[Перевод] Как избежать гибели стартапа в зародыше
Как избежать гибели стартапа в зародыше: 6 путей не дать погибнуть своим идеям в тяжелые времена
«Черт! Это была одна из идей моего стартапа».
Это была моя моментальная реакция, когда я пару месяцев назад увидел новости об однолетнем стартапе, который был приобретён за 30 миллионов долларов. Я придумал такую же идею для стартапа 2 года назад, живя в общаге, во время моей учебы в колледже. Черт возьми, ведь есть уже десяток успешных компаний, построенных на идеях, которые родились в моей комнате в общежитии и сразу же были отброшены.
И еще несколько идей, которые были заточены под идею MVP (минимально работоспособного продукта — прим. переводчика), но вскоре были оставлены. Даже не знаю, должен ли я радоваться тому, что у меня появляются такие замечательные идеи. Вместе взятые, они потянули бы на миллиард долларов.
Тот факт, что даже мизерная доля от этой суммы не отражена в моем банковском счете, говорит о том, что идеи, за которыми не последовало надлежащих действий по их воплощению в жизнь, ничего не стоят.
Я был удивлён, но, пожалуй, меня немного утешал тот факт, что не я один убиваю идеи до того, как они могут развиться и реализовать их полный потенциал. Я был свидетелем того, как это делали мои друзья. Черт, да сам Эван Уильямс грешил подобным до того, как он основал Blogger, Twitter и Medium.
«После закрытия моей первой компании (в 25) я оглянулся в прошлое и насчитал 32 разных проекта — большинство их них были связаны с новыми продуктами или разновидностями продуктов — я начал их (и так и не завершил) в предыдущем году. Я понял, что это может быть одной из причин моего поражения». — Эван Уильямс
Рождение и гибель идей проходят по подобному сценарию.
ЭВРИКА!
Ты думаешь о беспорядочных вещах в душе или уставившись во всепоглощающую темноту посреди ночи, когда вдруг тебя озаряет идея.
Ты пропускаешь ее через собственные, в высшей мере субъективные фильтры хороших и плохих идей. Если она не прошла — она погибает здесь и сейчас, не получив даже возможности превратиться в нечто существенное. Если же она одобрена — начинается настоящее веселье!
Теперь ты в состоянии идейной эйфории. Ты не можешь прекратить думать о последних настигших тебя просветлениях. Ты сразу же можешь предсказать, как далеко заходят твои идеи. И кажется, что все части составляют гармоничное целое. Это вполне может быть следующий Google или Facebook!
Тебе не терпится обсудить эту идею со своими друзьями. Многие из них разделяют твой энтузиазм. Других же ты просто игнорируешь.
У тебя в команде несколько человек, и вы начинаете создание продукта вокруг идеи. Ты хочешь представить его миру как можно быстрее.
ВЫПУСК ПРОДУКТА НА РЫНОК
ОК, теперь продукт запущен. И ты ожидаешь, что у всего мира снесет крышу от твоего изобретения.
Ты делишься информацией в социальной сети и видишь искры интереса. Ты получаешь пару сотен лайков на своей странице в Facebook.
Ты выставляешь продукт на площадках Product Hunt, Hacker News и также получаешь некоторую огласку. Множество людей пробуют твой продукт и дают тебе фидбек. Все идет очень даже неплохо!
ПОСЛЕ ВЫПУСКА ПРОДУКТА НА РЫНОК
Если твой продукт не Instagram, то ранний интерес к нему медленно угасает. Твой азарт умирает вместе с ним. Ты медленно подбираешься к «Долине Скорби» (Trough of Sorrow).
После того, как прошла первоначальная эйфория, и вас больше не слепит гламур идеи, начинается жестокая реальность. После отзывов пользователей ты начинаешь замечать серьезные прорехи в твоей идее. И у тебя нет точных ответов на вопрос «Как их залатать?»
Твой продукт не соответствует рынку. Черт возьми, да ты и не знаешь, что это такое и с чем его едят. Ты не знаешь, как обеспечить стабильный приток новых пользователей.
На этой стадии большинство идей стартапов погибают. Их создатели сдаются или становятся увлечены другими идеями и меняют стратегию (что, как правило, означает продвижение совершенно другой идеи).
Идеи на их начальной стадии развития подобны младенцам, они не способны самостоятельно встать и побежать. Их необходимо выходить с терпением. Им нужно время, чтобы пойти в гору.
Если ты терпеливо развиваешь свой продукт и идею, то можешь получить шанс на успех. Если же на пути встречаются трудности, то попробуй следующее:
1. Постарайся не сдаваться
Это нормально: думать о том, чтобы поставить крест на твоей новой идее, когда все идет не так, как предполагалось.
Не сдавайся из-за проблем — они являются частью «приданного» каждого стартапа. Нужно рассматривать закрытие проекта только тогда, когда ты потерял всякую веру в стартап.
2. Не гонись за другой идеей
Когда твоя первоначальная идея доставляет тебе проблемы в ее воплощении, твой гениальный разум найдет еще более привлекательные идеи, за которыми следует идти. И они будут напрочь лишены, неразрешимых, казалось бы, проблем, с которыми ты сталкиваешься сейчас.
Пару раз я это делал. Неудивительно, что каждая «идеальная идея» дает рождение множеству проблем, как только ты всерьез занялся ее реализацией. Суровый эффект Даннинга-Крюгера вступает в силу.
Лучше преследовать актуальную идею, о больших подводных камнях которой ты уже знаешь, чем гнаться за новой, проблемы которой могут неожиданно появиться на горизонте.
3. Будь открыт к внесению некоторых изменений в свою существующую идею.
Даже с учетом того, что пока тебе не стоит обращаться к совершенно другим проектам, ты должен быть открыт к тому, чтобы вносить небольшие изменения в свою идею или бизнес-модель после каждой итерации (цикла) и получения фидбека от пользователей.
Полюби свою идею, но не спеши жениться на ней.
4. Не поддавайся искушению собрать деньги, чтобы решить все проблемы
Когда ты не получаешь поддержки со стороны рынка, то ты, возможно, захочешь попробовать получить ее от инвесторов. Учитывая текущую инвестиционную политику, ты можешь вполне успешно собрать деньги, несмотря на все свои проблемы.
И ты будешь немного счастливее. Инвесторы совсем неглупые люди. Их вера в твою идею станет своего рода проверкой и залогом успеха, так ведь?
Нет.
Никогда не путай проверку идеи со стороны инвесторов с проверкой потребителей.
Так как стартапы собирают деньги на деятельность где только можно, то не сложно перепутать накопление средств с успехом. На самом деле все выглядит по-другому. Вместе с инвестициями приходят высокая ответственность и прессинг.
Есть много примеров того, как стартапы сдавали позиции, собрав сотни миллионов долларов. Вспомни проекты Better Place, Webvan и Solyndra.
При этом ты обязательно должен собрать деньги на свой проект, если тебе недостаточно длины взлетной полосы для экспериментов и вывода продукта на соответствующий ему рынок.
5. Не поддавайся искушению растратить деньги на решение всех проблем
Пускаясь в погоню за новыми специалистами или выбрасывая тысячи долларов на рекламу, чтобы привлечь пользователей, ты не сделаешь свой продукт подходящим для определенного рынка. К сожалению, некоторые проблемы не могут быть решены одними лишь капиталовложениями.
Пользователи, привлеченные рекламой, могут создать обманчивое ощущение безопасности. И если твой продукт «совсем не тот», большинство из них вскоре уйдут. Ты не сможешь получить поддержку, не сделав хорошо свой продукт в первую очередь. Как гласит одна старая цитата гласит:
«Самое худшее, что может случиться с плохим продуктом, это хороший маркетинг».
Приход большого количества людей (более необходимого минимума) гарантированно сократит длину взлетной полосы и снизит эффективность работы твоей команды.
6. Относись снисходительно к себе и дай себе время
На этом этапе у тебя могут опуститься руки. В воздухе витает предчувствие неминуемого провала.
Естественная реакция на это — это приняться за работу и усердно трудиться, перестать спать и радоваться времени, проводимому с семьей и друзьями. Нередко это ведет к низкой продуктивности и истощению: как моральному, так и физическому.
Ты не можешь с ходу найти решения. Идейный потенциал, к сожалению, не имеет кнопки включения. Тебе нужно дать себе время на то, чтобы поэкспериментировать и найти то, что тебе подходит.
ОК, паниковать, может, и не стоит.
Твой разум должен быть в спокойном состоянии, чтобы выдавать креативные решения твоих проблем. Я нередко замечал, что расслабленные прогулки являются лучшим источником ответов, чем часы, проведенные перед экраном компьютера.
ВЫХОД ИЗ «ДОЛИНЫ СКОРБИ»
Нет единого рецепта того, как выдержать (и максимально точно перевести — прим. переводчика) эту фазу, потому что каждый стартап уникален и имеет свой уникальный набор проблем.
Путь следования очевиден настолько же, насколько и не определён. Путем последовательных приближений ты должен сделать свой продукт подходящим для рынка. Ты должен двигаться дальше. Как говорит Бен Горовиц:
«Это как играть в трехмерные шахматы из Star Trek — всегда есть ход».
Не все стартапы переживают эту стадию и добиваются успеха. Но если ты пробился, у тебя есть хороший шанс стать свидетелем того, как твой проект пойдет в гору. И ради этого шанса и живут предприниматели!
Мы также сейчас пробиваем свой путь через Долину Скорби, и наш актуальный стартап — это FundaMine!
FundaMine — это сообщество для профессионалов, в котором можно узнать, что читают и обсуждают эксперты в их профессии. У нас есть и сообщества, посвященные предпринимательству, управлению продуктом, разработке Android и многому другому. Будем рады, если ты посетишь нашу страницу, напишешь фидбек и тем самым поможешь нам в нашем бою!
© Megamozg