[Перевод] Будущее Википедии
«Один из самых важных уроков, который я узнал благодаря Википедии, заключается в том, что есть огромное количество людей, рвущихся сделать что-либо.»
— Джимми Уэйлс, со-основатель Википедии
Интервью 2014 года.
Вопрос: Что вдохновило вас на создание Википедии?
Ответ: Я наблюдал за ростом свободного программного обеспечения и программного обеспечения с открытым исходным кодом. Я видел, как программисты со всего света сотрудничают друг с другом, чтобы построить замечательное программное обеспечение, на котором держится интернет: GNU/Linux, Apache, Perl, MySQL, PHP.
Фундаментальные инструменты, которые люди использовали, чтобы создать сеть, были проектами с открытым исходным кодом и, по большей части, написаны волонтерами.
Это заставило меня задуматься над тем, что еще можно создать таким образом.
У нас была замечательная возможность. Благодаря интернету мы можем легко общаться друг с другом. Так что же можно создать?
Я додумался до идеи энциклопедии. Я решил, что мы можем собрать всех людей вместе и предоставить бесплатную энциклопедию абсолютно каждому человеку на этой планете на его родном языке.
Я загорелся этой идеей, и вот что мы имеем сейчас.
В: Когда это было?
О: По сути в 1999 году у меня была оригинальная концепция. Я создал сайт под названием Newpedia. Идея была та же, но с очень примитивной структурой управления, очень формальной и старомодной.
Сайт не был успешным и мы радикально переделали его. Мы использовали вики-модель, и «открыли» его. За две недели мы сделали больше работы, чем за два года, и мы поняли, что намечается что-то серьезное.
В: Проект с самого начала был некоммерческий?
О: Я сделал этот сайт некоммерческим в 2003 году, когда проекту было уже около пары лет.
Это был просто проект, не обязательно коммерческий или некоммерческий, я не знал смогу ли я возместить расходы в долгосрочной перспективе. И во время развития проекта стало понятно, что все волонтеры хотели, чтобы проект был некоммерческим.
Я не хотел получать деньги от рекламы, ведь был другой способ. Пожертвования оказались жизнеспособной моделью, сбор средств был довольно успешным и это привело нас к тому, что есть сейчас.
В: Вы до сих пор собирает средства тем же способом?
О: Да, да, всё основано исключительно на пожертвованиях. Большая часть денег приходит от небольших пожертвований, когда люди дают 30 фунтов или что-то вроде того. Разумеется, у нас есть и более крупные пожертвования и также есть разные гранты от благотворительных организаций. Но основу составляют деньги с небольших пожертвований.
В: Как в вашем сообществе происходит самоуправление?
О: Некоторый думают что у нас анархия и хаос без правил и только благодаря «волшебству» энциклопедия развивается. На самом деле у нас есть правила и у нас есть административные структуры с выборными должностями и прочее.
В: Что вы можете сказать о мотивации людей, которые «делают» Википедию? Почему они занимаются этим?
О: Я думаю есть две причины.
Во-первых, представьте мир, в котором каждый человек на планете получает бесплатный доступ ко всем знаниям человечества. Это то чем мы занимаемся. Это наше видение, и оно очень увлекательное. Это нечто масштабное. Это имеет историческое значение, в этом есть смысл. Это важно для людей, но этого недостаточно. Есть очень важные вещи, но они не очень увлекательные и поэтому люди не хотят этим заниматься. В нашем же случае это весело.
Люди наслаждаются процессом редактирования Википедии. Они встречают других умных людей, с которыми они согласны или не согласны, с которыми они конструктивно спорят, приводя аргументы.
Это интеллектуальное хобби, которое действительно нравится людям, они испытывают к этому страсть. Так что я думаю эти две вещи мотивируют людей — это веселье и цель. Это то, как коммьюнити работает. Я считаю остальные ценности, которые несет Википедия, широко распространены.
Ценности вроде информации хорошего качества можно встретить повсюду. Ценность доброты и глубокомыслия в сообществе даже не обсуждаются. Иногда бывают локальные характеристики, которые немного варьируются. Например, японцы гораздо более формальные.
Несколько лет назад я сформулировал нашу цель точнее. Я хочу, чтобы было как минимум 250 000 записей на каждом языке, у которого есть хотя бы миллион носителей языка.
Люди всегда спрашивают: «А что насчет языка, на котором говорят только три человека?»
Мы, возможно, не сможем написать энциклопедию для них, но для миллиона носителей языка мы это сделать сможем. У нас уже был опыт работы с такими языками, довольно успешный. И это около 330 языков, зависит от того, как вы считаете. Мы еще очень далеки от этой цифры. На самом деле в мире, в котором языки постоянно развиваются, всегда есть к чему стремиться, особенно, что касается небольших языков, особенно языков Африки. Предстоит еще много работы. Но с большими языками, европейскими языками, китайским и японским, мы значительно продвинулись по направлению к нашей цели.
В: И что вы думаете произойдет дальше? Вам нужно больше чего-либо или это просто вопрос времени?
О: И то и другое. Одна из самых больших проблем это доступ к интернету, разумеется. Если у вас есть миллион людей и только у 20 000 из них есть интернет, и все они говорят на разных языках и т.д, то с этим трудно работать.
В перспективе, мы будем работать со следующим миллиардом людей, которые присоединятся к сети.
Это случится быстрее, чем вы думаете. Мы видим как растет спрос на очень недорогие планшеты и смартфоны. Этот факт тоже значительно влияет в рамках достижения нового уровня в плане экономического доступа к интернету. Нам также предстоит поработать местами над технической частью, чтобы убедиться, что мы поддерживаем разные языки. Речь даже не идет об Африке, потому что большая часть населения там пользуется английским алфавитом. Но, например, в Индии очень много проблем с раскладкой клавиатуры. Работы предстоит еще очень много по всему миру.
В: Что поменяется в техническом отношении?
О: Да, есть вещи, которые необходимо изменить. Нам нужно поработать над средой редактирования, чтобы людям было проще участвовать в процессе редактирования. Это довольно критично и повлияет на все языки.
Всегда есть вопросы вроде времени отклика сервера. Мы знаем, что в некоторых частях мира требуется слишком много времени, чтобы сохранить страницу, потому что серверы находятся слишком далеко. Поэтому нам нужно переместить их куда-нибудь поближе, но это включает в себя целый ряд сложностей, не все из которых юридические.
Мы не можем в самом деле расположить сервисы в Китае, потому что единственный способ сделать это — согласиться на китайские законы о цензуре, а мы отказались это сделать еще давно. Так что со многими вопросами следует быть предельно осторожными.
В: Звучит так будто это будет медленный, но устойчивый прогресс, а не резкое изменение.
О: Скорее всего так и есть, но будут некоторые резкие значительные перемены, которые происходят быстрее, чем люди успевают их осознать в рамках интернет доступа. Вы можете найти прогнозы, которые были опубликованы несколько лет назад, вроде предположения насчет того, когда смартфоны станут распространены в Африке. И сегодня мы понимаем, что пять лет назад, три года назад, даже два года назад мы были слишком консервативны и, на самом деле, многие вещи происходят гораздо быстрее, чем люди успевают их осознать.
Если вы посмотрите на процент людей, обладающих доступом в интернет в различных странах, вы поймете, что многие города и страны в развивающемся мире проходят через все то, через что прошли мы в поздние 90-ые в плане стремительно развивающегося доступа в интернет, стремительно развивающегося участия. Они теперь осознают, что это очень волнующий период времени, разумеется.
В: Кто в приоритете: потребители контента или его создатели?
О: И те и другие очень важны, но я бы сказал, что мы больше акцентируем внимание на создании, потому что если мы ничего не создадим, будет нечего потреблять, в этом вся суть.
Но мы уделяем внимание людям, которые потребляют контент. Мы думаем о технической инфраструктуре, пытаемся убедиться, что страницы быстро грузятся и прочее, стараемся также убедиться, что люди могут получить доступ к сайту. Но нам нужно больше программного обеспечения, больше работы над поддержкой сообщества.
В: Формат Википедии — текст, но что насчет видео или аудио, вы движетесь в этом направлении?
О: Это не изменится. Хорошо, когда есть немного видео, аудио и мы всегда поощряем людей, которые загружают на сайт фотографии хорошего качества и иллюстрации, это важно.
Но не настолько важно, чтобы менять саму суть продукта. Энциклопедия — это прежде всего текст.
Многие требуют видео, но очень сложно совместно редактировать видео. Поэтому когда кто-то публикует видел и я думаю «о, там ошибка» или «они должны были сделать это по-другому», я понимаю, что я мало что могу с этим сделать. В случае с текстом ты можешь написать кому-то и сказать «о, я увидел там ошибку» или «мне кажется, здесь можно сказать по-другому», и у нас может завязаться диалог.
Текст очень изменчив и поэтому его легко постоянно улучшать. Для многих тем энциклопедии текст идеально подходит. Формат аудио в рамках доступности не очень удобен. Нужно убедиться в совместимсти программного обеспечения, что очень проблематично.
В: Что можно сравнить с Википедией? Есть Mozilla — это тоже некоммерческий, технологический, глобальный проект. А вы можете привести подобные примеры?
О: Я на самом деле никогда об этом не задумывался. Мы так поглощены тем, чем мы занимаемся, что мы никогда на самом деле не сравнивали себя с кем-либо.
Я думаю если мыслить глобально, то нет других организаций похожих на нас или на Mozilla.
Но в интернете есть интересный тренд. Проявляется истинный «дух интернета». В то время как YouTube является коммерческой платформой, огромное количество материала на YouTube является некоммерческим, люди просто делятся своими знаниями.
Я недавно читал о программном обеспечении для редактирования музыки и есть сотни видео на YouTube, объясняющие детали того, как этим заниматься. Если вы хотите научиться создавать музыку на компьютере, то вы можете найти просто огромное количество материала, которое люди публикуют, потому что это их хобби и им это нравится.
Это дух Википедии: «Я знаю что-то и я хочу поделиться этим».
В: Вы консультировали правительство Соединенного Королевства. Как использовать технологии во благо общества? Как в этом может помочь Википедия?
О: Один из самых важных уроков, который я узнал благодаря Википедии, заключается в том, что есть огромное количество людей, рвущихся сделать что-либо.
Когда мы думаем о разработке проектов на благо общества, мы должны ориентироваться на хороших и доброжелательных людей, а не на то меньшинство, которое вызывает проблемы.
Я вижу, как многие совершают эту большую ошибку, думая в первую очередь о том, что могут сделать плохие люди и создают проект, исходя из этого, чтобы не позволить плохим людям сделать то, что они могут сделать.
Но тем самым они не дают хорошим людям спонтанно творить добро.
Такого рода подход к разработке проектов в корне ошибочен. Стройте свой проект вокруг хороших людей. Именно такой подход мы должны видеть как можно чаще.
В: Что можно посоветовать правительству (Соединенного Королевства в частности) насчет взаимодействия с миром технологий?
О: Все, что им можно посоветовать — держаться подальше, насколько это возможно.
Одна из самых больших ошибок, которую могут совершить политики, это решить, что они знают, что делать в мире технологий, в мире инновационного предпринимательства.
Потому что на самом деле они ничего не знают и им не стоит в это лезть. Что им стоит сделать — так это убедиться, что юридическая инфраструктура надежная, понятная и честная, чтобы мы могли позволить инновациям развиваться, а затем им лучше уйти с нашего пути и позволить нам делать свою работу.
В: Что станет с Википедией через пять лет?
О: Я могу предвидеть два больших изменения. Одно вы сможете увидеть, а другое нет.
Видимое изменение заключается в том, что среда редактирования станет во многом похожа на текстовый редактор, станет более простой в использовании.
Сейчас, когда ты нажимаешь кнопку «редактировать», тебе сперва нужно разобраться с тем, как это делать. Мы хотим устранить этот барьер. Это будет видимое изменение.
Что касается невидимых изменений, о которых я говорил, они будут незаметны и для вас, и для меня. Я говорю о росте Википедии в плане языков. Мы вероятно не заметим, когда Википедия Зулу перейдет от 200 посещений к 200 000, но люди, у которых родной язык зулу, определенно это заметят. Это значительное изменение.
Спасибо за интересное интервью.
Еще
- Лекция основателя Википедии Джимми Уэйлса в Яндексе
- Меценаты Википедии. Кто они?
- Как устроена Википедия (часть 1), (часть 2), (часть 3)
- С 1 января! С Днём общественного достояния!
- How to become a MediaWiki hacker
Philtech, он же филтех
Технологии, которые помогают людям помогать другим людям.
- Канал филтех-сообщества в Telegram
- Подать заявку на Филтех-акселератор
- Еженедельная рассылка
Inspiration
- Интервью с Иваном Бакаидовым: «Пускаю слюни, пишу код»
- Mail for Good: как сообщество программистов помогает НКО
Как построить сообщество. Перевод книги «Социальная архитектура»:
The Wisdom of Crowds
Глава 1. Инструментарий
Глава 2. Sidebars
Глава 3. The ZeroMQ Community
Глава 4. The ZeroMQ Process: C4
Глава 5. Designing for Innovation
Глава 6. Living Systems