[Перевод] Как OceanGate превратился из прорывного стартапа в глубоководную катастрофу

Редакция издания Motherboard покопалась в многолетних архивах OceanGate и получила впечатление о компании, которая неоднократно рассказывала о коммерческих перспективах глубоководной разведки, вводя общественность в заблуждение относительно своих заявленных связей с уважаемыми правительственными органами и частными компаниями.

19bfc5a33dda8bc0e9957e290bd5ce20.jpg

В солнечный день апреля 2018 года Стоктон Раш слегка кивнул, когда камера начала съёмку. Стоя на серебристой спусковой платформе, находившейся в Вашингтоне, Раш, генеральный директор компании OceanGate, занимающейся исследованием океана, намеревался «окрестить» новейший подводный аппарат компании — «Титан». Перед толпой, насчитывающей около десятка человек, Раш объяснил свою мотивацию для запуска нового судна, которое, как он ранее говорил, опустится на глубину 4000 метров.

«Эта технология — то, что нам нужно для исследования океанских глубин», — сказал он, добавив, что «Титан» откроет 50 процентов планеты. Этот момент готовили девять лет, после того как OceanGate впервые был запущен в 2009 году. И Раш предположил, что это ещё не конец. Он сказал, что OceanGate уже разрабатывает новую подводную лодку под названием Cyclops 3 — проект «Титан» дебютировавший в 2018 году, изначально носил название Cyclops 2 — которая будет погружаться на глубину 6 000 метров, что означает, что она сможет исследовать 98% всех океанов планеты. Он также упомянул продукт «виртуальной реальности» OceanGate, который сделает океаны доступными для всех.

Время от времени заглядывая в шпаргалку, Раш поблагодарил команду OceanGate, партнёров, предоставивших различные технологии для судна, и ещё одну группу: акционеров OceanGate.

«Я также хочу поблагодарить всех наших акционеров, которые оказали потрясающую поддержку этому проекту, и без которых мы не смогли бы этого сделать, — сказал Раш собравшимся. — Времена государственного финансирования прошли. Такие вещи вновь нужно сделать частными предприятиями, как это было в начале прошлого века, когда обеспеченные люди делали возможными изыскания».

И недавно, через пять лет после этого спуска на воду, «Титан» пропал в море с пятью людьми на борту после того, как подводный аппарат потерял связь во время погружения к «Титанику», самой интересной цели, из которой компания OceanGate сделала любопытную смесь из приключенческого туризма и номинально научных попыток документирования разрушающегося затонувшего судна. Пятёрка людей — это любитель приключений Хэмиш Хардинг, исследователь и директор по подводным исследованиям компании, владеющей правами на спасение «Титаника» Поль-Анри Наржоле, бизнесмен Шахзада Давуд и его сын-подросток Сулеман, а также сам Раш. Пока ещё оставалась надежда на спасение, несколько команд высококвалифицированных специалистов и военные машины искали следы судна и его обитателей в 400 милях к югу от Сент-Джонса, Ньюфаундленд.

Пользователи социальных сетей и журналисты начали исследовать каждую мелочь, связанную с батискафом и его экспедицией, начиная с того, что она управлялась игровым контроллером, до использования интернета Starlink на судне поддержки и неоднократных предупреждений о проблемах с безопасностью «Титана».

В течение десяти лет компания OceanGate тщательно документировала разработку своих подводных лодок, свой бизнес и свою философию «ответственной коммерциализации» в многочасовых видеороликах на YouTube, у большинства из которых, как и у ролика о крещении «Титана», очень мало просмотров. В процессе подготовки этой статьи Motherboard просмотрела десятки видеороликов на двух разных каналах: OceanGate, у которого чуть более 1000 подписчиков, и более популярного (и более нового) OceanGate Expeditions, который в основном посвящён турам к «Титанику», и несколько видеороликов которого стали вирусными после исчезновения «Титана», а также множество рекламных материалов, пресс-релизов и новостных статей, освещающих деятельность OceanGate и её партнёров.

Отчасти образ передовых технологических инноваций и безопасности, который компания OceanGate пыталась создать в своих видеороликах, был основан на часто и много рекламируемом сотрудничестве с Boeing, NASA и Университетом Вашингтона. Эти учреждения действительно поддерживали отношения с OceanGate, но ни одно из них не было столь значительным, как утверждает OceanGate. Сама компания отказалась от комментариев, ограничившись заявлением о том, что её текущее внимание сосредоточено на благополучии экипажа «Титана». Хотя на сайте компании говорится, что Titan был «разработан и спроектирован OceanGate Inc. в сотрудничестве с экспертами из NASA, Boeing и Университета Вашингтона», но глава Лаборатории прикладной физики UW, например, сообщил Motherboard в заявлении, что «не участвовал в разработке, проектировании или тестировании подводного аппарата TITAN, используемого в экспедиции RMS TITANIC».

Видеоролики на YouTube-каналах OceanGate варьируются от вебинаров о бизнес-модели и научных открытиях компании и ловко сделанной рекламы, до видеороликов, снятых на мобильные телефоны с низким разрешением внутри батискафов и странной миссии по наблюдению за акулами с участием рэпера Маклемора. Они рисуют картину быстро развивающейся компании. OceanGate была нацелена, более или менее, на то, чтобы нарушить процесс освоения океана, утверждая, что её технология настолько парадигмальна, что делает широко используемые стандарты безопасности неактуальными. OceanGate — это основная часть «голубой экономики», которую инвесторы придумали для стартапов, призванных зарабатывать деньги, используя возможности Мирового океана, подавляющее большинство которых остаются недостаточно исследованными и, по их мнению, недостаточно коммерциализированными.

«Это огромные, обширные возможности», — сказал Раш в одном из роликов, рассуждая об изобилии ресурсов в океане.

OceanGate окрестила своё первое судно Cyclops в марте 2015 года. В 2017 году компания начала строительство судна Cyclops 2, которое станет судном «Титан». В апреле 2018 года OceanGate получила сертификат глубоководного погружения для судна на Багамах, а в июне того же года запланировала погружение к затонувшему кораблю «Титаник». С тех пор OceanGate неоднократно совершала успешные погружения к этому месту. В видеоролике на YouTube компания OceanGate сообщила, что в апреле 2019 года она совершила погружение на глубину 3 760 метров с 4 людьми внутри. Компания заявила, что это «первый случай, когда невоенный пилотируемый подводный аппарат доставил более 3 человек на глубину почти 2,34 мили под поверхностью моря».

Компания OceanGate рекламирует свои экспедиции как научные, при этом состоятельные клиенты участвуют в документировании затонувшего «Титаника» в качестве «специалистов миссии» и финансируют саму миссию, оплачивая билеты. «Первые девять клиентов, которые будут одобрены, зарегистрируются и дадут нам депозиты, — это все будущие астронавты Virgin Galactic», — сказал Раш в 2017 году. В то время стоимость одного билета составляла $105 129; к этому году эта сумма выросла до $250 000.

«Один из способов, с помощью которого мы можем поддерживать подобные научные исследования, — это поиск различных способов их финансирования, — сказал Раш во время научного брифинга, посвящённого экспедиции на «Титаник» в 2022 году. — Так, с точки зрения OceanGate Expeditions, мы можем взять средства массовой информации, как мы это сделаем в этом и прошлом году, и снять эти затонувшие суда и эти места, и мы можем привлечь к участию людей, которые захотят помочь финансировать операцию. Это даст нам совершенно иной способ финансирования и возможность возвращаться к «Титанику» и другим местам каждый год, что очень необычно в глубоком океане».

Как объяснил Раш, компания OceanGate Inc. разделена на две организации, которые отражают источники финансирования: Фонд OceanGate, который финансирует расходы учёных на миссии за счёт пожертвований, и OceanGate Expeditions — багамская дочерняя компания, которая арендует судно и экипаж. Фонд не выглядит успешным: согласно последним налоговым декларациям, в 2021 году он получил доход в размере 127 090, а закончил год с активами в размере -71 253.

Ключевую роль в получении необходимого финансирования от гражданских специалистов, а по сути, туристов, играет сам «Титаник». «Только «Титаник» привлекает такое количество туристов, которое позволяет нам позволить себе делать это, — сказал Раш. — Мы надеемся в будущем посетить и другие объекты, такие как «Бисмарк», но «Титаник» — это то, что все очень хотят увидеть».

34968e00d7f7f8164840bb592241a9e2.png

Подводный аппарат Titan компании OceanGate оснащён камерами, океанографическим оборудованием и инструментом «eDNA», который можно использовать для сбора ДНК из образцов окружающей среды. «Наши наблюдения за затонувшим судном будут неразрушительными и малотравматичными, однако подводный аппарат и его камеры высокой чёткости и приборы позволят нам собрать значительное количество научных данных», — сказал во время брифинга Стивен Росс, профессор-исследователь из Университета Северной Каролины в Уилмингтоне, который также является главным научным сотрудником OceanGate.

Даже несмотря на эти высокие научные цели, Раш объяснил, что целью является скорость и избежание бюрократических проволочек. «Мы надеемся, что это позволит нам расшириться и сделать много других сайтов, где мы сможем привлекать многопрофильных исследователей в формате, который не потребует многолетних запросов на гранты и прочей волокиты», — сказал он.

Многие из первых видеороликов OceanGate на YouTube показывают, как компания тестирует свои различные подводные аппараты на относительно небольшой глубине, в основном в тропических странах, таких как Багамы. В них также много видеороликов о дикой природе, снятых под водой. В течение последних нескольких лет компания начала делать более заковыристые видеоролики, активно рекламирующие более глубокие погружения, которые сопряжены с большим риском.

Переход от мелкой воды к глубокой — штука нетривиальная. На лекции Клуба исследователей в Нью-Йорке в 2017 году Раш сказал: «Исследовательские подводные аппараты не ходят в регионы, у которых дно расположено ниже той глубины, на которой аппарат может раздавить, а это то, что действительно убивает вас».

Погружения к местам, где затонули суда — как, например, экскурсия OceanGate к «Титанику», — это особый подкласс погружений. Чем глубже погружается человек, тем сложнее и опаснее становится процесс. Наличие обломков старого судна только усугубляет опасность.

Коммерческие дайв-туры, такие, которые вы совершаете во время отпуска после нескольких коротких уроков на курорте, обычно не погружаются глубже 20 или 30 футов. Затонувшие суда для начинающих на мелководье находятся на глубине около 100 футов. Даже эти «более безопасные» затонувшие суда рискованны, и там легко потерять ориентацию.

«Видимость ограничена, — сказал Motherboard Энди Огберн, ныряльщик с затонувшего судна. — У вас есть пузырьки воздуха, которые сгоняют осадок с потолка, который может быть стеной или полом в зависимости от ориентации затонувшего судна».

«У нас есть люди, которые ходят в походы в государственный парк, а не на Аппалачскую тропу или на Эверест», — сказал Огберн. Если дайвинг на Багамах — это как государственный парк, то посещение такого судна, как «Андреа Дориа», затонувшего у побережья Лонг-Айленда на глубине 200 футов, похоже на поход по Аппалачской тропе. Погружение на «Лузитанию» можно сравнить с восхождением на Эверест.

Исследование затонувшего «Титаника» на глубине 12 500 футов сравнимо с полётом на Луну.

Рекламные материалы, размещённые на YouTube компанией OceanGate, подчёркивают потенциальным клиентам, насколько якобы безопасными будут погружения к «Титанику». «OceanGate Expeditions предлагает вам возможность раз в жизни стать специально обученным членом экипажа, совершающим безопасное погружение к месту крушения «Титаника», — говорится в рекламе экспедиции на «Титаник» в 2023 году. — Приготовьтесь к тому, о чем Жюль Верн мог только мечтать: путешествие на дно моря на глубину 12 500 футов!».

В рекламном ролике Челси Келлогг, шеф-повар компании OceanGate, рассказывает о том, насколько безопасно погружение в подводном аппарате компании. «Ни на одну секунду в процессе работы с OceanGate я не чувствовала себя в опасности», — сказала она. В другой части видеоролика объясняется, что день погружения начинается с проверки безопасности, а когда подводный аппарат всплывает после погружения, проводится ещё одна проверка безопасности для следующей команды.

Несмотря на такую концентрацию на безопасности, некоторые фрагменты рекламы упоминают об элементах опасности. «Это не аттракцион в Диснейленде. Здесь много реального риска. Здесь много трудностей», — сказал Аарон Ньюман, эксперт по безопасности программного обеспечения.

«Каждый раз, когда вы выходите в море, так много всего должно пройти правильно, — говорит в рекламе Скотт Паразински, бывший астронавт НАСА, который входит в совет директоров OceanGate. — Все электрические системы и навигационные системы, которые должны быть проверены… Это очень сложное транспортное средство».

Раш начинает свою речь в 2017 году в Клубе исследователей (два члена клуба в настоящее время пропали без вести на его подводной лодке) с заявления о том, что «За последние 35 лет не было ни одной серьёзной травмы, а в батискафах побывало более 15 миллионов человек».

«По статистике, это самые безопасные транспортные средства на планете», — сказал он.

Когда люди представляют себе подводные лодки, они часто вспоминают о военных. Массивные атомные подводные лодки, которыми обладают Россия, Китай и США представляют собой мощные технологические эталоны. Также это результат десятилетий научных исследований и передовых, иногда смертельных, экспериментов гражданских лиц.

«В действительности, разработка передовых подводных лодок на протяжении веков часто была частным предприятием гражданских новаторов, иногда с очень большим риском и со смертельным исходом… Иногда их собственным», — сказал Motherboard Иэн Баллантайн, военный историк, специализирующийся на военно-морском флоте и написавший несколько книг о подводных лодках.

«Военно-морские силы традиционно наблюдали и ждали, пока новые странные типы подводных лодок станут жизнеспособными для ведения войны, шпионажа, исследования океанских глубин и так далее… «Титан» напоминает мне некоторые из самых ранних начинаний в разработке подводных лодок — небольшие, радикальные суда, исследующие новые средства для открытия подводного мира, которые более традиционные, некоторые сказали бы, более мудрые люди не трогали».

Подводные аппараты традиционно изготавливались с корпусом из металла: стальным, алюминиевым или титановым. «Корпуса подводных лодок должны быть способны выдерживать большое давление на глубине и иметь внешний корпус и толстый, чрезвычайно прочный внутренний корпус давления, особенно атомные подводные лодки, которые погружаются намного глубже и быстрее, чем обычные суда», — сказал Баллантайн. «Корпус под давлением изготавливается из стали высшего сорта, а в некоторых случаях используется титановый сплав, чтобы достичь ещё большей прочности на глубине». Как сообщается, в корпусе «Титане» из углеродного волокна используется титан».

С самого начала одной из отличительных черт OceanGate был интерес к углеродному волокну, относительно экзотическому материалу, редко используемому в подводных аппаратах. Согласно веб-сайту компании, «Титан» — единственный в мире подводный аппарат из углеродного волокна, способный погружать пять человек на глубину до 4 000 метров». У предыдущего судна под названием Deepflight Challenger корпус был сделан из композитного углеродного волокна, но его так и испытали и не ввели в эксплуатацию полностью после того, как его владелец погиб в авиакатастрофе. Ту же компанию, которая изготовила корпус Deepflight Challenger из углеродного волокна, привлекли для разработки корпуса «Титана» — задача, которую OceanGate требовалось выполнить всего за 6 недель.

В 2017 году Раш беседовал с репортёром для статьи в журнале Composites World, который проследил интерес компании к углеродному волокну с 2010 года и сделал вывод, что компанией двигало желание избежать затрат на использование синтактической пены. Подобный акцент на стоимости и эффективности неоднократно упоминается в материалах, посвящённых подводным аппаратам компании OceanGates.

Например, в видео, документирующем сотрудничество между OceanGate и Лабораторией прикладной физики (APL) Вашингтонского университета по проекту Cyclops, диктор за кадром объясняет, что ключевой момент проекта — предоставление экспертных знаний учёными из APL «по мере необходимости».

APL «первоначально подписала с OceanGate соглашение о сотрудничестве в области исследований на сумму 5 миллионов долларов, но до того, как две организации разошлись, была выполнена работа на сумму 650 000 долларов», — добавил представитель UW Виктор Балта в последующем заявлении.

В пресс-релизе от 2022 года компания OceanGate особо отметила опыт НАСА в области композитных корпусов, благодаря которому ей удалось снизить вес экспериментального судна Titan настолько, чтобы доставить туристов на дно океана. «Возможность создания прочного корпуса «Титана» с использованием углеродного волокна аэрокосмического класса и производственных протоколов позволила создать подводный аппарат, который весит в разы меньше, чем другие глубоководные погружаемые аппараты с экипажем, — сказал Раш. — Это снижение веса позволяет нам нести значительно большую полезную нагрузку, которую мы используем для перевозки пяти членов экипажа: пилота, исследователей и специалистов».

«Титан» начали строить в 2017 году и выпустили в 2018 году. Согласно документам НАСА, агентство начало работать с OceanGate над «разработкой автоматизированного размещения волокон» в рамках соглашения Space Act Agreement в 2020 году, о чем компания объявила в то время. Motherboard не удалось найти никаких записей о соглашении Space Act Agreement, указывающих на сотрудничество с OceanGate в период с 2016 по 2020 год. NASA не ответило на просьбу о комментарии.

Каким бы ни было участие сторонних экспертов, экспериментальный корпус «Титана», похоже, никогда не проверяли и даже не могли проверить на безопасность должным образом. Дэвид Локридж, бывший директор OceanGates по морским операциям, утверждает в судебных документах, что он был несправедливо уволен после того, как высказал опасения по поводу тестирования корпуса судна — в частности, среди них было то, что некоторые испытания вообще не проводились.

«Локриджу неоднократно говорили, что не было проведено сканирование корпуса или линии соединения, чтобы проверить наличие отслоений, пористости и пустот достаточной адгезии клея, использовавшегося из-за толщины корпуса, — говорится в заявлении. — Локриджу сообщили, что оборудования для проведения такой проверки не существует».

По словам Баллантайна, военно-морские силы, избегающие риска, поступают по-другому.

«Любые сварные швы в корпусе военной подводной лодки должны быть идеальными, их на верфи выполняют высококвалифицированные рабочие и просвечивают рентгеном, чтобы убедиться в отсутствии дефектов, которые могут привести к разрушению конструкции», — пояснил Баллантайн. «Военные подводные лодки постоянно контролируются и проходят капитальный ремонт на верфях, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию в течение десятилетий. У всех судов есть срок годности, и со временем возрастает необходимость убедиться в надёжности и прочности корпуса, поэтому переоборудование занимает больше времени и стоит дороже».

После своей речи перед собравшимися в апреле 2018 года Раш обратился к Тони Ниссену, директору по инженерным вопросам OceanGate, который стоял позади него. Ниссен посмотрел на бутылку в своих руках и застыл на месте на секунду дольше, чем это казалось естественным. После колебаний он сказал: «Тем самым я нарекаю его «Титаном». Ниссен ударил бутылкой по «Титану», и бутылка разбилась вдребезги. Толпа зрителей ликовала, хлопала и охала.

Как указано в описании к видеоролику на YouTube, демонстрирующему «крещение», «считается, что эта морская традиция приносит судну удачу и безопасное путешествие».

© Habrahabr.ru