[Перевод] Анонимное интервью с бывшим участником варезной сцены — 2
Почти 2 года назад я делал перевод анонимного интервью с бывшим участником варезной сцены. Конкретно их группа занималась фильмами, поэтому, как в самом интервью, так и здесь, на хабре, люди интересовались, как обстоят дела в других областях сцены. Оказалось, что после того случая подобные анонимные интервью дали также участники групп, специализировавшихся на музыке, программах, в том числе люди, которые непосредственно занимались взломом игр и софта, и даже один «изгой», который передавал (причём за деньги) релизы прямо со сцены на трекеры, что, как известно, строго запрещено.Начну с самого короткого и простого интервью, с бывшим курьером одной из крупнейших групп, которая занималась музыкой. Роль курьера на сцене невелика, но его взгляд и мнение возможно тоже кому-то будут интересны. Курьер распространяет релизы с сайта группы на другие сайты по всему миру. Под «сайтами» здесь и далее имеются в виду FTP-серверы сцены. Рекомендую ознакомиться также с историей и структурой сцены. Интервью было взято в 2009 году, но несмотря на то, что, как говорят, «сцена умирает», сейчас там по-прежнему каждый день выходят несколько сотен музыкальных релизов в mp3 и flac.Как всё началось?
Знакомый, с которым мы постоянно общались в IRC, однажды пригласил меня на свой маленький сайт. Думаю, я пробыл там месяца 3 (просто сидел, общался на канале, знакомился с людьми), как кто-то пригласил меня на другие сайты. Я понемногу начал переливать данные между сайтами (там не было рейтинга или месячной квоты, я делал это ради развлечения). Со временем я смог попасть на более крупный сайт и пройти там 2-недельный испытательный срок. А потом сайтов становилось всё больше и больше.
Ты когда-нибудь жалел о том, что сделал?
Никогда. И сейчас не жалею.
Ты делал это из идеалов типа «информация должна быть свободна» или просто потому, что мог?
Информация на сцене не свободна. Это ограниченный круг лиц, который делится ей между собой. Идеализма тут нет, как и денежной выгоды. Мы хотели быть лучшей группой. Это гордость и слава.
Что ты думаешь о праве артистов на оплату? И что другие сценеры думают об этом?
Большинство групп призывают платить за работу артистов. И большинство, с кем я говорил, покупают фильмы и музыку и т.д., если они им нравятся. Я понимаю, это звучит иронично, призывать платить, когда они сами раздают бесплатно. Но сценеры делают это ради гонки, и всегда делали так, а торренты все перевернули с ног на голову, там нет никакого соревнования, а просто желание скачать файлы, вместо того, чтобы платить на диск.Лично я особо о правах артистов не задумываюсь. Я покупаю CD, DVD, или винил не для того, чтобы поддержать авторов, а для того, чтобы физически обладать произведением, а не файлами на компе. И вообще мне нравится, как они стоят на полке.
Почему ты ушёл со сцены?
Я ушёл, потому что это стало отнимать слишком много времени. Это было пару лет назад, я тогда уже начал работать, и когда приходил домой, мне хотелось отдохнуть от всего и от всех, не было желания выполнять месячную квоту и всё такое. Не то, чтобы я не мог, просто не хотелось.
Сколько времени в день ты там проводил?
В худшие времена (или в лучшие, как посмотреть), я участвовал в процессе с утра прямо из школы (через удаленное шифрованное соединение с домашним компом), и потом когда приходил домой, до поздней ночи. У меня было два монитора, чтобы на одном следить за перекачкой, а на другом чатиться или фильмы смотреть. Позже, когда у меня появился автотрейдер, я обычно просто оставлял его включенным, пока спал или учился, и только проверял с утра и после учебы, что всё идёт как надо.
Что такое «автотрейдер»?
Это маленький скрипт, который распознаёт текст на IRC-канале сайта и выдают команды FXP клиенту на перекачку. Например бот сайта выдает:
[SITENAME]
Мотивация? Выиграть гонку. Когда я это написал, кажется это выглядит слегка странно, но это была основная причина. А также ощущение секретности и «эксклюзивного клуба», со всеми мерами безопасности, очень привлекало с самого начала. Ну и конечно возможность получать любые программы, игры и т.д. со скоростью света. Мотивацией сценеров постарше было также следующее: «мы любим музыку и фильмы… и мы любим их так сильно, что не можем просто оставить их себе.»
У тебя еще есть доступ к топ-сайтам?
К сожалению, нет. Иногда мне его не хватает, но слишком уж много занимало времени.
Я помню, где-то лет 10 назад большинство крупных варезных групп были практически открытыми. У них были открытые IRC каналы на dalnet/efnet. Теперь, после всех нашумевших рейдов, насколько трудно человеку со стороны попасть на эти каналы или получить доступ к топсайтам?
Я бы сказал, человеку со стороны практически невозможно получить доступ. Нужны связи, и главное, доверие.
В какой мере IRC использовался у вас и в других группах?
IRC — это основное средство связи. Большинство используют LinkNet, потому что он изначально был ориентирован на безопасные соединения. Некоторые пользуются After-All. Кроме того, мы все использовали шифрование FiSH. Крупные группы обычно держат собственный IRC сервер.
Какие серверы используют топсайты? Я слышал, многие из них находятся в .edu доменах. Как они остаются незамеченными?
Большинство сценеров избегают серверов в США и Нидерландах, и в датацентрах (никогда не знаешь, кто за ними может следить). Многие топсайты располагаются на серверах компаний. IT-админ ставит сервер, если он уверен, что он единственный, кто может его контролировать. Это верно, они бывают в университетах, опять же если админ уверен в своём окружении.
Можно узнать, какая иерархия была в группе, какие роли?
Обычно в группе есть лидер, который работает с источниками и сайтами-партнёрами, источники передают нам диски до того, как они поступят в магазины. Потом есть те, кто сжимает/делает релизы, и курьеры, которые распространяют их. Также у нас были пара технических спецов, на случай если что-то пойдёт не так.
И как эти «источники» получали музыку? Они работали на заводе, где печатают диски?
По большей части они работали в магазинах, некоторые на радио. Знаю, был даже кто-то из верхушки музыкального бизнеса. Мы общались на какие-то тривиальные темы, но конечно, спрашивать, где конкретно кто работает, было нельзя.
И всё-таки, как вы их уговаривали передавать вам музыку, ведь они рисковали, могли потерять работу и всё такое?
Многие пришли через друга, который знал кого-то, кто знал и т.д. Многие готовы передавать нам диски в обмен на доступ к огромному количеству материала, который есть на сцене. Кроме того, они знали о мерах безопасности, которые прикрывают всё это дело, и каждый мог выбрать, хотели они только аккаунт для скачивания, или присоединиться к нам, общаться на канале.
Куда в итоге ваша группа распространяла свои релизы (торренты, rapidshare, IRC, usenet)?
Никуда мы их не распространяли. Релизы передаются только курьерами на FTP-сайты сцены. Любое публичное выкладывание релизов рассматривается как риск безопасности, и любой сценер, замеченный в такой деятельности, немедленно будет забанен во всех группах и на всех сайтах, с которыми он был связан.
Я всё-таки не понимаю, для кого всё это делается? Получается что сцена делает релизы только для себя? Зачем идти на такой реальный риск? Может быть дело не в результате, а в самом процессе?
Люди посвящают себя сцене из-за того, что они получают от неё: доступ к многотерабайтным архивам релизов, уходящим в прошлое до бог-знает-какого-года. Но доступ это ещё не всё. Сообщество. Увлечённость. Считайте, что это хобби. Сравните с торрент-трекерами: люди вкладывают столько сил бесплатно, рискуя быть арестованными, и они (в отличие от сцены) делают это открыто. У них-то какая мотивация? (прим.перев.: очевидно здесь имеются в виду закрытые зарубежные трекеры, которые действительно работают бесплатно и без рекламы)
Как происходит процесс «нюканья» релиза? У вас были такие случаи?
Да, были. Не много, но были. Люди могут ошибаться. А процесс такой: какой-то чувак находит ошибку в релизе (нарушение правил или какую-то техническую проблему), он идёт на pre-канал и пишет там что-то вроде
! nuke <релиз> <причина нюка> и тогда бот добавляет запись в базу данных, и передаёт информацию на другие каналы, и там боты передают его дальше и дальше, пока вся сцена не получит сообщение, что такой-то релиз был нюкнут по такой-то причине.Значит сцена полностью только для сцены? Только для того, чтобы первыми сделать релиз?
Да, быть первым это главное. Группы соревнуются в том, кто первый выпустит альбом (фильм, ну или какая специфика группы), курьеры соревнуются, кто быстрее перегонит релиз на другие сайты. Тот, что перегнал больше файлов от релиза, тот и выиграл гонку. Например, в релизе 40 RAR-файлов. Если я перегнал 25 из них, а ты 15, это значит я выиграл.Сцена — это соревнование. Конечно, сценеры скачивают и для себя, но в NFO-файлах часто можно увидеть сообщения от групп, где они призывают людей купить этот CD, а не просто скачивать. Это потому, что сцена ничего общего не имеет с «файлообменом» или «sharing is caring».
Ты всё время говоришь «перегнать»; это значит закачать файлы на сайт? Нет. «Перегнать» значит передать через FXP. Это передача напрямую между сайтами. FXP == File eXchange Protocol. Файл не попадает на компьютер курьера, он просто отдаёт команду FTP-сайту начать передачу на другой FTP-сайт, отсюда и высокая скорость.
Допустим, я есть на сайтах A и B, и мне только что предложили испытательный срок на сайте C. Мне говорят, если я хочу у них остаться, я должен перегнать 20ГБ за 2 недели. И вот если я вижу, что на IRC канале сайта A кто-то объявляет релиз, я тут же начинаю перегонять его с сайта A на сайт C. И пока я это делаю, кто-то другой присоединяется к гонке, пытаясь перегнать тот же релиз со «своих» сайтов. Если я окажусь быстрее других, то есть перегоню больше файлов к концу гонки, значит я выиграл, и IRC-бот сайта C выдаст на канале что-то типа:
-------- Top 5 Racers on
(на это ответил другой человек)Так сложилось исторически. Каждый сайт кому-то принадлежит, везде свои админы и пользователи. Изначально сайты были у групп, там они выкладывали свои релизы. На сцене нет денег, но владельцы сайтов хотели что-то получать взамен, поэтому они ввели рейтинги (за каждые X байтов можно скачать Y байтов с сайта). Тогда люди (обычно тоже сценеры, из других групп) начали закачивать туда свои релизы, чтобы получить чужие. Потом появились люди, которые не состояли ни в одной группе, но имели доступ к нескольким сайтам, поэтому они начали обмениваться между собой, чтобы было чем набирать рейтинг, чтобы скачивать то, что они хотели. Их становилось всё больше, и они стали соревноваться между собой, так появились гонки.
Никто не получает релизы просто так (за исключением может быть владельца сайта и его друзей), и если бы сайты как-то автоматически обменивались файлами, всё это потеряло бы смысл. Зачем владельцы стали бы рисковать попасть в тюрьму, если бы давали всем доступ просто так? А если никому не давать доступ, тогда зачем вообще сайты? Кроме того, если бы перекачка была автоматической, наверно в случае поимки владельца одного сайта, они все посыпались бы как карточный домик.
Почему музыка на сцене выпускается в mp3, а не в других форматах: AAC или даже FLAC?
На сцене всё делается по правилам. В моё время MP3 было стандартом. Я понимаю, почему люди хотят flac, но и mp3 вполне можно слушать. Серьёзно, я сомневаюсь, что ты когда-нибудь приходил на дискотеку, и думал такой: «фу, да у них тут весь музон в 192!»