[Перевод] Как научиться чему угодно с помощью техники Фейнмана

image-loader.svg


Ричард Фейнман был физиком, удостоенным Нобелевской премии, который внёс значительный вклад в такие области, как квантовая механика и физика частиц. Он также стал пионером квантовых вычислений и ввел понятие нанотехнологии. Он был известным лектором, преподавал в Корнелльском университете и Калифорнийском технологическом институте.

Несмотря на все свои достижения, Фейнман считал себя «обычным человеком, который много учился». Он считал, что любой человек способен при достаточных усилиях изучить даже такие сложные предметы, как квантовая механика и электромагнитные поля.

Нет никаких чудо-людей. Просто случилось так, что они заинтересовались чем-то и выучили все про это. Ричард Фейнман


Ричарда Фейнмана Ричардом Фейнманом (по крайней мере, по мнению Ричарда Фейнмана) сделал не врождённый интеллект, а систематический способ, с помощью которого он выявлял то, чего не знал, а затем бросался постигать это.

На протяжении всей своей работы и жизни, Фейнман с элегантностью и простотой давал представление о своём процессе рассмотрения сложных концепций в мире физики и изложения знаний/идей. Многие из этих наблюдений о его процессе обучения были собраны в то, что мы сейчас называем «техникой Фейнмана».

Техника Фейнмана — это концепция обучения, которую вы можете использовать для понимания практически всего.

Чтобы постоянно расширять свой набор навыков и достигать мастерства в освоении новых и сложных концепций, крайне важно иметь основу для решения сложных задач, начиная от информатики и дизайна продуктов и заканчивая психологией и эволюционной биологией.

В этой статье будет представлен обзор техники Фейнмана и того, как вы можете применять её для постоянного расширения своих знаний и навыков. Короче говоря, Фейнман научит вас не только тому, как учиться, но и тому, как по-настоящему понимать.


Что такое техника Фейнмана?


Я родился незнающим, и у меня было совсем немного времени, чтобы изменить это. Ричард Фейнман


Техника Фейнмана — это четырехступенчатый процесс понимания любой темы. Эта техника отказывается от автоматического запоминания в пользу истинного понимания, достигаемого путем отбора, исследования, написания, объяснения и уточнения.

Биография Фейнмана, написанная Джеймсом Гликом, дает множество подсказок о процессе обучения знаменитого физика. Вот лишь одна из них.

Готовясь к устному квалификационному экзамену, обряду посвящения для каждого выпускника, он решил не изучать основы известной физики. Вместо этого он отправился в Массачусетский технологический институт, где мог побыть один, и открыл свежий блокнот. На титульном листе он написал: «Блокнот Вещей, О которых я не знаю». В первый, но не в последний раз он реорганизовал свои знания. В течение нескольких недель он разбирал каждую область физики, все время отыскивая несоответствия. Он пытался найти основную идею в каждой области. Когда он закончил, у него был блокнот, которым он особенно гордился.


Он отвергал механическое запоминание; считал, что обучение должно быть активным процессом «проб и ошибок, открытий, свободного исследования»; и считал, что если вы не можете объяснить что-то ясно и просто, то вы недостаточно хорошо это понимаете.

Его философские взгляды составляют методику Фейнмана:

image-loader.svg
  1. Выберите концепцию для изучения. Выберите тему, о которой вам интересно узнать, и напишите её вверху чистой страницы блокнота.
  2. Научите этому себя или кого-то другого. Запишите всё, что вы знаете о теме, как будто вы объясняете ее самому себе. Как вариант, действительно научите этому кого-то другого.
  3. Вернитесь к исходному материалу, если вы застряли. Вернитесь к тому, что вы изучаете — книге, конспекту лекций, подкасту — и заполните пробелы в своих знаниях.
  4. Упрощайте свои объяснения и создавайте аналогии. Оптимизируйте свои записи и объяснения, уточняя тему до тех пор, пока она не станет очевидной. Кроме того, придумывайте аналогии, которые кажутся интуитивно понятными.


Как работает методика Фейнмана


Часто мы не осознаём, что чего-то не понимаем, пока не станет слишком поздно.

Может быть, вы столкнулись с вопросом на экзамене. Или кто-то просит вас объяснить тему, которую вы считали понятной (что часто бывает на собеседованиях). И вдруг ваш разум становится пустым. Когда вас просят продемонстрировать свои знания вне вашей головы, вы понимаете, что знали гораздо меньше, чем думали.

Техника Фейнмана не позволяет нам обманывать себя, думая, что мы мастера в каком-то вопросе, в то время как на самом деле мы дилетанты. Каждый этап процесса заставляет нас столкнуться с тем, чего мы не знаем, напрямую работать с материалом и прояснять наше понимание.

1. Выберите концепцию для изучения


Выбор концепции для изучения заставляет вас тщательно разобраться в том, чего вы не знаете. Это также заставляет вас выбрать тему, которая достаточно мала, чтобы её можно было разумно уместить на одной или нескольких страницах.
Почему этот шаг работает:

  • Вы сталкиваетесь с тем, чего не знаете. Записывая тему на чистом листе, вы признаёте, что начинаете с нуля или, по крайней мере, заполняете некоторые пробелы. При этом вы делаете первый шаг в этом процессе.
  • Вам нужно быть конкретным. Учитывая накопленные знания во Вселенной, большинство из нас ничего не знают о большинстве вещей! Записывая то, чего вы не знаете, вы получаете отправную точку.
  • Начинать нужно с малого. На самом деле у вас всего одна страница (или несколько), чтобы заполнить её информацией. Вы не можете уместить на одной странице всё, что нужно знать об «эволюционной науке», «микроэкономике» или «психологии». Вместо этого работайте над небольшими, более определенными понятиями или над тем, что может быть надежно найдено на промежуточном или итоговом экзамене.


2. Объясните себе или научите кого-то другого


Первый принцип — не обманывать себя, а себя обмануть легче всего. Ричард Фейнман


Классическая ошибка обучения — прочитать статью или учебник и считать, что обучение завершено. На самом деле, чтение — это не понимание. Мы можем даже делать заметки, по сути, переписывая предложения ресурса в свои блокноты. Мы часто киваем, думая, что поняли тему. В конце концов, мы же делали заметки.

Но настоящее понимание требует более активного процесса, такого как обучение. Начните с формального самообучения. Напишите конспект своими словами, не заглядывая в свои записи. Или объясните себе вслух. Затем перейдите на следующий уровень, обучая других людей. Преподавание также запускает цикл обратной связи, когда критика или вопросы помогают нам учиться и оттачивать своё мышление.


Почему этот шаг работает:

  • Так труднее обмануть самого себя. Когда вам приходится по-настоящему объяснять что-то, будь то письменно или вслух, вы сталкиваетесь с дырами в своих рассуждениях и пробелами в своих знаниях. Воспринимайте написание и преподавание как процесс достижения понимания, а не как что-то, что вы делаете, когда уже все поняли.
  • Ещё труднее обмануть других. Если объяснение, которое вы даёте, не имеет смысла, вам скажут об этом, или вы можете уловить такие сигналы, как пустые взгляды. В качестве проверки попросите их повторить то, чему вы их научили, своими словами. Если они не могут этого сделать, значит, ваше объяснение слишком сложное — упростите его и используйте понятный язык.
  • Вы укрепляете уверенность в себе. Это срабатывает, когда вы действительно что-то понимаете и можете объяснить, указывая на исключения и выявляя логические несоответствия. Это укрепляет уверенность, даёт прочную основу для дальнейшего обучения и подталкивает вас к решению ещё более сложных задач.


3. Вернитесь к исходному материалу, если застряли


Обучение должно быть итеративным. Чаще всего для изучения чего-то сложного требуется несколько попыток. В методике Фейнмана возвращение к исходному материалу является неотъемлемой частью процесса обучения. Когда возникают пробелы в наших знаниях и наши объяснения не совсем верны, обращение к первичным и вторичным источникам может помочь закрепить полученные знания.

Для того чтобы всё было правильно, скорее всего, потребуется несколько итераций. Это хорошо: чем больше вы совершенствуете свои объяснения, тем больше углубляется ваше понимание.

image-loader.svg


График, показывающий движение вперед-назад между шагами 3 и 2

Почему этот шаг работает:

  • Обучение становится итеративным процессом. Вместо того чтобы рассматривать обучение, как «раз и готово», этот шаг даёт вам разрешение постоянно обновлять свои знания. 
  • Вы активно участвуете в процессе. Использование источников для совершенствования наших собственных объяснений и моделей — это активный процесс. Когда мы учимся пассивно, запоминать детали сложнее. Когда мы активно участвуем в создании собственных выводов и рассуждений, намеренно черпая из оригинальной информации, чтобы заполнить наши «слепые пятна», мы можем быстрее закрепить знания в нашей долгосрочной памяти. 
  • Вы расширяете свою базу знаний. Парадоксально, но чем больше мы учимся, тем больше увеличивается наша способность к обучению. При первом просмотре главы учебника может показаться, что это другой язык. Во второй раз он становится более понятным. В третий раз, уже имея прочную базу, мы улавливаем нюансы, которые не могли заметить раньше.


4. Упрощайте свои объяснения и создавайте собственные аналогии


В каждой области знаний есть свои специализированные термины. И хотя знать их важно, не стоит путать знание жаргона со знанием концепций. Техника Фейнмана предполагает упрощение наших первоначальных объяснений и уточнение нашего понимания с помощью простых аналогий.

Почему этот шаг работает:

  • Простота — это косвенный признак понимания. Достаточно легко запомнить термины и повторять их при необходимости. Но запоминание — это не понимание. Когда мы не можем полагаться на громкие слова, которые заставляют нас казаться умными, нам приходится сокращать то, что мы действительно знаем, до самой простой формы. Именно здесь происходит истинное понимание. 
  • Аналогии легче вспомнить и объяснить. Когда вы понимаете сложную концепцию, аналогии позволяют вам создать краткое обозначение для быстрого запоминания и понятного объяснения другим. Учебный материал часто предоставляет нам готовые аналогии. Например, у каждого из нас, вероятно, в памяти отложилось «митохондрии — это энергетический центр клетки». Однако заставлять себя создавать собственные аналогии — это ещё более мощный инструмент, чем повторять заимствованные аналогии, которые мы, возможно, на самом деле не понимаем.


Использование техники Фейнмана в менеджере задач


Хотя следование своей любознательности — хорошая стратегия выбора того, что вы изучаете, более целенаправленный подход к тому, когда и как вы будете учиться, — это способ постоянно совершенствовать свои навыки и знания.

Планируйте, когда вы будете учиться, с помощью Todoist и добавляйте шаги техники Фейнмана в качестве задач для освоения любого предмета. Вы можете использовать другой, более удобный для вас планировщик задач.

Создайте проект Todoist для «отрасли обучения», на которой вы сосредоточились. Это может быть что угодно, например, обширная область научных знаний, конкретная книга по саморазвитию или программный инструмент, в котором вы хотите развить экспертные знания.

Составьте список заданий на основе тем, которые вы будете изучать. Выберите темы и добавьте их в качестве задач Todoist в проект, созданный на предыдущем этапе. Если вы знаете, какие темы вам нужно изучить, например, если у вас есть учебный план или оглавление книги, добавьте их в качестве задач всё сразу. Если нет, добавляйте отдельные темы по мере выполнения.

image-loader.svg


Скриншот проекта Todoist под названием «Обучение: Теория игр»

Для каждой задачи добавьте шаги 2–4 из «Техники Фейнмана» в качестве подзадач. Добавьте «Научить этому себя или кого-то другого», «Вернуться к исходному материалу, если я застрял» и «Упростить свои объяснения и создать аналогии» в качестве подзадач к основным задачам. Добавьте даты выполнения к каждой подзадаче, чтобы сохранить динамику и создать подотчётность в процессе обучения.

Используйте комментарии для добавления ссылок, заметок для себя и исходных материалов. Комментарии к задачам могут быть полезны для отслеживания исходных материалов или для записи идей и теорий на ходу, прежде чем вы перенесёте их в свой блокнот.

image-loader.svg


Два скриншота задачи Todoist на iPhone. Один показывает задачу с подзадачами, другой — вложения, добавленные к комментариям задачи.

Не забывайте о своём обучении и образовании. Отметьте свои учебные проекты в Избранном Todoist для лёгкого доступа к ним.

image-loader.svg
Скриншот списка избранного в Todoist, в котором показаны несколько проектов обучения.

Систематизировав обучение в менеджере задач, вы всегда будете иметь цифровое пространство для того, чтобы оглянуться назад на то, что вы узнали, и проверить свой прогресс. Вместо того чтобы обучение было просто пассивным процессом, оно может стать частью нашей обычной рутины.

В книге Тайлера Коуэна «Среднего более не дано» известный экономист отмечает, что технологический прогресс ведёт нас к такому будущему работы, в котором «отсутствие надлежащей подготовки, означает, что мы как никогда раньше, будем лишены возможностей».

Описывая роль образования в экономике будущего, Коуэн утверждает, что успеха всё чаще будет добиваться тот, «кто сядет за стол и действительно начнёт пытаться освоить материал».

Сейчас, как никогда ранее, важно принять образ мышления человека, который учится всю жизнь.

Изучение новых навыков и информации требует времени и терпения, а также смирения. Начав с чистого листа, вы встретитесь лицом к лицу с тем, чего вы не знаете. После этого вам понадобится только ручка, ресурсы и желание исследовать, чтобы отправиться в бесконечный познавательный поход.

Ну, а пока вы учитесь новому, мы продолжаем делать настраиваемого под ваши запросы Telegram-бота с «вкусными» вакансиями Get Me It, который позволит вам найти место, где ваши знания оценят по достоинству. В последнем релизе, мы добавили много всего, чтобы вы получали более подходящие вашим запросам предложения. Теперь, если вы синьор-помидор с зарплатой 300к/наносек и опытом управления межгалактической империей — вы сможете лучше настроить фильтры для себя.

Следуйте за белым кроликом, кликнув на картинку ниже

© Habrahabr.ru