[Перевод] Благодаря Venmo мы теперь знаем цену своим друзьям
Материал посвящен последствиям использования приложения для совместных платежей Venmo.
Маргарет Пеннойер, учитель начальной школы в Манхэттене, только-только вернулась от подруг с вечеринки в долине Напа и уже получила электронное письмо, разосланное всем гостям. Двое организаторов рассчитали расходы на вечеринке на каждую даму, которые они взяли на себя, и попросили вернуть их через Venmo — приложение, которое переводит деньги между пользователями, привязавшими свои банковские счета к телефонным номерам. Пеннойер должна была $31,98 одной даме и $20,62 другой.
В былые времена организаторы, вероятно, попросили бы всех принести достаточное количество наличных, чтобы вернуть деньги лично, или попросили бы потом отправить по почте чек, любезно округлив расходы до $30 и $20. Но суммы в Venmo, рассчитанные до копейки, поразили 29-летнюю Пеннойер — по ее мнению, они символизируют то, как самое популярное среди ее коллег из поколения двухтысячных приложение, используемое для всего — от расходов на развлечения до разделения расходов на аренду жилья, «меняет дружеские отношения и делает их более мелочными», — говорит она. «Оно буквально заставляет вас считать копейки».
Теоретически, сервис Venmo должен делать дружеские отношения менее мелочными, так как он обеспечивает почти незаметные платежи между друзьями — наличные деньги не передаются из рук в руки, чеки не выписываются. Тем не менее, приложение не только поощряет мелочность, высчитывая из суматохи дней суммы вплоть до копейки, но и, возможно, продвигает либертарианские идеалы Силиконовой долины, где каждый только за себя, позволяя так легко возвращать кому-то деньги за такие мелкие покупки, как кофе.
«Это делает людей менее щедрыми и великодушными, — говорит Пеннойер. — Раньше вы приходили в ресторан и расплачивались своими кредитными картами по счету пополам, даже если один человек заказывал стейк, а второй курицу. Но теперь люди платят только за себя — ровно до копейки. Если у вас есть три печенья», — добавляет она, — «то позвольте другому человеку съесть два — не обязательно делить его пополам».
Некоторые пользователи замечали снижение желания брать расходы на себя, особенно в случае мелких покупок.
«У меня есть друг, который против Venmo — он считает, что этот сервис подрывает нормы социального взаимодействия», — говорит 30-летний Зак Фукс, который работает в сфере прямых инвестиций в Сан-Франциско, где приложение в ходу. К примеру, Фукс отмечает, что обычно коллега может считать себя обязанным заплатить за напитки в следующий раз, но с Venmo он может сразу вернуть деньги за напиток тому, кто за него заплатил, и забыть об этом.
Пеннойер соглашается с ним и вспоминает детские поездки на такси, когда двое взрослых наперебой предлагали заплатить за поездку. Теперь, благодаря приложениям для денежных переводов и разделения счетов, таких как Divvy, который делает фото чека из ресторана и делит счет между всеми гостями, а также благодаря функции разделения тарифа за проезд, встроенной в Uber и Lyft (за плату в 25 центов), «мое поколение больше так не делает», — говорит она. «В этом разница между словами «Я плачу в следующий раз» и «Я переведу тебе через Venmo».
Как только двое людей решили рассчитаться с помощью Venmo, возникает дополнительная неловкость в просьбе о переводе. Самый простой способ — это превратить приложение в глагол, небрежно бросив — «Просто переведи мне через Venmo». Но если вы находитесь в баре и включаете чьи-то напитки в свой счет, то эта просьба может забыться с наступлением утреннего похмелья. Приложение также позволяет пользователям запрашивать оплату — другими словами, отправлять знакомому формальный счет.
Чтобы помочь в ведении счетов, приложение также просит пользователей оставлять короткие пометки, в которых указывается, для чего нужны деньги. Пометки иногда чисто функциональны — «напитки», «аренда» —, но часто комментарии бывают и довольно причудливыми — возможно, чтобы смягчить ощущение деловых отношений.
«Я плачу вам деньги, но это не просто операция с наличными», — говорит 26-летний Джеймс Аучинклосс, студент юридического факультета Университета Фордхэма, о восприятии менее серьезных пометок. «Это напоминание о том, что мы делали вместе. Я сбился со счета, сколько людей просто отправляют эмодзи с изображением пивной кружки или игрового вида спорта».
Тем не менее, такие заметки с эмодзи или восклицательными знаками имеют и наглядный аспект — тем более, что по умолчанию все транзакции (хоть и без указания конкретной суммы в долларах) и списки контактов являются общедоступными. Кроме того, приложение может использовать контакты телефонной книги или сети Facebook и по умолчанию добавлять новые контакты, когда они начинают использовать сервис. Таким образом, он похож на любую другую социальную сеть, в которой вы можете потеряться на несколько часов, просматривая финансовые транзакции других пользователей (или просто просматривая список «друзей» кого-то из Venmo). Буквально через минуту я смог увидеть, как моя подруга, с которой я даже не связан в приложении, платит за Интернет и электричество, так как ее соседка указала эти расходы в пометке.
Можно сделать свой реестр платежей и контакты конфиденциальными, но многие пользователи не знают об этих параметрах, им все равно, или они даже хотят, чтобы все их видели — как с целью документации своего опыта как в фотоальбоме, так и с целью продемонстрировать свой образ жизни. Однако Venmo может превратиться и в страх остаться за бортом.
«Какая-то часть меня хочет, чтобы люди увидели, чем я занимаюсь», — признается Аучинклосс. «Мне даже нравится, когда люди говорят: «О, Джеймс ходил на бейсбол или сидел в баре с друзьями».
Прокручивая реестры платежей своих друзей, Пеннойер увидела, что двое ее двоюродных сестер недавно встречались и не пригласили ее.
«Из Venmo вы точно так же можете узнать, что остались «за боротом», как и из Instagram», — говорит она.
Хотя привлечение внимания к дефицитным билетам или дорогой еде может вызвать зависть у чьих-то друзей, а филантропические платежи могут намекнуть на добродетель, в системе можно заметить и менее гламурные или приличные транзакции. Пеннойер заметила, как мать ее подруги отправила ей перевод через Venmo с пометкой «Пособие».
«Это просто неловко», — говорит она.
На веб-сайте Vicemo отображается список транзакций с пометками, в которых ключевые слова или эмодзи описывают платежи, связанные с наркотиками, алкоголем и сексом. Некоторые из них — очевидные шутки (если только мы не дожили до времен, когда толпы порядочных молодых людей скупают «крэк»), но тем не менее начальник может легко найти своего подчиненного в Venmo по его полному имени и обнаружить перевод, раскрывающий истинные причины выпрошенного отгула.
Публичные транзакции также означают, что личные отношения часто становятся более прозрачными и их можно отследить.
«Легко можно сказать, кто с кем спит, если вы заметили переводы между двумя людьми, которых вы считали просто друзьями, но которые, похоже, стали больше, чем друзьями — потому что они оставляют следы в виде своих переводов за Uber или совместные завтраки», — говорит Аучинклосс.
Один мужчина использовал Venmo, чтобы написать любовную записку своей бывшей девушке;
скриншот быстро разлетелся среди их общих знакомых и незнакомых.
Есть и хорошая сторона — 24-летний Ноам Ваксман, который работает в сфере цифрового маркетинга в Нью-Йорке, сказал, что «друзья устроили ему выволочку за то, что тот заставлял свою девушку оплачивать половину их ресторанных счетов», которые они заметили на Venmo.
В свою очередь, Ваксман подглядывал за финансовыми отношениями других пар и видел, как люди отправляли «сюрприз-переводы» через Venmo своим любимым «с пометками типа «Приятного похода в кино с друзьями, люблю тебя», — говорит он.
Но самым сильным проявлением близости может быть отказ от сервиса вообще. Фукс и его невеста раньше пользовались Venmo, но в рамках подготовки к своей недавней свадьбе, они открыли совместный расчетный счет и теперь относят на него все свои расходы.
«Мы перестали рассчитываться друг с другом», — говорит он.