[Перевод] История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения
До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.
И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.
Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.
Вы, наверно, привыкли покупать дорогие рекламируемые программы, и их приносить домой в надежде, что они сделают то, что от них требуется. И часто вы обнаруживали, что они не оправдывают ожиданий. Модель shareware позволяет вам выбирать из множества высококачественных программ и опробовать их, пока вы не найдёте ту, что нравится вам больше всех. И только тогда вы выплачиваете невысокую стоимость регистрации автору программы.
Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса — что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.
Пять shareware программ, поменявших мир вычислений
1. PKZIP. Утилита для сжатия, созданная разработчиком Филом Кацем в конце 80-х, сжимала файлы так эффективно, что стала стандартом de facto, используемым по сию пору. Кац после юридических проблем со схожим форматом .arc, сделал формат .zip открытым, и брал деньги лишь за реализацию этого формата. В результате он получил хит. Но его жизнь была очень непростой, умер он в 2000-м году.
2. McAfee Antivirus. До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в интересных заголовках, он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec«s Norton Antivirus — особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.
3. Wolfenstein 3D. Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры — ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки — доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.
4. ZZT. Первая игра, выпущенная компанией Epic Megagames, представляет собой нечто противоположное тому, что выпускает эта компания, ныне известная, как Epic Games, сегодня (например, Unreal Engine). Но логика развития видна. Игра, построенная на ANSI-графике, стала для фанатов особенной благодаря встроенным инструментам редактирования — что определило будущий подход компании к играм. Как и в случае с Wolfenstein 3D, успех этой игры подготовил сцену для выхода одной из компаний, определивших игровой рынок в XXI-м веке.
5. Trumpet Winsock. Годами Microsoft не замечала интернет, но shareware заполнило эту нишу для Windows 3.0 и 3.1. В частности, shareware версия Windows Sockets API стала необходимой для множества пользователей, желавших попробовать ранние версии графических браузеров типа Mosaic и Netscape. В Microsoft решили, что им нужна своя версия для всего этого, и непрямым образом заработали много денег. Увы, создатель Trumpet Winsock Питер Тэттэм [Peter Tattam] практически ничего не получил за свой широко распространившийся софт.
ZZT
Три человека, три приложения, одна замечательная идея: история создания shareware
Концепцию shareware можно отнести на счёт трёх разных людей, каждый из которых предлагал чуть изменённую версию того, что впоследствии превратилось в shareware.
В 1982 компьютерный разработчик и редактор журнала Эндрю Флюгельман [Andrew Fluegelman] выдал ПО для коммуникаций PC-Talk, приложение, которое он распространял по модели, названной им freeware. Он получил права на этот термин, который имел мало общего с современным понятием freeware, как бесплатного ПО. Софт можно было распространять свободно, но он требовал, чтобы те, кому он понравился, высылали ему по почте $25 — он называл эту модель более экономической, чем альтруизм. PC-Talk заслужила хороший обзор в PC Magazine, где на тот момент работал Флюгельман.
«Изобретательная коммуникационная программа, созданная редактором Эндрю Флюгельманом, элегантно написана, работает без проблем, и свободна для всех»,- писал колумнист Ларри Магид.
Примерно тогда же работник IBM Джим Нопф [Jim Knopf] (также известный, как Джим Баттон [Jim Button]), разработал программу для работы с базой данных, и продавал её по сходной модели, названной Easy-File. Вскоре Нопф и Флюгельман встретились лично, и, видимо из солидарности к их общей модели, Нопф переименовал своё приложение в PC-File и запустил собственную компанию Buttonware.
В эссе о происхождении shareware Нопф отметил, что инновационная стратегия продаж вызвала повышенный интерес к его фирме. «Это была радикально новая рекламная идея, и компьютерным журналам было очень интересно писать про такие штуки,- писал он. — В результате вышло много бесплатной рекламы PC-File».
В следующем году работник Microsoft по имени Боб Уоллэс [Bob Wallace] покинул компанию и создал свою, QuickSoft, первой программой которой стала PC-Write. Именно Уоллэс, помогавший другим начинающим авторам программ с рекламой, и стал тем, кто придумал запоминающееся название этой маркетинговой стратегии: Shareware. (Это было гораздо лучше идеи Нопфа: «программное обеспечение, поддерживаемое пользователями» [user-supported software]).
Стратегия быстро распространилась, и ей последовали другие независимые разработчики. Компьютерные клубы по всей стране воспользовались её преимуществами, предлагая своим членам новое ПО по этой схеме, что также способствовало её распространению.
В результате shareware стало организованным. В апреле 1987 года возникла Ассоциация профессионалов shareware, с целью обеспечения безопасности распространения программ по этой схеме, а также сохранения прав изготовителей программ. Организация проверяла источники распространения подобного ПО, и создавала стандарты, которым независимые продавцы могли следовать для их же блага. Если вы когда-нибудь натыкались в ZIP-архиве на файлик FILE_ID.DIZ, ответственность за его появление там возлагайте на Ассоциацию. Это текстовый файл, описывающий функции ПО.
Концепция shareware, очевидно, стала жизнеспособной идеей, обогнавшей и пережившей своих создателей. Уоллэс умер в 2002, Нопф в 2013, Флюгельман, с наиболее трагичной из них судьбой, в 1985. Но их наследие живёт.
Никогда я ещё не имел столько социальных связей и не общался с таким количеством таких разных людей, как после того, как я начал заниматься компьютерами.
Цитата из материала, посвящённого Эндрю Флюгельману, вышедшему в Infoworld, за авторством Кевина Стрехло [Kevin Strehlo]. Материал вышел в честь исчезновения этого разработчика и редактора журнала в 1985 году. Наследие Флюгельмана оказало сильное влияние на компьютерный мир. Он не только изобрёл shareware, но и был основателем и редактором PC World и MacWorld. Но у него были проблемы со здоровьем, у него появился рак, и он страдал от колита. Он исчез, тело его так и не нашли, и он считается погибшим.
Как сказано в статье 1985 года на Newsbytes, Стрехло уволился из своего журнала из-за этой статьи, поскольку редактор решил не публиковать её последние несколько параграфов, в которых описывались обстоятельства исчезновения Флюгельмана, и указывалось на возможность его самоубийства. Возможно, вам также будет интересно почитать интервью с Флюгельманом для журнала MicroTimes, перепечатанное на Medium.
Как adware испортило доброе имя shareware
Shareware не было идеальной бизнес-моделью — очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно — но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy.
Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.
В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware — эта проблема сохраняется до сих пор.
Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.
Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.
В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать 'shareware' как 'дилетантство'».
Конечно, у shareware есть ещё свои ниши — разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).
Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.
В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО [Software Publishers Association] выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don«t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.
Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.
Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.
Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.
Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.