[Перевод] Игра цифровых кошельков: эпоха холодной войны между Западом и Востоком

imageПривет, Хабр! Противостояние между крупнейшими технологическими компаниями Запада и Востока усиливается с каждым годом. Исключением не стал и финтех-сектор, где рынок между собой делят платежные гиганты, среди которых PayPal, Apple Pay, Alipay, Samsung Pay и Paytm. Для того чтобы узнать подробнее об этой сформировавшейся инновационной конкурентной среде, мы в компании PayOnline, специализирующейся на автоматизации приема онлайн-платежей, решили перевести материал, посвященный расстановке этих технологических сил.

К концу 2016 года количество пользователей мобильных телефонов превысит 4.8 млрд человек. Ускорится и рост мобильных кошельков. На этом фоне в Азии складывается следующая ситуация: с одной стороны популярность смартфонов растет быстрее, чем в любом другом регионе мира, с другой — финансовые услуги в большинстве азиатских стран практически не распространены. Совпадение двух этих факторов создает отличные возможности для финтех-компаний. Сравнивая западных и восточных игроков, можно сказать, что первые пользуются большей известностью, идут на один шаг впереди в области инноваций и быстро расширяют свой бизнес, в том числе и в азиатском регионе. Их восточные «преследователи» предоставляют лучшую локальную адаптацию своих решений, отличаются большой популярностью в родных странах, обладают большими возможностями для основательного присутствия на локальном рынке и глубокими карманами, которые позволяют им конкурировать по всем направлениям.

Американские цифровые финансовые решения уже давно впору сравнивать с банками. По данным на конец марта, 148 млн клиентов PayPal держали на своих счетах более 13 млрд долларов. Если сравнить цифру с банковскими вкладами, то PayPal по этому показателю будет лишь немного отставать от TD Bank или Capital One. У Starbucks нет услуги открытия счетов, и тем не менее 12 млн членов программы лояльности сети загрузили на свои счета в мобильном приложении более 1.2 млрд долларов. Это больше, чем суммы, хранящиеся на счетах в First Commonwealth Financial Corp. и Charles Schwab.

PayPal и его дочерние сервисы Venmo и Braintree показали в 2015 году отличные финансовые результаты, опередив eBay по капитализации. Первая четверть 2016 года также показала обоснованность разделения компаний на два отдельных бизнеса. PayPal не намерен становиться банком в традиционном смысле слова, однако успех новых продуктов, таких как кредитование мерчантов и общая популярность сервиса для совершения онлайн-покупок свидетельствуют о том, что компания уже сейчас предоставляет почти весь спектр основных финансовых услуг.

Наиболее крупные операторы электронных кошельков заняты преимущественно расширением своего географического присутствия, а не линейки продуктов. Так, запустив свои услуги на рынке Южной Кореи (5 млн потребителей) и США, Samsung Pay добавил к этому списку Испанию и Австралию. Apple Pay, клиентская база которого еженедельно пополняется 1 млн новых пользователей, ранее доступный в 6 странах (США, Великобритании, Канаде, Австралии, Китае, Сингапуре) этим летом расширил свое присутствие, начав работу в Швейцарии, Франции и Гонконге. Что же касается Android Pay, то вдобавок к рынкам США и Великобритании, где к нему ежемесячно присоединяются полтора миллиона новых пользователей, в конце прошлого месяца сервис стал доступен в Сингапуре и Австралии.

Серьезную угрозу этим экспансиям представляют производители мобильных телефонов, в частности, такие китайские игроки, как Xiaomi и Huawei, присоединившиеся к этой гонке. Помимо разработки собственного цифрового кошелька, Xiaomi вложила 115 млн долларов в приобретение 29.5% доли в Sichuan Hope Bank, планирующего обслуживать миллениалов, а также средний и малый бизнес. Неожиданной новостью было также объявление о сотрудничестве между потенциальными конкурентами в платежном сегменте Samsung и AliPay.

Из всех рынков электронных кошельков самый быстрый рост наблюдается в Китае и Индии ­— странах с высоким уровнем проникновения смартфонов и большим количеством клиентов, не имеющих доступа к банковским услугам. Основная проблема разрабатываемых в этих странах решений — их низкая популярность за пределами стран и плохая масштабируемость. Однако помимо больших перспектив эти рынки отличаются также ежеквартальным ростом уровня конкуренции.

В ходе апрельского частного раунда финансирования AliPay удалось собрать рекордные 4.5 млрд долларов, повысив общую рыночную стоимость компании до 60 млрд долларов, что примерно на 10 млрд больше капитализации PayPal. Что касается клиентской базы AliPay, размер которой перевалил за отметку в 450 млн пользователей, то эта цифра уже в два раза превышает аналогичный показатель PayPal. Стоимость кредитного портфеля MyBank, дочернего банка компании, специализирующегося на займах для малого и среднего бизнеса, уже составляет 20 млн долларов. Компания обещает вскоре расширить сферу своей деятельности, включив в нее страхование и управление частным капиталом.

Что же касается зарубежных инициатив компании, то здесь AliPay столкнулась с новым китайским законодательством, запрещающим с 1 июля хранение денег на счетах платежных сервисов, если у их клиентов нет банковской карты в Китае. Таким образом, зарубежные юзеры смогут пользоваться услугами AliPay только для совершения онлайн-покупок на сайтах Alibaba group.

В начале года AliPay завершила сделку общей стоимостью 1.28 млрд долларов по приобретению контрольного пакета акций Paytm, крупнейшего представителя индийского рынка электронной коммерции. В ближайшее время Paytm планирует запустить первый в стране платежный банк. В будущем помимо платежей и международных переводов новый банк будет также предоставлять услуги страхования, управления частным капиталом и кредитования (в сотрудничестве с другими банками, т. к. сам разрешения не имеет).

Другому индийскому оператору цифрового кошелька MobiKwik удалось получить финансирование на общую сумму более 80 млн долларов. Сейчас его пользовательская база насчитывает 30 млн розничных клиентов и 75 тыс. МСБ-клиентов. Компания ставит своей целью повышение этих показателей до 150 млн и 500 тыс. соответственно с достижением оборота в 5 млрд долларов. Недавно MobiKwik запустил кампанию по предоставлению годовой процентной ставки 6% для средств, которые пользователи хранят на счете мобильного кошелька MobiKwik. Предложение выглядит очень привлекательно на фоне других процентных ставок по банковским депозитам в Индии, средний размер которых составляет 4%.

Другой игрок, FreeCharge, привлек инвестиции на сумму 113 млн в прошлом году. Немного позже за 400 млн долларов его приобрел лидер индийского рынка электронной коммерции Snapdeal. Ola, крупнейшая индийская служба такси, объявила о разработке собственного цифрового кошелька OlaMoney. В общем на рынке есть как минимум пять популярных цифровых кошельков, включая такой бренд, как Oxygen.

Европейские мобильные банки нового поколения (так называемые «необанки», например, Atom, Mondo, Fidor), количество которых очень быстро растет, могут стать полезным приобретением для азиатских операторов цифровых кошельков, желающих составить конкуренцию с PayPal и Apple Pay в плане качества продуктов, расширения функциональности и географического охвата.

В первой половине года новостные финтех-агрегаторы пестрили громкими заголовками. Немецкий Number26 c 200 тыс. клиентской базой привлек 40 млн долларов в ходе раунда Б. Другой немецкий банк, Fidor, аудитория которого насчитывает 300 тыс. пользователей, продолжает расти в Великобритании, где популярное технологическое издание Wired уже назвало его ведущим онлайн-банком страны. Буквально месяц назад Fidor был приобретен вторым по размеру банком Франции BPCE.

Британские Tandem, Mondo и Loot в ходе своих раундов А привлекли 20 млн, 5 млн и 1.5 млн фунтов соответственно. Кроме того, Mondo и Starlink сообщили о получении еще 15 млн и 70 млн фунтов соответственно. Шведский Tink получил 10 млн долларов в раунде Б, Starling и Number26 получили собственные банковские лицензии.

Ранее подобные полностью мобильные банки существовали только в США, а сейчас, благодаря британским регулирующим органам, это направление переживает второе рождение. Тем не менее по каким-то причинам мы не наблюдаем последователей этого направления в Азии. Неужели дело в отсутствии талантов? Для большинства азиатских рынков характерна нехватка банковских услуг, то есть условия для появления банков новой волны еще не сложились. Что же касается рынков с высоким уровнем распространения банковских продуктов и услуг, таких как Сингапур, Япония, Южная Корея, Гонконг, то они находятся под строгим контролем крупных банков, а локальные регуляторы поддерживают их безопасность и стабильность, которые важнее любых рыночных инноваций. Кажется, только клиенты способны сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. Возможно, это также под силу всемирно известным инвесторам, таким как Ли Ка-шинг, который недавно инвестировал в Number26.

Стоит также отметить, что по 1 млн фунтов из суммы, привлеченной как Tandem, так и Mondo, приходится на краудфандинговые кампании. Это хорошая тенденция, поскольку, во-первых, она показывает изначальную востребованность услуги (а оба банка находятся на стадии бета-тестирования), во-вторых, дает возможность получить первых клиентов с самого начала деятельности, и, в-третьих, «один миллион от клиентов» звучит привлекательнее для потенциальных инвесторов, чем «один миллион от других инвесторов». Сценарий «крауд-инвестирования» может быть очень перспективен для азиатского рынка: если клиенты «проголосуют» своими деньгами за создание подобных сервисов, то местные регуляторы наверняка не смогут проигнорировать их требования.

Откровенно говоря, в Азии существует всего несколько банков нового поколения. В Гонконге доступен мобильный банк Neat, во Вьетнаме есть Timo и Momo. Последний привлек 28 млн долларов в ходе раунда Б. Однако и это не идет ни в какое сравнение с бразильским Nubank, получившим рекордные как для страны, так и для отрасли 52 млн долларов, в результате чего стоимость стартапа сейчас оценивается в 500 млн.

Goldman Sachs объявил о запуске собственного цифрового банка под названием GS Bank, с тех пор, однако, не сообщив ни одной хорошей новости о проекте. Расположенный в Сингапуре DBS Bank делал подобное заявление об аналогичном проекте в Индии. Однако дьявол, как известно, кроется в мелочах: новости звучали хорошо, но давайте же посмотрим на конечный результат.

Как бы то ни было, все эти решения предназначены только для розничных клиентов, в то время как идея «упрощенного банка для МСБ» выглядит гораздо более интересной. Ранее в этом году испанская финансовая группа BBVA, купившая американский необанк Simple и инвестировавшая в британский Atom, также приобрела Holvi, финский онлайн-банк для бизнеса, предоставляющий свои услуги в Финляндии, Австрии и Германии. Похожий банк под названием Anna вскоре будет запущен и в Великобритании. Интересно, когда же подобные решения доберутся до Азии, большинство населения которой так или иначе связано с малым или средним бизнесом, а границы между розничными клиентами и микро и малым бизнесом размыты.

Продолжайте следить за обновлениями блога процессинговой компании PayOnline и оставайтесь в курсе новостей самых современных мировых финтех-проектов.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru