один из вариантов исправления баланса в Crazyhouse: вместо того, чтобы ослаблять фигуры, можно усилить короля. Его можно сделать более проворным и дать ему возможность выживать в условиях массового выбывания фигур. Я еще не тестировал эту идею, но мне кажется уместным добавить королю возможность ходить назад на 4 позиции, доступные коню. У короля добавится умеренная доля мобильности, а ограничение на движение назад гарантирует, что он будет защитным элементом и не получит атакующей силы. Плейтесты могут показать, что это слишком слабая способность (я и не думал, что она будет слишком сильной). Если так оно и окажется, то стоит иным образом изменить возможности передвижения короля. Ясно, что повышение его мобильности добавит играм с массовым выбыванием фигур баланса.
Идеальные шахматы
Итак, отличия идеальных для меня шахмат от традиционных будут заключаться в следующем:
- Игра должна вестись на поле размером 10×10 клеток (вместо традиционных 8×8). Я считаю, что более широкая доска сделает игру более увлекательной и глубокой
- В игре должны быть маршалы (ладья + конь) и кардиналы (слон + конь), а фигуры должны расставляться как в больших шахматах (чтобы исключить рокировки)
- Когда фигура взята, захвативший ее игрок должен иметь возможность вывести ее на поле (работает так же, как в Crazyhouse или сёги)
- В дополнение к своим обычным ходам, король должен иметь возможность двигаться назад на 4 клетки из ходов коня. Фигуры могут быть взяты такими ходами.
В идеале в игру можно было бы играть с использованием высоких, двухцветных, антисимметричных фигур, которые я описал в разделе I a этого поста.