[Перевод] Как дроны в Гане доставляют жизненно важные лекарства

34d308221019162d023306facd17572f.jpg
Новый сервис доставки грузов дронами Zipline помогает медсёстрам, например, Глэдис Деде Тете и её команде, получать жизненно необходимые вакцины и лекарства

Нью-Тафо-Аким — городок на востоке Ганы. Он находится в 2,5 часах езды на север от столицы страны, Аккры, по однополосному шоссе, покрытие которого постепенно становится всё более испещрённым дырами, а затем полностью исчезает, превращая дорогу в грунтовку. И всё вокруг покрыто толстым слоем красной грязи.

Окружная больница — редкое в этих краях бетонное здание. Это комплекс из одноэтажных строений, скопившихся вокруг дворов, по которым бродят курицы. Вымощенная площадка служит комнатой ожидания в клинике для вакцинаций. На ней матери с грудными детьми тихо изнемогают от зноя в густом и влажном воздухе на деревянных скамьях. Участковая медсестра Глэдис Деде Тете [Gladys Dede Tetteh] со своей командой наносят защитные царапины на крохотные бёдра, однако у них закончилась вакцина от жёлтой лихорадки. Они ждали прибытия 35 детей, а приехало 41, включая парочку близнецов.
b2f5390ad0263ed85ac75c3c7b407ce6.jpg

Вакцины хранятся недолго, и должны находиться в сухих условиях с ограничением температуры, поэтому заказывать их с запасом неудобно. Но Тете знает, что если она откажет этим женщинам, многие из которых прошли довольно большие расстояния пешком, есть шанс, что они вообще не вернутся, и возможность защитить их детей будет упущена. Она достаёт телефон и отправляет бесплатное текстовое сообщение с запросом на шесть дополнительных вакцин.

Мгновенный ответ


Через 15 минут телефон Тете звонит, и я иду за ней на поросший травой двор, покрытый пересекающимися проводами, которого едва хватает на то, чтобы запарковать пару машин. Высоко в небе уже видны блики от похожего на игрушечный самолёта. Он бесшумно приближается к нам, делая петлю в виде восьмёрки, будто ястреб, выслеживающий добычу.

Внезапно он пролетает над нами, и, пересекая двор, отворяет свой небольшой люк, откуда выпадает коробка, летящая вниз на парашюте из вощёной бумаги. Ко времени её приземления дрон уже летит обратно на базу, выполнив миссию. Медсёстры разворачивают защитную упаковку стеклянных ампул, и через несколько минут вакцина введена ещё в одно пухленькое маленькое бедро; ещё один ребёнок запищал.

«Так здорово получать необходимые лекарства во время ожидания пациента, — говорит Тете. — Это будет так удобно в экстренных случаях и когда необходимо будет гарантировать защиту каждой матери и ребёнка».

3c4e711b64b2df46b842ba34b6b13767.jpg
Техник Zipline запускает дрон

Именно обещание значимых последствий убедило GAVI, глобальный альянс по вакцинам и иммунизации, поддержать сервис доставки дронами, финансируя проект совместно с социальным подразделением гиганта среди служб доставки UPS, фондом Билла и Мелинды Гейтс, и компанией Пфайзер. Глава по инновациям GAVI Моз Сиддики поясняет: «В 2015 году мы поставили себе целью вакцинировать 300 млн детей дополнительно к 2020 году, и уже достигли показателя в 86%, однако до оставшихся 14% добраться сложнее всего — они живут в труднодоступных районах, городских трущобах, или же их родители слишком загружены для того, чтобы приходить на прививки повторно. Мы надеемся, что доставка дронами позволит закрыть этот разрыв».

Энтони Нсия-Азаре, генеральный директор здравоохранения Ганы, говорит, что дроны обеспечивают более дешёвый, эффективный и надёжный способ доставки лекарств «как раз вовремя» в сельские, удалённые или кочевые сообщества, по сравнению с традиционными системами.

Он с президентом Ганы впервые наблюдали за пробным запуском системы в небольшой гористой республике Руанда в 2016 году, и их сразу же поразил этот простой способ резкого улучшения ситуации со сложной инфраструктурой Африки. Точно так же, как мобильные телефоны позволили наладить связь с регионами, не имеющими проводной связи, так и «люди с плохими дорогами, с наводнениями и другими инфраструктурными проектами смогут получить необходимые им лекарства», — говорит Нсия-Азаре.

Его энтузиазм стал главной движущей силой проекта, и он работал с калифорнийским стартапом Zipline для создания крупнейшей в мире программы по доставке дронами.

Правительство Ганы запустило эту службу 24 апреля в рамках интегрированной системы здравоохранения, предлагая оплачивать доставку по подписке. Как считает Нсия-Азаре, предприятие оправдало себя уже в первые дни работы, доставив раненному человеку кровь, спасшую ему жизнь, инсулин пациенту в состоянии кетоза, и сернокислый магний для рожавшей женщины с опасно высоким кровяным давлением.

Дроны базируются в особых узлах, первый из которых открылся на этой неделе — сияющее здание, расположенное на поляне средь лесистых холмов Оменако. Вскоре к нему присоединятся ещё три узла, а к концу года откроются ещё два. Там есть склад с климат-контролем для хранения медицины и запасов на экстренные случаи, а также цех запуска и управления дронами. К концу года власти намерены открыть шесть региональных узлов, что обеспечит покрытие доставки дронами всей страны.

В оригинале статьи есть ещё одно видео на тему отправки — к сожалению, редактор Хабра не позволяет вставить его сюда.

Но сервис не обошёлся без критики. Некоторые жаловались, что лучше было бы потратить деньги на традиционные услуги — например, на закупку карет скорой помощи. Однако правительство тратит меньше денег на доставку дронами, чем на доставку мотоциклом или пикапом — и из этого следует, что дроны более эффективны.

Предприниматель в сфере биотехнологий Келлер Ринуадо основал стартап Zipline, работая из своего дома, паять лет назад. С тех пор он как директор привлёк $41 млн инвестиций, включая поддержку от Google Ventures и основателей Yahoo и Microsoft.

a15ea9e2a2ce57d0f4a57d91f7627f30.jpg

«Я хотел использовать технологию для решения реальной проблемы мира — чтобы помогать спасать людей», — говорит он. В компании сейчас работают специалисты из SpaceX, Boeing и NASA, которые разработали, создали и оптимизировали собственные дроны, ПО для автономных полётов, системы запуска и посадки — и некоторые из их изобретений уже взяли на вооружение другие крупные игроки. Zipline остановилась на дроне с фиксированным крылом, работающем от аккумулятора, способным переносить 1,8 кг груза на расстояние до 80 км со скоростью 110 км/ч.

Фирма ожидает 600 полётов в день, обслуживающих 12 млн человек, говорит Ринаудо. В тот момент, когда мы с ним беседуем, на складе выполняют заказ. Один из 30 модульных дронов, загруженный ценным грузом и свежими аккумуляторами, устанавливают на запуск. Размах его крыльев составляет 3 метра, а от носа до хвоста в нём полтора метра.

Авиаинженер, один из четырёх членов команды, состоящей полностью из женщин-ганок, проводит последние проверки. Потом она получает разрешение от управления гражданской авиации на запуск дрона в небо. Отказ от использования несущих винтов для взлёта и посадки кардинально уменьшает потребности в энергии, что позволяет использовать более лёгкие аккумуляторы.

Если запуск можно назвать интересным, то приземление — это вообще что-то из ряда вон выходящее. Два металлических треугольных профиля, между вершинами которых натянут тонкий провод, должны поймать дрон в полёте. Успех выглядит маловероятным. И всё же возвращающийся дрон подруливает так, что при снижении небольшой крюк на его хвосте цепляет за провод. И вот он висит там носом вниз до следующей миссии. Команда говорит, что дрон может работать при любой погоде, включая сильный ветер.

Для медсестёр типа Тете, эта услуга — спасательный трос для их сообщества. «Когда у матери схватки, она ждёт, что мы её спасём, — говорит она. — Мы не хотим с этим опоздать».

© Habrahabr.ru