[Перевод] Gchat был мессенджером будущего, но Google этого не понял
Эх, старые добрые дни
В последнее время все говорят о Slack. Приложение для чата, которое нацелено главным образом на офисное использование и продуктивность, простое, хорошо спроектированное, удобное в использовании и мощное. Slack — это ещё и компания, по которой все сходили с ума в 2015 году (компания года по версии журнала Inc.). Нравится вам их программа или нет, но пришло время признать одну вещь: Slack — это в точности Gchat.
Просто десять лет назад люди не всегда понимали, что они могут использовать Gchat так, как мы сегодня используем Slack. Предполагалось, что это мессенджер для ленивого трёпа с друзьями, а не для деловых разговоров с коллегами. Но в Gmail был архив чатов, по ним работал полнотекстовый поиск, были групповые чаты и разрешалась передача медиафайлов. Это Slack, и у Google (в упрощённом виде) он был ещё в 2005 году, хотя компания этого не понимала.
Конечно, Google не изобретала мгновенные сообщения. Отрицать важность AOL Instant Messenger (AIM) или ICQ — это как отрицать формирующий опыт целого поколения (не забудьте ещё о пользователях MSN Messenger и Yahoo! Messenger). Но Google поставил основной целью Gchat максимальную совместимость со всеми платформами, там реализовали интеграцию с AIM, например, в конце 2007 года. По мере роста популярности Gmail и по мере того, как Gchat поддерживал всё больше сторонних IM-сервисов, этот продукт становился всё более привлекательным выбором.
Первый признак того, что Google не любила Gchat так же, как его любили пользователи, — в самом названии этого сервиса. Мы можем говорить о Gchat целый день, но Google никогда не признавала это слово. Несмотря на его распространённость в устной речи, Google упорно противостояла названию «Gchat», не объясняя причин. Компания стойко держалась своей линии, называя выпущенное в 2005 году приложение Google Talk, а интегрированный в Gmail сервис (2006 год) — Google Chat или просто Chat.
Чтобы справиться с ситуацией, приходилось применять креативную лингвистику. Издание Mashable описывало сервис с «официальным названием Google Talk, а неофициально известный как Gchat». Газета The Telegraph пробовала такой пассаж: «Google Talk, в просторечьи известный как Google Chat или Gchat». Такая путаница! И у лояльных пользователей Gchat создавалось впечатление, что любовь к Gchat — и к имени, и к сообществу, которое сформировалось вокруг — словно нечто незаконное.
В 2011 году Google начинает эксперименты с коммуникационным сервисом Hangouts в Google+, а к 2013 году Google хотела сделать Hangouts новым Gchat. У него была функция продвинутых видеозвонков, обмен информацией о местоположении и поддержка анимированных GIF. В целом, Hangouts был продуктом естественной эволюции. Но многих пользователей Gchat возмущал этот переход, они критиковали новый продукт и цеплялись за классический интерфейс Gchat. «Ну, я только что сделал «апгрейд» на Hangouts и теперь колонка с чатами в моём Gmail стала наркоманской», — писал один из пользователей Gchat на форуме техподдержка Google в 2013 году, когда Google усилила давление на пользователей, чтобы они переходили на Hangouts.
Двумя годами позже Джон Браунли (John Brownlee) опубликовал страстную речь в защиту классического Gchat в колонке Fast Company:
Есть причина, почему профессионалам нравится Gchat. В мире онлайновых мессенджеров, похожих на галлюцинации в бреду, Gchat гордо сохранял текстовый интерфейс. Ставя главным приоритетом функциональность, он сосуществовал с Gmail, не пытаясь выйти на передний план… Когда вы щёлкаете по чьему-нибудь имени, вы можете отправить ему текстовое сообщение, а позже начать видеоконференцию, и это всё… Он гордо, даже демонстративно не допускал никаких выкрутасов, но всё же обладал некоторыми прекрасными не бросающимися в глаза штрихами».
Выпуск новой версии на замену старой и с другим названием как будто подтверждало подозрение, что Google на самом деле не любила Gchat так, как его любили пользователи. И это был также момент, когда видение будущего развития мессенджеров у Google потеряло смысл. В своей официальной корпоративной истории Google пишет, что выпущенный в мае 2013 года Hangouts должен стать «единой коммуникационной системой Google, заменив Google Talk, Google+ Hangouts и Messenger». И всё же Google Messenger до сих пор существует параллельно с Hangouts. И даже до сих пор остались последние люди, которые не изменили старому Gchat.
Но погодите, это ещё не всё.
На прошлой неделе Google анонсировала мессенджер Allo и приложение для видеочатов Duo. В них реализована персонализация с использованием машинного обучения. Неделей ранее компания также выпустила приложение для совместной работы в маленьких группах под названием Spaces, в котором сочетаются обмен мультимедийным контентом и просмотр веб-страниц внутри программы с чатом.
Это множество способов коммуникации. Сотрудник Google сказал мне в комментарии: «С программами Allo и Duo мы фокусируемся на том, чтобы начать всё с нуля, делать чисто мобильные приложения с конкретными чёткими функциями. С другой стороны, Hangouts — сильное многоплатформенное приложение для пользователей которым нужны функции для групповых рабочих чатов и продуктивности». Похоже, Google добавляет новые бренды всякий раз, когда выпускает новые продукты, даже в том случае, если их функциональность дублируется.
С точки зрения компании есть смысл начать с чистого листа и потом показать потрясающую и инновационную разработку. «Мы не хотели отягощать программистов решениями из предыдущих продуктов», — сказал Эрик Кэй (Erik Kay), технический директор Google по коммуникационному программному обеспечению. Но с точки зрения пользователей эти изменения названий выглядят ненужными и неуважительно по отношению к любимым продуктам, которые можно было улучшить вместо того, чтобы уничтожать (RIP Google Reader).
В размышлениях на Digital Trends о переизбытке коммуникационных программ от Google Энди Боксолл (Andy Boxall) пишет, что Google «извергнул из себя три новых мессенджера… Каким из них мы должны пользоваться? Если вы не уверены, то не смотрите на Google. Судя по её запутанному подходу к коммуникационным сервисам, она и сама не знает». Это же можно сказать о ситуации с Gchat: компания не осознала тогда, что обладает чем-то ценным. В 2005 и 2006 годах у компании было в руках то, что со временем превратится в следующий большой тренд. Gchat был простым, элегантным и, самое главное, сфокусированным. Всё это теперь исчезло.
И дело не только в Slack, ведь Google была на пять или шесть лет впереди WhatsApp, GroupMe и Facebook Messenger, предлагая простой, функциональный чат со множеством опций. Компания могла бы значительно выиграть, если бы осознала, какая ценность у неё есть. На самом деле, до сих пор нередко можно услышать, как люди называют любой коммуникационный сервис от Google — Gchat. Это невероятно мощный бренд. Особенно с учётом того, что он никогда не существовал.