[Перевод] Атрибут deprecated в С++14
Нормальным развитием любого кода является устаревание отдельных его частей (функций, классов и т.д.) и планомерное удаление их из проекта для снижения сложности и повышения безопасности кода. Просто убрать что-то обычно является плохой идеей — это может резко сломать какой-нибудь компонент, использующий удаляемую сущность. Хорошей практикой является пометка устаревшего кода каким-либо способом, который даст возможность использующим его программистам узнать о том, что он запланирован к удалению. (Прим. переводчика — Microsoft для этого изобрела свой велосипед, а ещё люди иногда пользовались #pragma message).Новый стандарт С++14 вводит атрибут deprecated для пометки устаревших сущностей, планируемых к удалению в дальнейшем. Компилятор может выводить предупреждения при любой попытке их использования. Синтаксис принципиально новый для С++: атрибуты предполагается писать в виде списка через запятую, внутри двойных квадратных скобок. Вот так выглядит функция, помеченная как deprecated:
[[deprecated]] void foo () {}
int main () { foo (); // в этом месте компилятор выведет предупреждение } Другие возможные атрибуты: noreturn, carries_dependency, alignasКод выше, будучи скомпилированным последним билдом clang, выдаёт следующее сообщение на этапе компиляции:
warning: 'foo' is deprecated [-Wdeprecated-declarations] foo (); ^ note: 'foo' has been explicitly marked deprecated here void foo () {} ^ Также возможно вывести собственное сообщение:
[[deprecated («use bar instead»)]] void foo () {} This gives the following warning instead:
warning: 'foo' is deprecated: use bar instead [-Wdeprecated-declarations] foo (); ^ note: 'foo' has been explicitly marked deprecated here void foo () {} ^ Атрибут deprecated также применим к классам, typedef-ам, переменным, не статическим членам данных, перечислениям и шаблонам. Вот пара примеров:
// помечаем функцию [[deprecated]] void foo ();
// помечаем переменную [[deprecated]] int x;
// помечаем только одну переменную в списке определяемых int y [[deprecated]], z;
// помечаем параметр функции int triple ([[deprecated]] int x);
// помечаем класс или структуру class [[deprecated]] my_class { public: // помечаем член класса [[deprecated]] int member; };
// помечаем перечисление enum [[deprecated]] animals { CAT, DOG, MOUSE };
// помечаем typedef [[deprecated]] typedef int type;
// помечаем шаблон
template
template <>
class [[deprecated]] templ
Для тех, кто отмечает бросающуюся в глаза неконсистентность размещения атрибутов (к примеру их использование после ключевых слов class и enum) скажу, что это для того, чтобы можно было отличить пометку самого типа от пометки переменной этого типа. Например, следующее объявление помечает переменную, но не сам класс: [[deprecated]] class C { } c; Атрибут deprecated может быть указан только в одном определении некоторой сущности, все следующие объявления без данного атрибута не снимают атрибут deprecated. Лучше всего помещать атрибут в заголовочный файл — этим вы подскажете всем пользователям, что сущность устарела и будет удалена.
Атрибут поддерживается начиная с Clang 3.4 и GCC 4.9.
Примечания переводчика: атрибуты, появившиеся ещё в стандарте С++11 подавали большие надежды — новая возможность добавлять метаданные к функциям, классам и другим вещам потенциально открывали большие возможности для мета-программирования, рефлексии, тестирования — в конце-концов C# и Python уже доказали реальную пользу подобных инструментов языка и лично мне хотелось верить, что и С++ получит в будущем что-то подобное. К сожалению, первые введённые атрибуты (noreturn, carries_dependency, alignas) давали как-то маловато пользы, что портило положительное впечатление от фичи. deprecated — первый, на мой взгляд, реально простой, понятный и нужный каждому атрибут. Хочется верить, что это шаг на пути к дальнейшим фичам языка на основе атрибутов.