[Перевод] Как создать стартап-империю, не продав при этом своей свободы

rtkoogjhqd5knzninctduodzs30.jpeg

Легко найти работу в стартапе. Найти такого основателя стартапа, чье мировоззрение вы разделяете — сложно.

Я сижу рядом с таким основателем, чьим мировоззрением восхищался весь прошлый год.

Мы сидим в «Старбаксе» в центре Сингапура, тут до невозможности шумно, но, пожалуй, сейчас этот гвалт меньше всего волнует нас обоих.

Мы встретились, чтобы обсудить плохие новости.

Его только что выгнали из стартапа, который он сам же и основал два года назад.

Он и не подозревал, что у него за спиной инвесторы и сооснователи вынашивают чудовищный план.

«Я больше не хочу работать с вами», — сказал ему один из инвесторов, а двое сооснователей сидели по другую сторону стола и в молчании наблюдали за всем этим.

Ему пришлось не только сложить с себя полномочия CEO: его также вынудили расстаться с теми немногими акциями, которые он себе оставил в собственноручно созданном стартапе.

За несколько последних месяцев его мечта — делать продукт, который нравится клиентам — постепенно превратилась в работу над продуктом, который хотят инвесторы.

И эти же инвесторы захотели его выгнать.

Переведено в Alconost

Малое — это новое большое


Инвесторы — не зло. В конце концов, большинство из них искренне желают вкладывать в свои инвестиции не только деньги, но и ценность.

Однако, создать стартап-империю можно не только при помощи инвесторов.

05ee128e1d402d20aac5db4b70cf0a9a.png

Существует альтернативный путь, проторенный основателями другого сорта; недавно их стали называть собирательным термином «бутстрапперы». Это предприниматели, выстраивающие свое дело с минимальным привлечением внешнего финансирования или без него.

В последнее время все больше бутстрапперов стали рассказывать о себе и о своем пути. Однако, обычно они вещают не столь громогласно, как те, кто отдают целые состояния PR-агентствам, чтобы анонсировать свои очередные миллионные транши, получаемые от венчурных капиталистов.

Вы не увидите бутстраппера, который готовит инвестиционную презентацию в то время, когда он позарез нужен команде. Они совершенно не заморачиваются по поводу «пробиться в топ TechCrunch»; аналогично, они не занимаются персональным брендингом в Snapchat или Instagram.

Их интересуют реальные клиенты, готовые вознаградить их своими платежами.

Можете обратиться к любой индустрии — и убедиться, что самофинансирование не только возможно, но и невероятно прибыльно:

Аналитика и SEO? Поисковые роботы Ahrefs уступают лишь гугловским.

Маркетинг по электронной почте? У MailChimp более 14 миллионов клиентов.

Сбор данных? У JotForm более 3,2 млн пользователей и более 100 сотрудников.

Продуктивность? Todoist — лидер на рынке.

Управление проектами? У Basecamp есть офисы более чем в 30 городах по всему миру.

У большинства из этих стартапов, созданных без посторонней помощи, больше клиентов (и выше прибыль), чем у конкурентов, опирающихся на поддержку венчурных капиталистов.

Часто они выстраивают свои империи неброско, уделяя больше внимания тому, как работает продукт, а не бахвалясь им.

Естественно, не каждый стартап можно вырастить самостоятельно; подход «под одну гребенку» в бизнесе неприменим.

Однако, бутстрапперы напоминают нам, что необходимо скептически воспринимать почти все, о чем вещают стартап-медиа, начиная с вопроса о том, «а почему мы в первую очередь стремимся обзавестись финансированием»?

Малое — это новое большое. Я расскажу вам, почему.

59a83d6c4efe35b97557582eb3cf43b2.png
Путь Джоэла. Самофинансирование.

1. Что делать: бросить работу или сварганить сайд-проект?


Скепсис бутстраппера по поводу общепризнанной стартапной «мудрости» начинается буквально «с начала координат».

Бутстраппер редко прислушивается к мейнстримовым предпринимательским советам, согласно которым существует всего один путь к успеху стартапа, и этот путь линейный:

1. Для начала — игнорируй «ненавистников».
2. Затем брось работу.
3. А теперь вкалывай по 80 часов в неделю.

Даже я придерживался этой модели, распрощавшись с причудливым корпоративным адом и погнавшись за мечтой — которую тогда и мне самому еще предстояло как следует осознать.

Если бросить основную работу еще до того, как проблема будет решена, вы получите все ту же 80-часовую рабочую неделю, однако, давление и стресс окажутся еще сильнее. Вы будете наблюдать, как ваши деньги вылетают в трубу, а вскоре почувствуете, что начинаете терять рассудок.

Напротив, большинство бутстрапперов начинают свой бизнес как сайд-проект, продолжая тем временем работать на фултайме.

Лишь когда сайд-проект становится жизнеспособен и начинает приносить стабильный доход, бутстраппер уходит с работы и ставит все на свое дело.

Поговорим об основателях тех стартапов, которые я упоминал выше:

Ahrefs…

  • Задолго до того, как бросить штатную работу, основатель Ahrefs Дмитрий Герасименко изучил варианты сразу нескольких сторонних проектов.
  • Еще в 2006 году, продолжая работать программистом на фултайме, он на собственную зарплату нанимал других программистов, которые помогали ему с этими сайд-проектами.
  • Лишь когда Дмитрий стал зарабатывать на этих сайд-проектах больше, чем по основному месту работы, он ушел с основной работы и стал выяснять, какой из его проектов обладает наибольшим потенциалом.
  • Спустя четыре года экспериментов с различными сайд-проектами, он объединил четыре в один и создал ведущую аналитическую платформу: тот Ahrefs, который мы знаем сегодня. Сейчас Ahrefs идет ноздря в ноздрю с Google.

fda7e78d40a73830b6337255bef8b2b2.png

JotForm…

Работа на фултайме не помешала Айтекину Танку создать продукт, которым сегодня пользуются 3,2 миллиона человек:

«Я привык вставать в 6 утра, отвечать на вопросы клиентов, затем шел на работу. Мне понадобилось еще 5 лет, прежде, чем я смог бросить работу и запустить собственную компанию — хотя, у меня уже был успешный продукт».


2. Медленный рост — это новая «хоккейная клюшка»


Что важнее: выручка или прибыль ?


В компаниях, финансируемых венчурным капиталом, либо просто купающихся в деньгах, популярна идея: «давайте наймем как можно больше сотрудников, чтобы захватить лидерство во всех маркетинговых каналах!»

Большинству инвесторов такой подход также нравится. Они хотят как можно скорее отбить свои деньги, поэтому требуют от стартапа экспоненциального роста.

Быстрое расширение штата и графики в форме «хоккейной клюшки» хорошо смотрятся на бумаге. Таким образом, мы также подразумеваем, что будем наращивать, прежде всего верхнюю линию (выручку), а каверзной проблемой прибыли займемся позже.

А что бутстрапперы? Они сразу стремятся к прибыли. Поскольку потоки инвестиционных денег на них не льются, их единственная цель — прибыль.

Однако, если сосредоточиться на прибыли, то можно добиться свободы.


Свобода наступает не в тот момент, когда вы, наконец, выходите из игры и продаете свой стартап.

Тратьте меньше, чем зарабатываете — и сможете расти в комфортном темпе, не выгорая при этом на работе.

Дмитрий, основатель Ahref, предпочел свободу 80-часовой каторге, поэтому мог выделить неделю на общение с семьей даже в периоды сильной занятости.

Другие бутстрапперы придерживаются таких же принципов и стараются разумно выстраивать жизнь. Основатель Todoist Амир часто гуляет в парке со своим малышом, а основатель JotForm Айтекин собирает оливки вместе с родителями.

«Я знаю, что полноценная семейная жизнь не приведет меня в топ TechCrunch, просто у меня есть своя мера успеха.
Я растил свое дело медленно и потратил 12 лет, пока бизнес не стабилизировался –, а теперь он вполне работает и без меня».
 — Айтекин Танк


Наняли, уволили или о разумном устройстве стартапа


Синдром упущенной выгоды (СУВ) реален, но стратегически он не слишком хорош. Бутстрапперы доказывают, что Силиконовая Долина — не единственное место, где можно превратить стартап в империю.

Дмитрий выстроил свою империю Ahrefs в Сингапуре, проект Jotform работает в Турции, Todoist — в Испании, MailChimp — в Атланте, Basecamp — в Чикаго, не говоря уж об их распределенных командах (сотрудники этих компаний работают по всему земному шару).

Можно строить что угодно откуда угодно.

Кроме того, бутстрапперы, в отличие от фанатиков 80-часовой недели, серьезно выступают за то, чтобы заниматься работой только на работе.

Неудивительно, что у них в офисах нет настольного тенниса или полного холодильника с пивом — ведь такие штуки нужны, чтобы сотрудники днями и ночами сидели на работе. Однако, независимые стартаперы предлагают разгрузочные часы.

Вместо того, чтобы «быстро нанять — быстро уволить» такие независимые стартаперы подбирают кадры медленно и не спеша выращивают бизнес.

Если чувствуешь ответственность за тех, кого нанял, это свидетельствует о целостности компании, а армия сотрудников зачастую лишь выдает тщеславие, и бутстрапперы не могут позволить себе такой роскоши — размениваться на показуху.

«Оптимизируй отдачу, а не количество нанимаемых сотрудников».
 — отмечает Амир, основатель Todoist, гордо признающийся, что до сих пор его компанию добровольно покинул всего один человек


То есть, коэффициент удержания в этой компании составил 97.5% за пятилетний период.

3. Сначала генерируйте ценность — и вас оценят


Ahrefs потребовалось 7 лет, чтобы превратиться в империю в сегменте SEO (конкуренция здесь исключительно жесткая). Они тихонько создавали свой продукт, пока конкуренты запускали одну многомиллионную кампанию за другой.

JotForm накопил 3,2 миллиона пользователей не за одну ночь. На это потребовалось 12 лет упорного труда.

Их конкурент Typeform недавно заключил еще одну сделку о финансировании, привлек 35 миллионов долларов. JotForm обошелся без заимствований.

Однако, игра в долгую окупается. Айтекин, основатель JotForm, недавно рассказал о том, как получил целый миллион новых подписок за год — потому что сосредоточился не на конкуренции, а на клиенте.

Спустя 10 долгих лет Todoist превратился из персонального проекта в приложение, помогающее людям выполнять десятки миллионов задач. Основатель Todoist попадает в яблочко, описывая, что подвигло его самостоятельно взяться за этот проект:

«Что лучше стратегии свертывания? Долгосрочная миссия, которая действительно волнует вашу компанию. Стремление выстроить такую компанию, которая, возможно, переживет вас и позволит создать нечто истинно ценное».


Каждый основатель хочет, чтобы название его стартапа стало именем нарицательным. Но не все готовы вкалывать изо дня в день на протяжении десяти лет.

Солидный счет в банке не гарантирует успеха


Раскочегаривание собственного бизнеса — это хорошо. Помогает обнаружить в себе скрытый потенциал, о котором вы даже не подозревали.

Заставляет сосредоточиться на создании чего-то, во что стоит вкладываться, а не разбазаривать ресурсы, пытаясь пробиться в топ TechCrunch.

В конце концов, придется либо поплыть, либо утонуть.

Когда инвестор не заглядывает вам через плечо, меньше отвлекаешься. Меньше отвлекаешься — у тебя больше времени сосредоточиться на том, ради чего ты и создавал свою компанию, на продукте.

Вполне возможно, что никто попросту не сможет понять вашего клиента так хорошо как вы:

«Всякий раз, когда доводилось общаться с потенциальными инвесторами, не складывалось впечатления, что они разбираются в малом бизнесе. В глубине души все время кажется, что так быть не должно».
 — Бен Честнат, основатель MailChimp


Медленный рост — замена хоккейной клюшке. Он устойчивый. Разумный.

Бутстрапперы доказывают, что и маленькая команда способна играть в высшей лиге. Они вдохновляют нас на то, чтобы мы решились потратить время, наращивать бизнес в комфортном темпе и работать как следует.

Когда бюджет невелик, учишься ценить каждый доллар и добиваться прибыли. А прибыль — это свобода.

Малое — это новое большое.

О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

Подробнее

© Habrahabr.ru