[Перевод] Как дают названия сиквелам
Хватит! Довольно! Горшочек, не вари!
Позвольте мне представить мою вступительную речь в виде сценария.
Сценарий
[Студия новостной передачи. Молодой ведущий сидит за столом, заваленным Nintendo Amiibo и игрушками-штурмовиками из (новых) Star Wars, улыбается и воодушевлённо говорит, глядя в камеру]
Ведущий:»… и другие новости: на этой неделе выпущена Battlefield 1, первая игра новой франшизы Battlefield. Непривычно видеть цифру 1 в названии первого продукта. Она демонстрирует уверенность Dice и EA в том, что игра даст начало новой серии…»
[Ведущий прерывается и прикладывает палец к уху]
Ведущий: »… секундочку. Простите, мой продюсер уточняет информацию».
[Неразборчивое бормотание]
Ведущий: »…ПЯТНАДЦАТАЯ игра Battlefield??!! И это БЕЗ дополнений?!»
[Ведущий бросает нервный взгляд в камеру, отворачивается, прижимает руку к уху и начинает тихо переговариваться с продюсером, находящимся за кадром]
Ведущий: «Это что, шутка? Серьёзно, хватит. Вы просто решили посмеяться над новичком, или… вы точно шутите… значит, Battlefield Hardline была из той же сер…, а Battlefield 4 на самом деле была Battlefield 13? Боже ты… Сейчас вы наверно скажете, что Assassin’s Creed 4 была… шестой?…»
«Так, подождите, что мне говорить о Battlefield 1?…»
Ведущий (теперь громким шёпотом): »… ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО ДЕЛО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ?! ТУПЕЕ ЭТОГО НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ!»
«Ладно, хорошо. Да, ладно. Я понял».
[Ведущий опускает руку, медленно поворачивается к камере и натягивает на лицо «телевизионную улыбку»]
Ведущий: «Кхм… простите меня. Battlefield 1 вышла на этой неделе и была тепло принята критиками. Обозреватели назвали её «лучшей Battlefield» со времён…»
[На долю секунды ведущий теряется и с трудом продолжает]
Anchor: »…Bad Company 2».
«И, наконец, только что вышел новый DLC для Doom, нового шутера id Software и Bethesda, который захватил мир в первой половине года…»
[Ведущий останавливается, он снова слушает продюсера и улыбка спадает с его лица. Он опять отворачивается от камеры.]
Ведущий: »… не нового?… 1993 год?… Но наверно за 20 лет все уже забыли одну-единственную игру с фиговой графикой… ЧЕТВЁРТЫЙ DOOM?!… Почему они тогда просто не назвали его…?… кто такие «два Джона»?… «Quake»? Нет, Quake выходит в следующем году, я точно знаю!… нет… нет… ладно, забудьте…»
[Ведущий встаёт, стремясь выйти из кадра и снимая микрофон. Микрофон трётся об одежду, издавая резкие звуки]
Ведущий (его слышно хуже): »… Нет, я ухожу! Забудьте! Это какое-то посмешище! Пока эта индустрия не повзрослеет, как можно воспринимать её серьёзно?»
[Освободившись от микрофона, ведущий окончательно выходит из кадра и двигается к выходу. Его слышно всё хуже]
Ведущий: Попробую вернуться на интернатуру в Fox. По крайней мере, в названии Fant4stic есть правильная цифра.
[Слышно, как кто-то ему отвечает]
Ведущий: «Только третья часть?!»
[Постепенно затихающие громкие ругательства, обрывающееся хлопком двери]
[Конец сцены]
Статья
Потрясающе смешно, правда?
Есть юмор в том, во что превратились со временем названия игр. Но в этом есть и опасность для сохранности игр и для исторических исследований тех, кто придёт после нас, или даже всего через двадцать лет. Большинство людей не задумывается о завтрашних проблемах (так мы пришли к тому миру, в котором находимся сейчас), поэтому я сосредоточусь на юморе. Но всё-таки постарайтесь представить, как всё это будет выглядеть для людей из будущего. Будут ли они считать наше время золотой эрой создания игр, или его будут воспринимать как время ненасытных потребителей, которые, похоже, даже не понимают, во что они играют, и не хотят в этом разбираться? И на самом ли деле все настолько глупы и неразборчивы, как это, наверно, кажется большим участникам рынка?
Пояснение
Я хочу уточнить, что ничего не имею против упомянутых здесь игр. Многие из них просто отличные! Мне не нравится только то, как дают названия этим играм, а больше проблем создают именно успешные серии, потому что в них много игр.
Надеюсь, из моего «сценария» вы поняли проблему, которую я хочу подчеркнуть. Я мог сказать «принципы придумывания названий никто не контролирует», но на самом деле, похоже на то, что никаких принципов не существует. Никто в игровой индустрии не заходит дальше рассуждений «отдел маркетинга считает, что на этой неделе целевой аудитории нравится такая-то цифра».
А как дела у кино?
Игровую и киноиндустрию постоянно сравнивают, и мне это совсем не нравится. Но сегодня я сравню их, потому что в них есть множество параллелей и уроков, которые нужно усвоить.
В киноиндустрии совершенно точно используется более зрелый подход к названиям в случаях «долгоиграющих» франшиз и «перезагрузок» старых фильмов. Конечно, проблема (если вы действительно считаете это проблемой) постоянно возникающих «перезагрузок» в обеих индустриях развлечений первой появилась именно в кинематографе. Но, к его чести, он обращается с этой проблемой гораздо более аккуратно. За исключением «Робокопа» (2014), в большинстве «перезагрузок» используется для уточнения изменённое название или подзаголовок (Batman Begins, The Amazing Spiderman, The Incredible Hulk — да, похоже, «перезагрузки» происходят в основном у супергеройских фильмов и боевиков).
При нумеровании сиквелов фильмов создатели избегают этой проблемы и теперь уже редко добавляют цифры в конце. Вместо них они предпочитают подзаголовки. В качестве хорошего примера можно взять Marvel: взаимно переплетённые сюжеты фильмов могут быть достаточно сложными, и иногда даже сложно сказать, кто в них главный герой. Например, «Первый Мститель: Противостояние» был «Мстителями 3» или «Капитаном Америка 3»? Или «Противостоянием 1»? Так что игнорируйте цифры и давайте названия. Это работает.
Поясню: я не хочу сказать, что такие принципы имеют больше смысла или более целостны (в «Челюстях» сначала использовались цифры, потом цифры или названия, потом подзаголовки: Jaws, Jaws 2, Jaws 3-D, Jaws: The Revenge). Но я утверждаю, что, за заметным исключением «Робокопа» (и, возможно, некоторых других фильмов, которые я не могу вспомнить), франшизы редко настолько перепутаны, что невозможно понять, о каком именно фильме идёт речь. И я не могу вспомнить примеров того, когда «Название-фильма 3» на самом деле не третья часть, или хотя бы не третья в текущей «перезагрузке».
Общепринятых принципов здесь нет, но всё таки ощущается намеренная попытка упорядочить «перезагрузки» или сиквелы. Для игр всё совсем по-другому.
Примечание: РЕМЕЙКИ фильмов часто носят то же название, что и оригиналы, но обычно они являются переделками классических 40–50-летних картин («Поезд на Юму»,»101 далматинец», «Алиса в Стране чудес»). ПЕРЕЗАГРУЗКИ обычно следуют за несколькими сиквелами, но начинают новую серию сиквелов, связанных только друг с другом, а не со старыми сериями. Например, «Star Trek» (2009). Оригинальный фильм 1979 года назывался «Star Trek: The Motion Picture». Создатели не использовали то же название, хотя, по-моему, не помешало бы добавить подзаголовок к фильму 2009 года.
А как дела у игр?
Мне видится, что существует два подхода, каждый из которых всё равно в разной степени «мутит воду». (В кино есть ещё и третий: связанные серией фильмы имеют разное название, например «Молчание ягнят» и «Ганнибал»). Они создают проблемы при поиске в Интернете или просто при общении и попытках объяснить, какую же игру вы на самом деле имеете в виду.
Разбрасывание цифрами
Я никогда не видел, чтобы такое делали в фильмах, но игровые серии, похоже, настолько стыдятся своего возраста, что постоянно жонглируют цифрами. Тому могут быть причины: например, создатели хотят скрыть количество игр (чтобы игроки не «пресытились» ими), разделить разные сюжетные линии (серия Command & Conquer: «Tiberium» и Command & Conquer: Red Alert 1–3), или отметить выпуски на разных устройствах. Но всё равно, такая практика очень запутывает.
Фильмы, отбросившие цифровые окончания, обычно сохраняют эту тенденцию. После шести «цифровых» «Полицейских академий» седьмой просто дали подзаголовок «Миссия в Москве». У «Супермена» не было не было продолжений с цифрами после четвёртой части, несмотря на вышедший позже сиквел и ещё более позднюю «перезагрузку»
Grand Theft Auto: Vice City стала четвёртой GTA, и ещё до GTA IV (которая была на ДВЕ игры позже) я для краткости называл Vice City «GTA 4». GTA 5 на самом деле седьмая, и так далее.
Assassin’s Creed III была пятой игрой в серии.
Недавняя Gears of War 4 тоже стала пятой GoW.
Если вы читали мои последние статьи, то знаете, как я настроен против названия Battlefield 1. Сегодня я не включу его в систему.
Мой сатирический «сценарий» уже затрагивал Battlefield, возможно, самого грубого нарушителя правил. Уже через три игры после начала серии можно начинать путаться: Battlefield 1942, затем Battlefield Vietnam, и, наконец, начался бардак с третьей игрой Battlefield 2. С того момента цифры не имели смысла, и это было заметно (для меня, во всяком случае) по тому, что никто и ухом не повёл, когда новую игру назвали Battlefield 1. Очень нелепо называть новую игру »1» (насколько я знаю, такое случилось впервые в мире). Хуже всего осознавать, что в этой игре разработчики вернулись к корням, отойдя от современного или фантастического антуражей, и поэтому имели возможность вернуть оригинальную систему названий (Battlefield 1942) и назвать эту игру, например,»Battlefield 1916» (или выбрать любой год из интервала 1914–1918; я выбрал 1916, потому что в последнем трейлере сделан упор на этот год, к тому же год выпуска 2016 — хорошая круглая дата). Мне не важно, что говорят остальные, маркетологи определённо здесь промахнулись. У меня есть степень по маркетингу, поэтому я могу сказать это, имея хоть какой-то авторитет:
Если они по каким-то причинам были настроены сильно против года в названии, то Battlefield: The Great War всё равно меньше бы походило на шутку, чем Battlefield 1. Ну ладно, я высказался. Отличная игра, отвратное название, поехали дальше…
Проблема этой тенденции в том, что единственный способ исправить ситуацию для всех вышеупомянутых игр — дать следующей игре правильный номер. Например, «Battlefield 16», на что они никогда не пойдут, особенно сразу после 1 (в их случае).
Более предпочтительный выход — если уж начали, продолжать всегда использовать подзаголовки, но в этом случае продажи обвалятся, потому что менее упорные фанаты могут пропустить игру с названием, даже не поняв этого
Как бы всё это ни было смехотворно, основная проблема для поиска заключается в другом. На самом деле, поиск по Википедии быстро покажет вам, что вы забыли о существовании Assassin’s Creed: Brotherhood, если вы действительно хотите разобраться. Я упомянул преимущества нечестности, поэтому эта часть оказалась в самом начале раздела.
Но есть проблема и покрупнее.
Названия «перезагрузок» совпадают с оригинальными
Виновными здесь можно назвать Doom, Star Wars: Battlefront, Battlezone и игру, ставшую причиной этой статьи — Prey.
На E3 2016 года мы видели тизер новой игры под названием Prey. Тогда я подумал: «люди в каком-то странном восторге от неё. Что они знают такого, чего не знаю я? Вроде название мне знакомо. Не было ли игры с похожим названием всего несколько лет назад?»
Десять лет назад. Прошло всего десять лет без сиквелов, и они выпускают игру с точно таким же названием. Как её должны обсуждать фанаты?»Prey ужасна, мне гораздо больше нравится Prey». Это какое-то посмешище! Даже если есть важная сюжетная причина (например, параллельные вселенные или что-то подобное), дающая хорошее обоснование выбора того же имени (чтобы была хоть какая-то аргументация, допустим, преимущества были значительными), то всё равно разработчикам нужно заботиться о маркетинге и возможности поиска в Интернете. Новички не будут так благосклонны к вашему подходу «мы сохранили название из-за персонажа».
Может быть, кто-нибудь более знающий сумеет рассказать о хороших причинах такого запутывания (например, уже есть постоянное количество поисковых запросов по этой теме, и дешевле опираться на существование старой игры), но даже если такая причина есть, всё это выглядит смехотворно недальновидным и циничным.
И мы плавно переходим к Star Wars: Battlefront, которая на самом деле является Battlefront 3. Тот факт, что она разрабатывалась другой студией, не отменяет факта покупки и прохождения мной двух предыдущих игр Battlefront, одна из которых называлась Star Wars: Battlefront. Когда была объявлена «перезагрузка», я попытался загуглить название оригинальной игры, чтобы узнать год её выпуска, и она показалась мне достаточно свежей, чтобы пытаться скрыть её, как это можно сделать с 50-летним фильмом.
2004 год! *вопль* «Ей было всего 12 лет, у неё впереди была вся жизнь». Звучит, конечно, смешно, но тут нужно сделать замечание. Предполагается, что любую игру с внятным названием можно будет найти в Интернете в течение нескольких десятилетий. В то время, когда сохранение цифрового искусства становится всё более важной темой, намеренное сокрытие существования любой выпущенной игры выглядит безответственно и жестоко.
Кстати, чтобы найти дату выпуска, мне пришлось искать Battlefront 2 и начинать уже с неё. Если бы я не знал о существовании сиквела, скажем, мне было бы 10 лет, а не 29, эти две более старые игры для меня бы не существовали, если бы кто-нибудь не сказал мне о них.
А теперь рассмотрим ещё один случай: игра Battlezone для Playstation VR — это «перезагрузка» оригинальной Battlezone 1980 года для Atari, а не Battlezone 1998 года или её повторного выпуска в 2016 году «Battlezone 1998 Redux», и не продолжение Battlezone II: Combat Commander 1999 года. Видите, как всё усложняется? И с исторической точки зрения эти игры были очень интересными! Часто недооцененными, но вносившими новизну во время своего выпуска. Это примеры игр, которые стоит сохранить и исследовать в будущем. Почему новая версия не может просто называться Battlezone VR? Это выше моего разумения.
Вы, наверно, уже поняли мою точку зрения. Doom (2016 год) должна называться Doom 4 или даже «Doom 2016», но её так не назвали. Простите, но Doom — это название уже существующей игры, у которой всё ещё есть тысячи игроков. Уверен, что через пять лет в классический Doom будут играть больше людей, чем в новый Doom, как бы он ни был хорош. Нельзя подминать под себя старые игры и притворяться, что их не было. И это довольно иронично, ведь версия 2016 года выглядит признанием в любви к оригиналу. Я очень сожалею, что авторы просто «скопипастили» название. Имитация — лучшая форма лести, но нельзя доходить до того, чтобы влазить в кожу своего кумира.
В заключение: что я пропустил?
Тенденция присваивания старых названий новым играм определённо увеличивается, даже если между играми прошло всего 10 лет, и я вижу только этом только негативные последствия. Неужели отбрасывание цифр — это просто мода?
Мне кажется это отвратительным. Выглядит так, как будто мы настолько непостоянны, что забудем об оригиналах, или больше будем ценить новые версии просто потому, что в их названии нет цифры 4 или 5. Вы можете возразить, что новые игроки охотнее купят игру, если не будут жалеть о пропущенных пяти частях, но скрывать прошлое игры только по этой причине очень цинично! Похоже, что эту теорию просто выдумали получающие слишком большую зарплату маркетологи, а потом сами убедили себя в её правильности, и она не взята из данных о продажах. В конце концов, я купил Assassin’s Creed IV, Civilization V, Skyrim, The Witcher 3 и Fallout 4, не поиграв в предыдущие части. И я знаю многих, сделавших то же самое.
Жонглированием цифрами занимаются крупнейшие компании с огромными отделами маркетинга. В этом должна быть какая-то логика. Не похоже, что кто-то спонтанно убедил их в этом. Я уверен, что всему этому есть логичное объяснение, но не могу найти его.
Какой бы ни была логика или её отсутствие, она мешает сохранению и возможности поиска игр. Мне могут ответить: «ну и ладно, старые игры не продаются хорошо. Мне нужно получать ежемесячную премию. Меня не волнует история». Что я могу сказать в ответ?
Новый игрок покупает Gears of War 4. Игра ему нравится. Он хочет поиграть в во все предыдущие игры серии Gears. Логично, что это 1, 2 и 3. Вы получили ещё три дополнительные продажи (хотя и по более низкой цене). Отлично. А как насчёт Judgment? Её не купят, правда? Почему? Потому что не было понятно, что она существует, а ведь это самая последняя и самая дорогая из предыдущих игр. И вам не удалось её продать.
Так какой будет вывод? Боюсь, я могу только посоветовать быть честными с цифрами или вообще не использовать их. И никогда не использовать старые названия. Смотрите, если вы используете название, похожее на чьё-то ещё, на вас подадут в суд. Несколько лет назад Bethesda инициировала иск против Mojang, когда та объявила о выпуске Scrolls, потому что название слишком походило на The Elder Scrolls. Но вы позволяете себе такое, просто потому что это ваша собственность? С точки зрения закона это нормально, но как насчёт покупателей?
Я процитирую абзац о товарных знаках с веб-сайта Ведомства по патентам и товарным знакам США.
Что такое «нарушение прав на товарный знак»?
Нарушение прав на товарный знак — это несанкционированное использование товарного знака или знака обслуживания на товары и (или) услуги, или в связи с ними, таким образом, что это может вызвать путаницу, обман или заблуждение об источнике товаров и (или) услуг.
«Несанкционированное» к нашему случаю не относится, но об остальном стоит задуматься.