[Перевод] История технологий предоплаты почтовых отправлений
Надеюсь, тебя приятно удивит наш экскурс в почтовые технологии.
Разработок не так много, но все они суперсложные и невероятно интересные.
Обязательно пройдёмся по современности, но для начала дань истории и памяти. Иначе сложно понять масштаб.
Зарождение слова «Почта» и его обязательных атрибутов
Первое документальное использование прототипа курьерского сервиса для распространения письменных документов зафиксировано в Египте, где фараоны использовали курьеров при оглашении своих указов на листах папируса примерно в 2400 г. до нашей эры. Следующим лучше изученным примером является бегун в древней Греции, который в 490 г. до нашей эры доставил сообщение из Марафона в Афины (42,195 км) о победе греческой армии над королём Персии.
Древние римляне владели хорошо организованной сетью курьеров для распространения сообщений в целях армии. Они создали специальные станции, где можно было переночевать или поменять лошадь. Латинские названия станций для смены (mutatio posita) и отдыха (mansio posita) стало прародителем слова «Post» (Почта).
В 12 и 14х веках, рыцарские ордены выстроили профессиональную систему доставки почты для их собственных нужд. Веками сообщения доставлялись курьерами или коммивояжерами пешком или лошадьми, а затем почтовыми каретами. В 1490, итальянец Жанетто вон Тассис (Janetto von Tassis, в дальнейшем прозванный Thurn und Taxis) получил эксклюзивную лицензию от императора Габсбурга (Habsburg) Максимилиана I организовать сервис почтовой перевозки для армейских и административных сообщений через территорию Габсбурга. Он организвал станции замены лошадей и укомплектовал курьеров горнами для гарантированной и надёжной доставки на дистанции 1024 км между Инсбруком (Innsbruck, Австрия) и Мехелен (Mechelen, Бельгия) за 5 или 6 дней вне зависимости от летнего или зимнего времени. В дальнейшем Жанетто оперировал почтовой сетью через всю восточно континентальную Европу, и снова получил эксклюзивную лицензию от императора Габсбурга Рудольфа II на предоставление почтовых транспортных услуг для правительства. Для понижения затрат, Жанетто допустили к перевозке сообщений между частными лицами. Эта лицензия явилась основой для создания первой почтовой системы на континентальной Европе.
Горн и по сей день встречается в почтовых логотипах
Оплата за почтовые услуги заранее? Нет, не слышали!
До 17 го века для адресатов являлось нормальной практикой отправляться в путешествие до пункта доставки почты с целью сбора корреспонденции. Процесс оказывался крайне неприятен, если предполагаемая корреспонденция не доходила к этому моменту. Около 1700 года, Почта Пруссии представила систему доставки почты частными слугами для привелегированных получателей. Первый официальный сервис по доставке писем был упомянут в уставе Почты Пруссии в 1710. Так же огромным облегчением для отправителей стал официальный уличный почтовый ящик, представленный Почтой Пруссии в 1824.
До 1850 года являлось естественным взымать плату только с получателей отправления и только после успешной доставки. Адресаты часто отказывались оплачивать отправления, перемещая их в разряд невостребованных. Это доставляло немало неудобств, ведь факт доставки уже совершился. Более того, цена за отправление обычно зависела от выбранного доставочного маршрута. Т.к. точные карты были всем недоступны, цена за доставку для получателя всегда оказывалась разной.
Из-за того, что цена доставки в большинстве случаев была высока и равнялась средней стоимости трудового дня, люди всячески искали всевозможные пути удешевления. Например, были отправители и адресаты, использующие специальную символику, наносимую на оболочку отправления, по которой можно было понять о содержимом без получения и дальнейшего вскрытия. Получатель всегда отказывался получать такое отправление, оставляя выбор за курьером — уничтожить отправление или вернуться обратно и взять стоимость пересылки с отправителя. Риск неуплаты за отправление получателем привёл отрасль к неопределённости, препятствующей развитию стандартов почтовой доставки.
Первая централизованная почтовая служба внутри страны была создана в Англии в 1516 году. В документе «Почтовая Реформа: её значимость и целесообразность», написанной сэром Роуландом Хиллом (Sir Rowland Hill) в 1835, появилось предложение облагать все письма до 14.5 грамм платой в один пенни, с обязательной оплатой отправителем в виде наклейки марки. За счёт этого, проблема отказов от отправлений должна была решиться.
сэр Роуланд Хил
Первая попытка внедрения предоплаченных отправлений
Нужный уровень доверия отправителей по планам обязан поддерживаться через создание официальной почтовой системы и унификацию почтовых тарифов. Прогнозировалось так же снижение тарифов на фоне колоссального увеличения объёмов отправлений и, как следствие, увеличение доходов для почтовой системы и непосредственно Королевы Англии. План был принял, а законопроект подписан Королевой Викторией 17 го августа 1839 года.
Первая марка была выпущена в 1840 году в Англии. Ими явились Одна Пенни Чёрная и Два Пенса Голубая. Портрет Королевы Виктории был взят с медали, сделанной Вильямом Вьёном (William Wyon). Предоплаченный конверт разработан Вильямом Молрэди (William Mulready).
Первая марка на планете Земля
Реформа почтовой системы, затеянная сэром Роуландом Хиллом (sir Rowland Hill) оказалась действительно успешной, — за один год объём отправлений в Великобритании утроился. Основной причиной явилась простейшая тарификация. Огромное количество почтовых операторов в континентальной Европе и Америке адаптировали концепцию предоплаты отправлений в форме марок с самоклеющейся основой. США выпустили первую марку в 1847 году, Германия в 1872, Япония, — 1871.
С целью стандартизации почтовых правил и действий на международном уровне, США призвали к созданию международного почтового конгресса, впервые созванного в 1863 году. Председателем союза стал Генрих фон Стефан (Heinrich von Stephan), Прусский почтовый министр. В дальнейшем именно он возглавил и основал Всемирный Почтовый Союз.
Основатель Всемирного Почтового Союза, Генрих фон Стефан
Главный Почтовый Союз, — именно так по итогам подписанного 9 Октября 1874 года соглашения в Бёрне, называлось сообщество, в которое вошло 22 страны. Уже на втором мировом почтовом собрании в Париже в 1878 году название изменили на «Всемирный Почтовый Союз». На этом конгрессе ВПС постановило, что все почтовые письма, открытки и посылки должны идти с символом оплаты в виде марки.
Союз так же постановил о введении универсального единого тарифа оплаты за отправку письма по всему миру; о предоставлении одинаковых условий для внутренних и иностранных отправлений; о сохранении всех денежных средств, собранных за международные отправления. Эти фундаментальные правила позволили избавить отправителей от огромной головной боли, — им не требовалось больше вычислять каким путём и через какие страны пойдёт отправление с целью правильного нанесения марок. ВПС постановил, что марки, выпущенные странами-членами, адаптированы для всего пути следования отправления при условии наличия на них букв латинского алфавита.
Воодушевлённые успехом развития марок во многих странах, ВПС на втором Мировом Почтовом Конгрессе в 1878 году в Париже постановил использовать марки и только марки как свидетельство об оплате. Но решение вызвало большой резонанс и показалось недальновидным, т.к. использование марок являлось очень неэффективным инструментом для крупных отправителей.
Почтовым операторам потребовалось несколько лет для создания заменяющей технологии. В 1889 Жозеф Бауманн (Josef Baumann) продемонстрировал первое устройство для нанесение оттиска, аналогичному марке, Баварскому почтовому представительству (Bavarian postal authorities), которое отклонило его предложение. В дальнейшем он улучшил алгоритм машины и даже 5 го января 1900 года получил патент, но ни одна технология не получила почтового одобрения.
Первая франкировальная машина, которая ставила отпечатки на бумажном конверте, обозначающие отметку оплаты клиентом почтовых услуг, была разработана Карлом Учерманом (Karl Uchemann) и произведена норвежской компанией Krag в 1903 году.
Каждая из машин позволяла наносить отпечаток с фиксированным эквивалентом в 5 датских Эре и получила согласие на использование Норвежским почтовым представительством 15 июня 1903 года. Четыре франкировальных машины использовались в почтовых отделениях, три в частных компаниях. Однако в ближайшее время их начали изымать, — последняя была изъята уже 2 января 1905 года.
Механизация почтовой отрасли
Начиная с 1902 года, Артур Питни (Arthur H. Pitney) сконструировал серию механических франкировальных машин, не получив при этом ни на одну одобрения со стороны Почты США. Только после соединения усилий с Вальтером Боус (Walter H. Bowes), они успешно презентовали в 1920 году франкировальную машину для отправлений 1 го класса Model M с возможностью регулировании даты оттиска.
Основатели Pitney Bowes, Артур Питни и Вальтер Боус
В этом же году, на 7ом конгрессе в Мадриде, Испания, ВПС официально признаёт оттиск франкировальной машины как означающий оплату и постановляет их нанесение только красной краской.
Ford Model T. Ой, простите, Pitney Bowes Model M.
В то время как Pitney Bowes Model M имела возможность наносить только одно достоинство оттиска, в 1923 году в Германии компании Bafra и Anker Werkle образовали Francotyp, получивший одобрение на первые франкировальные машины с регулируемыми суммами оттиска. Это было особенно нужно во время гиперинфляции в Германии после Первой Мировой Войны.
В отличии от марок, оттиск франкировальной машины содержит дату отправки и наносится необратимо на отправление. Марки же обычно использовались повторно, — достаточно было аккуратно отсоединить их и посадить на клей заново. Для снижения уровня потери доходов от повторного использования марок, почтовые администрации ввели процедуру гашения, при которой на марку наносится индикатор использования. Оттиски же франкировальных машин не требовали гашения, — они содержали дату отправки и их нельзя было легко скопировать с одного отправления на другое. Максимум требуемый от почтового сотрудника являлся сверить текущую дату и дату, нанесённую на франке.
Бурное развитие и стандартизация отрасли
Огромное количество изменений произошло за последующее десятилетие. Механические счётчики начали хранить почтовые регистры, т.е. оставшуюся сумму, доступную для списания в виде франков. Для «перезарядки» машины относили в почтовый офис для вскрытия и разблокировки. Это являлось основной защитой от неавторизованного использования, т.к. попытки самостоятельного вскрытия обязательно оставляли вещественные доказательства.
- AR, Ascending Register, увеличивающийся регистр. Регистр, увеличивающийся каждый раз при создании оттиска на сумму, указанную в отиске.
- DR, Descending Register, уменьшающийся регистр. Регистр увеличивается при каждой перезарядке на сумму перезарядки, и уменьшается при каждом создании оттиска на сумму, указанную в оттиске.
- TS, Total Settings Register, регистр общих настроек. Регистр увеличивается при каждой перезарядке на сумму перезарядки. В любое время, регистр показывает сумму между AR и DR.
- PC, Piece Count Register, регистр подсчёта штук. Регистр увеличивается каждый раз при производстве оттиска. Регистр хранит общее количество всех оттисков с момента инициализации.
На фоне экономического роста, объёмы отправлений росли, и почтовым операторам приходилось повышать уровень автоматизации для его обслуживания. Так Германия оказалась первой, где система почтовых кодов была представлена для увеличения скорости сортировки и качеств доставки отправлений в 1960 году. В 1963 году, Почта США показала систему ЗИП-кодов (ZIP-code, Zone Improvement Plan, План Улучшения Зональности), которая в дальнейшем стала базой индексов США.
В 1970х годах на рынке появились электро-механические франкировальные машины, включающие в себя микропроцессор и возможность хранить почтовые регистры уже в запоминающем устройстве с произвольной выборкой (RAM, Random Access Memory). Система печати тоже развивалась и позволяла обрабатывать уже до 12 000 отправлений в час. Пользователи «заправляли» свои машины используя обычный телефон. После того, как происходила идентификация звонящего и его устройства, пользователь сообщал сумму и вводил полученный от оператора код. Франкировальная машина проверяла вводимый код и производила разблокировку суммы в режиме оффлайн. Это позволило избавиться от раздражающих походов в почтовое отделение.
Интернет меняет правила игры
Бум персональных компьютеров и офисных принтеров произвёл революцию. В конце 1980 годов, при помощи уже встроенных в франкировальные машины модемов, сумма для загрузки скачивалась через телефонную сеть и защищённый канал с удалённого сервера напрямую. Это оказалось намного безопаснее, чем устная передача кодов для пополнения.
Следующее поколение франкировальных машин было электронным. Эти машины использовали цифровую технологии печати вместо традиционного использования механических штампов. В 1991, Франкотип-Посталия (Francotyp-Postalia) впервые представила цифровую франкировальную машину T1000, оснащённую технологией термопечати (термопереноса, thermal transfer print system).
T1000, первая электронная франкировальная машина.
Технология цифровой печати позволяла контролировать содержимое каждого оттиска франкировальной машины и наносить его на огромной скорости. Когда в 90ые начала распространяться технология струйного нанесения, она так же нашла применение в франкировальном оборудовании.
В то время как рынок пытался заменить дорогостоящие узкоспециализированные устройства персональными компьютерами, почтовые администрации всерьёз обеспокоились о возрастающем количестве подделок и манипуляций над оттисками. Подделать факт оплаты отправления при наличии сканера и принтера вновь стало предельно просто, поэтому многие почтовые операторы обязали использовать флуоресцентную краску для нанесения оттиска.
© Megamozg