[Перевод] Антигуглеры: пользователи веба предпринимают радикальные шаги для защиты своих данных

Отказ от таких услуг техногиганта, как Gmail, карты и Chrome, даёт некоторые преимущества в конфиденциальности, но это нелегко сделать


d32406c8ef1659645f896cadfd6e716b.jpg

В небольшом городке Ньюберри штата Южная Каролина очень сложно найти мюсли Bob«s Red Mill. И это проблема для местного жителя Грегори Келли, который их просто обожает. Ему не хочется ездить по 60 км в Коламбию, чтобы закупиться ими, однако не желает он и покупать их через сайт компании, который, как он утверждает, переполнен отслеживающими программами от Google.

А поскольку свою конфиденциальность он ставит на первое место, Келли, скрепя сердце, периодически направляется в Коламбию — всё лучше, чем отдавать свои данные в Google или раскрывать историю покупок другому онлайн-продавцу. «Я просто не могу понять, зачем Google знать, какие хлопья я ем на завтрак», — говорит 51-летний гражданин.
Келли — один из тех людей, что делают всё, чтобы обезопасить свои файлы и онлайн-жизнь от назойливого подглядывания: они полностью отказались от Google. А это значит, воздерживаться от наиболее популярных сервисов в сети: Gmail, поиск, карты, браузер Chrome, мобильная ОС Android, и даже YouTube.

Подобные антигуглеры подбивают друзей и родственников отказаться от услуг титана поиска и рекламы, а некоторые рекламируют эту идею в соцсетях. Появляются онлайн-инструкции, помогающие потребителям отвязать себя от Google.

Эти смелые пользователи веб говорят, что лучше будут мириться с неудобством, чем делиться своими данными. Это означает настройку автоответов на почте Gmail и предложения к друзьям повторно высылать файлы или ссылки на видео, так, чтобы это не требовало взаимодействия с Google. Кроме того, для этого требуется серьёзная дисциплина.

Люди вроде Келли пытаются строить преграды перед Google и другими техногигантами, в основном из-за растущего беспокойства по поводу массивного сбора данных. Разворачивавшиеся один за другим скандалы, связанные с тем, как эти компании собирают и используют данные потребителей, заставили многих людей задуматься о том, чем они пожертвовали ради кастомизации и направленной рекламы. К примеру, в июньском исследовании газеты Washington Post было обнаружено, что всего за одну неделю пользования вебом через браузер Chrome пользователю пришло 11 000 запросов на куки для отслеживания.

В итоге всё больше потребителей принимают меры к тому, чтобы вернуть себе контроль над своими личными данными, например, удаляя Facebook и принадлежащее ему приложение для распространения фотографий Instagram. По данным Kantar ShopperScape порядка 15% домохозяйств США никогда не делают покупки на Amazon. Некоторые голосовые помощники Amazon Echo и Google отправились на помойку. Некоторые потребители сохраняют фотографии и другие личные документы на внешние жёсткие диски, а не в облака Google или Apple.

К новой тенденции присоединяются и некоторые бренды, рекламируя то, что они называют превосходящими методами управления конфиденциальностью. На конференции CES 2019 на рекламном щите над Лас-Вегасом вывесили обещание Apple «Всё, что происходит на вашем iPhone, остаётся на вашем iPhone», хотя многие приложения высасывают данные из телефонов и отслеживают пользователей. Количество запросов к DuckDuckGo, поисковику, ориентированному на конфиденциальность, возросло до 42,4 млн, по сравнению с прошлогодними 23,5 млн — хотя это всё равно остаётся малой долей от количества запросов в Google.

В последние несколько месяцев Джим Ланц из г. Спокейн шт. Вашингтон систематически удаляет продукты от Google из своей онлайн-жизни, поразившись рассказам о том, как компания из Кремниевой долины собирает и распространяет данные пользователей. Он также прочитывает длинные соглашения о конфиденциальности и изучает юридические странички веб-сайтов. «Довольно сложно разобраться с тем, чем они владеют», — сказал этот менеджер по оптовым продажам. «Не хочу продавать каждую частичку себя в Google, — сказал он. — По крайней мере, я могу усложнить им задачу».

В мае Google представила новые возможности, которые, по её словам, помогут пользователям защищать их данные, включая хранение большего процента данных на личных устройствах вместо облачных хранилищ, и предоставления пользователям большего контроля над тем, как и когда используются куки для отслеживания. Гигант веб-поиска предлагает способы навсегда стереть данные, включая историю поиска и местоположений.

В открытом доступе не нашлось данных по тому, сколько пользователей могут отказаться от Google, и компания не даёт информации о том, сколько людей удалило их приложения. «Мы хотим помочь людям понять и контролировать свои данные, даже если они хотят отказаться от Google», — сказал представитель компании Аарон Штейн. Он указал на наличие у Google услуги по скачиванию хранящейся в компании информации с тем, чтобы использовать её где-то ещё.

Джошуа Гринбаум из Беркли говорят, что платит $100 в год за использование ПО Microsoft Office 365, которое, по его словам, лучше, чем Google, защищает его конфиденциальность. «В Google я отдаю больше, чем получаю», — сказал 61-летний консультант по технологиям, начавший постепенно отказываться от услуг Google пару лет назад, когда в его почте в Gmail начала появляться реклама.

«Gmail помогает компании получать ваш емейл, Android — местоположение и использование приложений в реальном времени, Maps — больше данных о местоположении, Google Wallet — заглядывать в финансовую информацию, Google Docs — личную и рабочую историю, Chrome — онлайн-историю, ваше местоположение, — сказал Гринбаум. — И я спросил себя, а до каких ещё данных они могут добраться».s

Именно из-за всех этих потребительских данных Google и оказался на прицеле департамента юстиции США, который в этом году предпринял первые шаги к потенциальному антимонопольному расследованию, по информации Post. Белый дом готовит свой собственный зонд для изучения Google и Facebook на фоне комментариев Трампа о том, что правительству надо бы их «засудить».

Пользователи говорят, что сложно полностью отказаться от Google. Гринбаум всё ещё поддерживает учётную запись в Gmail «для спама», как он говорит, и считает, что если он хочет смотреть видеоролики в онлайне, что от YouTube избавиться не получится.

Для него «улучшения наступили в основном в области самоудовлетворения», сказал он.

А вот для Дженет Вертеси, профессора социологии из Принстонского университета, которая избегает Google в личной жизни с 2012 года, всё не так. Она сказала, что это вопрос контроля своих персональных данных, которые Google автоматически распространяет на все свои онлайн-владения. К примеру, данные, собираемые в Gmail, передаются в карты, использует пользователь Google Maps, или нет.

«Я хочу знать, куда идут мои данные», — сказала Вертеси. Иногда это выражается в просьбах к людям отключить своих голосовых помощников или отправить документы в формате, не связанном с Google Docs.

Google и другие технологические фирмы говорят, что эти данные помогают создавать более целенаправленную рекламу, и обеспечивать доступ к сервисам, которые иначе не были бы бесплатными, к примеру, к емейлу или хранению фотографий.

В этом году Европейская комиссия оштрафовала Google на $1,7 млрд по обвинению в том, что компания мешала своим конкурентам работать с другими компаниями, у которых есть договора с Google.

© Habrahabr.ru