[Перевод] Apple: «ценностный монополист» на рынке смартфонов
Рынок смартфонов продолжает расти. В 2013 году общий объем поставок составил около миллиарда единиц (для сравнения: в 2012 году этот показатель составил 683 миллиона). В то же время поставки обычных мобильных телефонов продолжали сокращаться: 800 миллионов в 2013 году против 987 миллионов в 2012.Эта тенденция показана на графике:
Обратите внимание, что до 2012 года рынок обычных мобильных телефонов, казалось, сохранял стабильность, если, конечно, не принимать во внимание рост на рынке смартфонов. Никто не принимал всерьез мысль, что смартфоны станут универсальными устройствами. Разумеется, я слышал множество возражений по поводу моего прогноза на 2010 год. Моя гипотеза заключалась в том, что смартфоны станут не только повсеместно распространены, но со временем будет все сложнее найти и купить что-то другое. (И это несмотря на очевидный спрос на бюджетные обычные мобильные устройства). [1]
Также я предположил, что скоро станет бессмысленно подчеркивать отличие телефона приставкой «смарт», это войдет в норму, и мы начнем называть такие устройства просто телефонами. Это уже происходит, по крайней мере, судя по обсуждениям, в которых я также принимал участие.
Итак, если речь идет просто о «мобильных телефонах» и ожидается, что все мобильные телефоны станут смартфонами, какую ситуацию мы можем наблюдать на рынке? Приведенные ниже графики отображают абсолютные и относительные показатели поставок, доходов и рентабельности наиболее значимых брендов.
На этих графиках можно наблюдать «прорывной» эффект, который оказывает простое добавление приставки «смарт». За какие-то короткие несколько лет [2] доходы в индустрии кардинально перераспределились.
Действительно, с момента выхода на рынок iPhone, чистая прибыль, заработанная уже упомянутыми ведущими игроками рынка, составила 215 миллиардов долларов. Из них 60% были заработаны компанией Apple, которая в то время являлась новичком на рынке. Эта цифра укрепилась на постоянной основе, достигнув 60% еще в 2011 году, с тех пор меняясь лишь незначительно.
Сам факт, что это произошло без соответственного увеличения поставок единиц товара является признаком потрясающего явления: формирования устойчивой ценности самой компании.
Тяжело заработать прибыль, извлечь ее, не увеличивая объемы поставок, еще труднее, делать это постоянно, тем самым затрудняя выход на рынок конкурентам, сложнее всего. Это типично только для ситуаций монополии или защищенного рынка (другими словами — протекции). Отсутствие монополии рынка у компании Apple в сочетании с почти полным доминированием в доходах может объясняться только несоразмерным формированием ценности бренда.
Таким образом, загадка в том, как это возможно — создать монополию в формировании ценностей.
Сноски:[1] Подходящей аналогией здесь межет стать состояние рынка черно-белых телевизоров в момент роста популярности цветных ТВ. Вполне возможно, что на монохромные ТВ сохранялся спрос и после того, как их выпуск был прекращен, но это к делу не относится: устаревшие технологии встречаются все реже из-за экономии [производителей] на масштабе.
[2] На графике показаны 6 последних лет, однако эффект заметен и на отрезке в 4 года.
[3] По моему мнению, это событие положило начало новой [текущей] эпохе в индустрии
[4] $234 миллиарда валовой прибыли в противовес $19 миллиардам операционных затрат