[Перевод] Использование OSINT для выявления невидимых угроз нашим океанам

8a1cc2d73768050cb85705f0a4ba56d7.png

Наши океаны огромны, и по мере удаления от суши вопрос о владении водами становится всё менее прозрачным, что упрощает сокрытие множества угроз — от разливов нефти и химических веществ до демонтажа судов и незаконного рыболовства. Эти виды деятельности представляют опасность для экосистем океана, содержащей миллионы уникальных видов, для пищи, которую мы употребляем, и для воды, которую мы пьем. В этой статье мы обсудим некоторые экологические угрозы для наших океанов и то, как можно использовать методы OSINT (открытая разведка на основе общедоступных данных) для выявления, раскрытия и устранения этих угроз. Техники OSINT, в сочетании со спутниковыми снимками, отслеживанием судов и анализом данных из социальных сетей, помогают нам создать более полную картину происходящего.

Угрозы
Демонтаж судов включает разборку кораблей на части для последующей продажи, что приносит крупную прибыль — порядка 3–10 миллионов долларов за одно судно. Однако этот процесс несет серьезные экологические и медицинские риски, так как такие опасные химические вещества, как ртуть, свинец, асбест и серная кислота, часто попадают в воду и почву, представляя угрозу как для рабочих, так и для дикой природы. Большинство развитых стран приняли законы, ограничивающие опасные практики демонтажа судов, но некоторые компании, стремясь к максимальной прибыли, пытаются обойти эти правила, используя такие тактики, как регистрация судов под «удобными флагами» или сокрытие маршрутов в места демонтажа, где законы либо слабы, либо отсутствуют. Судоразборочный завод в Аланге (Индия) считается одной из крупнейших кладбищ судов, протяженностью около 8,7 миль вдоль побережья и насчитывающим 183 площадки для демонтажа. В журнале Chemistry World приводятся следующие данные:

В 2015 году исследование, проведенное в Тайване, изучило данные 4427 рабочих с судоразборочных заводов, и выявило, что с 1985 по 2008 год 940 человек умерли от рака, а у 436 были диагностированы различные формы этого заболевания; те, кто подвергался наибольшему воздействию асбеста, были более подвержены развитию рака в целом, особенно пищевода, печени, трахеи и легких.

Судоразборочный завод Аланг в Индии, 8,7 миль побережья

Судоразборочный завод Аланг в Индии, 8,7 миль побережья

Незаконное рыболовство
Незаконное, незарегистрированное и нерегулируемое рыболовство (IUU Fishing) представляет собой значительную угрозу для экосистем, природных ресурсов и глобальной продовольственной безопасности. Определенные методы рыболовства, такие как траление, при котором сеть тянется по дну океана, могут разрушать важные экосистемы морского дна, такие как коралловые рифы. Кроме того, существует риск случайного прилова, когда в сеть попадают нежелательные виды, такие как дельфины, черепахи и акулы.

По данным NOAA, незаконное рыболовство осуществляется различными способами, включая несообщение о вылове или предоставление ложной информации, удержание рыбы, которая не соответствует нормам, рыболовство в закрытых зонах или в межсезонье, использование запрещенных орудий лова, а также участие в несанкционированных перевалках или передаче улова на грузовые суда. Операторы используют тактики для обхода правил, такие как регистрация судов под «удобными флагами» для получения доступа к новым рыболовным районам, отключение системы автоматической идентификации (AIS) для сокрытия своего местоположения, а также перегрузка улова на другие суда с его смешиванием, чтобы затруднить выявление незаконных рыболовных операций.

5e10d0376a0349598a8001ebdcf45af4.png

Незаконный сброс отходов
По данным различных отчетов, коммерческие суда ежегодно незаконно сбрасывают в океан почти 800 000 тонн отходов топлива и масла. До 1972 года, когда в США был принят Закон о защите морской среды, исследовании и заповедниках (Marine Protection, Research, and Sanctuaries Act, MPRSA) и последующие обновления, в океан свободно сбрасывались различные типы отходов, включая промышленные, радиоактивные, химические и канализационные. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) является основным международным соглашением, регулирующим загрязнение морской среды судами.

Из-за огромных размеров океанов властям зачастую трудно обнаружить незаконные действия, такие как сброс осадков с примесью масла (машинных вод) в море. Однако доступность спутниковых изображений и отслеживание судов с помощью системы автоматической идентификации (AIS) значительно улучшили возможности по выявлению этих незаконных сбросов.

Аэрофотоснимок от VOA News показывает судно, сбрасывающее нефть в воду недалеко от Рио-де-Жанейро, Бразилия. В Сиэтле суд присяжных признал рыбака виновным в аналогичном загрязнении Тихого океана масляными отходами.

Аэрофотоснимок от VOA News показывает судно, сбрасывающее нефть в воду недалеко от Рио-де-Жанейро, Бразилия. В Сиэтле суд присяжных признал рыбака виновным в аналогичном загрязнении Тихого океана масляными отходами.

Как мы можем бороться с угрозами с помощью ОСИНТ?
Для борьбы с угрозами океанам необходимы совместные усилия, включающие не только власти и неправительственные организации (НПО), но и граждан, которые обладают способностями анализировать угрозы с использованием открытых источников для разработки разведывательных данных. Среди самых полезных инструментов для выявления незаконной деятельности в океане — спутниковые снимки, социальные сети и отслеживание судов. Давайте рассмотрим, как можно использовать каждый из этих ресурсов.

Спутниковые и аэрофотоснимки. Утилизация судов.
Применение спутниковых изображений может стать эффективным средством предотвращения незаконной утилизации судов, помогая властям обнаруживать суда, входящие в нерегулируемые судоразделочные верфи или покидающие их. В некоторых случаях суда, покидающие регулируемые зоны, такие как Европа, могут намеренно отключать свою систему AIS для избегания отслеживания. Изображения — это наиболее эффективный способ обнаружить судно, которое сознательно отключило AIS, и они особенно полезны для выявления незаконно выброшенных на берег судов на судоразделочных верфях. Простой поиск в Google предоставляет ключевые верфи по всему миру, что помогает установить систему постоянного мониторинга для выявления любых изменений. Некоторые полезные и бесплатные варианты спутникового мониторинга — это soar.earth и Sentinel Hub EO Browser.

Судно MT Tesla на судоразделочной верфи в Читтагонге ясно видно на спутниковом снимке

Судно MT Tesla на судоразделочной верфи в Читтагонге ясно видно на спутниковом снимке

Незаконный промысел
Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый (IUU) промысел — это широко распространенная проблема, часто связанная с малыми рыболовными судами до 300 тонн, которые не обязаны использовать систему AIS в соответствии с правилами Международной морской организации (IMO). Хотя региональные рыболовные управления постепенно расширяют эти требования, многим небольшим судам по-прежнему разрешено работать без передачи данных о своем местоположении, что затрудняет отслеживание их деятельности.

Чтобы справиться с этой проблемой, организации, отслеживающие IUU-промысел, обращаются к искусственному интеллекту (ИИ), который, в сочетании со спутниковыми изображениями, может выявлять характерные паттерны движения, свидетельствующие о незаконной рыбалке. Хотя эта технология ИИ не является общедоступной, аналитики могут по-прежнему полагаться на спутниковые и аэрофотоснимки, а также на данные радаров с синтезированной апертурой (SAR). Использование традиционных спутниковых изображений позволяет выявлять суда в запрещенных для рыболовства зонах, обнаруживать на борту незаконное оборудование (например, тралы) и, возможно, идентифицировать весь флот. Данные SAR, известные своей способностью проникать через облака, где традиционные спутники сталкиваются с трудностями, доступны через программы NASA, Umbra«s Open Data Program и Европейское космическое агентство. Однако объем изображений ограничен, а навигация по ним может быть затруднена.

Спутниковые снимки судов, участвующих в парном тралении от Planet

Спутниковые снимки судов, участвующих в парном тралении от Planet

Незаконный сброс отходов
Незаконный сброс осадков нефтесодержащих вод представляет собой серьезную проблему для мониторинга на глобальном уровне. Однако с помощью спутниковых и аэрофотоснимков в целевых регионах можно выявить случаи сброса осадков, основываясь на визуальных маркерах. Например, на изображении ниже показано, как сброс осадков проявляется в виде длинного темного следа за судном-нарушителем. Отслеживание подобных признаков — эффективный способ выявления этой незаконной деятельности. Объединяя эти снимки с данными отслеживания судов, можно точно определить, какое судно виновно в нарушении.

92-мильный след сброса осадков нефтесодержащих вод от судна Dona Liberta

92-мильный след сброса осадков нефтесодержащих вод от судна Dona Liberta

Анализ социальных сетей
Анализ различных платформ социальных сетей и форумов, таких как X, Reddit и LinkedIn, позволяет использовать информацию, предоставляемую пользователями, для выявления деталей, касающихся владения судами, их перемещений, планов и других аспектов. Социальные сети оказываются особенно полезными при расследовании глобальных незаконных действий, так как местные аналитики часто делятся фотографиями и информацией, которая в противном случае была бы недоступна.

Незаконное разделение судов, рыболовство и сброс отходов

В данном разделе эти три темы объединены из-за схожих методов расследования. При работе с конкретным регионом полезно отслеживать определенных пользователей, которые делятся новостями из интересующей нас области, для создания ленты, удовлетворяющей нашим потребностям. Однако важно проверять всю информацию, полученную из социальных сетей, из-за их склонности к дезинформации. Социальные сети следует рассматривать как отправную точку для расследования. Объединение этих данных со спутниковыми снимками, треками судов и предыдущими отчетами позволяет создать полное понимание ситуации.

Пример публикации о ННН-рыболовстве, которая может стать отправной точкой для расследования этого судна

Пример публикации о ННН-рыболовстве, которая может стать отправной точкой для расследования этого судна

Отслеживание судов

Отслеживание траектории судна с помощью спутниковой связи похоже на освещение процесса, который в противном случае был бы скрыт. Изначально разработанная для предотвращения столкновений, система AIS (Автоматическая идентификационная система) превратилась в мощный инструмент, позволяющий компаниям отслеживать свои флоты, а аналитикам — наблюдать за деятельностью на морях. Спутниковые сигналы передают не только местоположение судна, но и такие детали, как его идентификатор, вес, пункт назначения, скорость, а также сообщения, как, например, показанное ниже сообщение о досмотре судна в Красном море. Хотя спутниковое отслеживание несовершенно и может быть намеренно отключено для сокрытия деятельности, в сочетании с другими инструментами оно становится важным средством для выявления незаконных перегрузок на ходу, анализа движения судов и подтверждения наших наблюдений.

Сообщения о досмотре судна в Красном море, извлеченные из данных AIS

Сообщения о досмотре судна в Красном море, извлеченные из данных AIS

Незаконное разборка судов

Операторы судов, занимающиеся незаконными деятельностями по разборке судов, могут невольно раскрывать свои действия через данные AIS. С помощью таких инструментов, как Marine Traffic и Vessel Finder, аналитики могут отслеживать исторические маршруты судов, направляющихся к их конечному пункту переработки. Выявление таких закономерностей, как манипуляция с идентификацией или отсутствие передачи данных AIS, может сигнализировать о том, что судно направляется в незарегистрированный плавучий пункт разборки. Интеграция этих находок с спутниковыми изображениями позволяет нам проверить, покидает ли судно регулируемую страну и оказывается ли оно на пляже в незарегистрированном пункте разборки. Обратите внимание, что бесплатные трекеры судов имеют ограничения по объему доступных исторических данных. Для работающих с бюджетом рекомендуется использовать платные инструменты, такие как Windward или Starboard, для получения более глубоких сведений.

Служба мониторинга морского пространства Copernicus отслеживает судно из Европы в незарегистрированный пункт разборки

Служба мониторинга морского пространства Copernicus отслеживает судно из Европы в незарегистрированный пункт разборки

Незаконная рыбалка

Аналогично отслеживанию деятельности по разборке судов, мониторинг перемещений рыболовных судов становится возможным, когда они транслируют свои местоположения. Данные AIS не только раскрывают информацию о пути судна, но также предоставляют сведения о его скорости, что может указывать на тип рыболовства, которое выполняет судно. Кроме того, система отслеживания позволяет выявлять передачи между судами (STS), что может сигнализировать о незаконной перегрузке между рыболовным судном и грузовым кораблем. Как упоминалось ранее, рыболовные операторы могут пытаться скрыть свои незаконные уловы среди более крупных легальных уловов во время перегрузки. В рамках исследования компания Hawkeye360 использовала комбинацию радиочастотных сигналов и сигналов AIS для расследования китайских рыболовных судов вблизи Галапагосских островов, наблюдая, что множество рыболовных судов отключали свои передатчики по мере входа в исключительную экономическую зону (EEZ) Галапагосов, что указывает на возможное незаконное рыболовство.

Расследование компании Hawkeye360 против китайского рыболовного флота в исключительной экономической зоне (EEZ) Галапагосов

Расследование компании Hawkeye360 против китайского рыболовного флота в исключительной экономической зоне (EEZ) Галапагосов

Существуют также инструменты, разработанные НПО, для отслеживания незаконного рыболовства. Карта Global Fishing Watch — это онлайн-инструмент, использующий данные AIS для мониторинга глобальной рыболовной активности с 2012 года до настоящего времени более чем 65 000 коммерческих рыболовных судов. Кроме того, Global Fishing Watch Marine Manager позволяет создавать портал на основе интересующей вас области, такой как Галапагосы, для постоянного мониторинга.

Карта Global Fishing Watch показывает активные судна по секторам карты

Карта Global Fishing Watch показывает активные судна по секторам карты

Незаконная утилизация отходов

Аналогично отслеживанию незаконного разборки судов, AIS также полезен для мониторинга незаконного сброса отходов. Спутниковые ресурсы помогают идентифицировать суда, занимающиеся сбросом сточных вод, освещая след темной жидкости, который оставляет судно. Возникает вопрос: «Как определить, какое судно является виновником?» Возможно определить день и время, когда судно было зафиксировано на спутниковых изображениях, и, используя данные AIS, локализовать суда, транслирующие свои позиции в этой области. Например, Sky Truth показывает судно на изображении ниже, сбрасывающее, как кажется, сточные воды. Если это судно не было идентифицировано, исторические данные отслеживания могли бы помочь сузить круг потенциальных кандидатов. Однако стоит отметить, что у исторических данных AIS есть ограничения по доступности. Изучить это конкретное судно было невозможно для меня, так как данные, к которым у меня есть доступ, начинаются только с мая 2020 года. Тем не менее, как только судно идентифицировано, мы можем начать процесс корпоративного исследования, используя данные о компании из таких источников, как OpenCorporates, контрактные данные из SAM и упоминания в Интернете для выявления конечных владельцев и бенефициаров.

Возможный сброс сточных вод судном Arin 8 в Юго-Восточной Азии, опубликованный SkyTruth

Возможный сброс сточных вод судном Arin 8 в Юго-Восточной Азии, опубликованный SkyTruth

Заключение

С учетом постоянного потока угроз нашим океанам, ОСИНТ может быть использован как мощный и доступный инструмент, позволяющий органам власти, НПО и гражданам сотрудничать в раскрытии и решении этих экологических проблем. Используя методы анализа ОСИНТ в сочетании со спутниковыми изображениями, анализом социальных сетей и отслеживанием судов, мы можем совместно контролировать наши океаны и защищать их критически важные экосистемы.

Дополнительные ресурсы

Shipbreaking and ghost fleet maps

Annual excel list of scrapped vessels from shipbreakingplatform.org

Joint Analytical Cell Identification of 150 Chinese fishing vessels

The Guardian: Revealed: ships may dump oil up to 3,000 times a year in Europe«s waters

Материалы с инструментами по OSINT:
Поиск по почте и никнейму
Автоматизация поиска аккаунта в телеграм через номер.
Простой поиск людей через телеграм
Анализ Telegram аккаунтов
Боты и сервисы для разведки данных Вконтакте
Обозреваем и практикуем популярные OSINT инструменты
OSINT: Разведка в ЕВРОПЕ
Расширение смысла и инструментария OSINT в США

© Habrahabr.ru