[Перевод] Аарон Шварц: «Верь в то, что ты можешь измениться»
Кэрол Дуэк была одержима неудачами. Знаете, кажется, будто некоторые люди преуспевают во всем, что они делают, в то время как другие остаются беспомощными, обреченными на постоянные неудачи? Дуэк тоже это заметила — и она была полна решимости выяснить, почему так происходит. Поэтому она начала наблюдать за детьми, пытаясь увидеть разницу между этими двумя группами людей.
В 1978 году в исследовании с Кэрол Динер она дала детям различные головоломки и записала, что они говорили, когда пытались их решить. Очень быстро беспомощные дети начали винить себя: «Я запутался», — сказал один; «Моя память никогда не была хорошей», — объяснил другой.
Но головоломки продолжали появляться — и они становились все сложнее. «Это уже не весело», — кричали дети. Но все же загадок становилось ещё больше.
Дети не могли этого больше терпеть. «Я сдаюсь», — настаивали они. Они заговорили о другом, пытаясь отвлечься от натиска хитрых головоломок. «В эти выходные состоится шоу талантов, и я буду Ширли Темпл», — сказала одна девочка. Дуэк просто дала им еще более сложные головоломки.
Теперь дети начали дурачиться, как будто они могли скрыть свою неудачу, дав понять, что они вообще не пытались. Несмотря на то, что одному мальчику говорили, что это неверно, что это неверно, он мальчик продолжал выбирать коричневый в качестве ответа, говоря: «Шоколадный торт, шоколадный торт».
Может быть, в этих результатах нет ничего удивительного. Если вы когда-нибудь пробовали играть с детьми в настольную игру, вы, вероятно, видели, как они говорили все эти вещи и многое другое (Дуэк, кажется, пропустила ту часть, где они берут игровую доску и бросают все фишки на пол, убегая с криками).
Но что ее шокировало и изменило ход ее карьеры, так это поведение успешных детей. «У каждого есть образец для подражания — кто-то, кто настойчиво двигался по своему пути в критический момент жизни», — писала она позже. «Эти дети были моими образцами для подражания. Очевидно, они знали то, чего не знала я, и я была полна решимости это выяснить».
Дуэк, как и многие взрослые, научилась скрывать свое разочарование и гнев, вежливо говорить: «Я не уверена, что все еще хочу в это играть», вместо того, чтобы швырять доску. Она полагала, что успешные дети будут такими же — у них будет тактика, позволяющая справляться с неудачами, а не терпеть поражение.
Но то, что она обнаружила, было совершенно иным. Успешные дети не просто мирились с неудачами, им это нравилось! Когда дела пошли плохо, они не стали винить себя; они облизнулись и сказали: «Я люблю вызовы». Они говорили что-то вроде «Чем сложнее становится, тем больше мне нужно стараться».
Вместо того, чтобы жаловаться, что, когда головоломки усложнялись, им было не весело, они настраивали себя, говоря: «Я почти понял» или «Я уже делал это раньше, я могу сделать это снова». Один ребенок, которому была дана действительно сложная головоломка, которую, как предполагалось, было очевидно невозможно решить, просто посмотрел на экспериментатора с улыбкой и сказал: «Знаешь, я надеялся, что это будет информативно».
Что с ними было не так?
Разница, как обнаружила Дуэк, заключалась в мировоззрении. Дуэк всегда считала, что «человеческие качества высечены в камне. Умен ты или нет, неудача означала, что все-таки нет». Вот почему беспомощным детям было сложно переносить свои неудачи. Это просто напомнило им, что они неудачники (они легко запутались, у них «плохая память»). Конечно, это уже не было весело — разве может быть весело получать постоянные напоминания о том, что вы неудачник? Неудивительно, что они пытались сменить тему. Дуэк назвала это «установкой на данность» — вера в то, что ваши способности фиксированы и что мир — это просто серия тестов, которые показывают, насколько вы хороши.
Успешные дети думали совершенно наоборот: что все достигается благодаря усилиям и что мир полон интересных задач, которые могут помочь им учиться и расти. (Дуэк назвала это «установкой на рост».) Вот почему они были так заинтригованы более сложными головоломками — более простые не представляли собой никаких проблем, у них не было ничего, что можно было бы извлечь из них. Но самые сложные? Это было захватывающе — новые навыки, которые нужно развивать, новая проблема, которую нужно преодолевать. В более поздних экспериментах дети даже просили брать пазлы домой, чтобы они могли над ними еще немного поработать.
Семиклассница объяснила ей: «Я думаю, что интеллект — это то, ради чего нужно работать… он не дан вам просто так… Большинство детей, если они не уверены в ответе, не будут поднимать свою руку… Но обычно я поднимаю руку, потому что, если я ошибаюсь, моя ошибка будет исправлена. Или я подниму руку и скажу… «Я этого не понимаю. Вы можете мне помочь? Просто этим я повышаю уровень своего интеллекта».
При установке на данность успех приходит, когда вы доказываете, насколько вы хороши. Усилия — это плохо: если вам нужно сильно постараться и задавать вопросы, вы, очевидно, не сможете быть очень хорошим в чем-то. Когда вы находите что-то, что у вас хорошо получается, вам хочется делать это снова и снова, чтобы показать, насколько вы хороши в этом.
В соответствии с установкой на рост успех приходит через рост. Усилия — это то, что нужно, это то, что заставляет вас расти. Когда у вас что-то получается хорошо, вы откладываете это в сторону и ищете чего-то более сложного, чтобы продолжать расти.
Люди с установкой на данность чувствуют себя умными, когда они не совершают ошибок, люди с установкой на рост чувствуют себя умными, когда они долго борются с чем-то, а затем, наконец, понимают это. Люди с установкой на данность пытаются обвинить мир в том, что дела идут плохо, а с установкой на рост смотрят на то, что они могут изменить в себе. Люди с установкой на данность боятся сильно стараться, потому что если они потерпят неудачу, это означает, что они неудачники. Люди с установкой на рост боятся не попытаться.
По мере того как Дуэк продолжала свои исследования, она продолжала находить эту разницу в самых разных местах. В отношениях люди с установкой на рост искали партнеров, которые подтолкнули бы их к лучшему, а с установкой на данность просто хотели кого-то, кто поставил бы их на пьедестал (и вступали в ужасные ссоры, когда сталкивались с проблемами). Руководители из группы людей с установкой на рост продолжают искать новые продукты и способы улучшения, с установкой на данность сокращают исследования и пытаются выжать прибыль из старых успехов. Даже в спорте люди-спортсмены с установкой на рост становились все лучше и лучше благодаря постоянным тренировкам, в то время как спортсмены с установкой на данность винили в своих атрофированных навыках всех, кто их окружал.
Но Дуэк применила установку на рост к вопросу о мышлении и обнаружила, что само ваше мышление можно изменить. Даже небольшие вмешательства — например, рассказывать студентам, что у них все хорошо, потому что они очень старались, а не потому, что они были умны — имели огромный эффект. Приложив больше работы, она могла бы превратить людей с полностью фиксированным мышлением в людей с пылкой установкой на рост.
Она сама изменилась, превратившись из страстного приверженца установки на данность, всегда ищущего оправдания, чтобы доказать, насколько она умна, в человека с установкой на рост, ищущего новые вызовы. Это было тяжело: «Поскольку я больше рисковала, я могла оглянуться назад на прошедший день и увидеть все ошибки и неудачи. И чувствовать себя несчастной из-за этого. [Вы чувствуете себя полным нулем]… вы хотите сразу же броситься и выбить несколько больших цифр». Но она боролась с этими чувствами и стала ведущим психологом.
Первый шаг на пути к улучшению — это вера в то, что вы можете стать лучше. В своей книге «Гибкое сознание» Дуэк объясняет, как начать говорить в ответ на вашу установку на данность. Она говорит: «Что, если ты проиграешь? Ты потерпишь неудачу». Установка на рост отвечает: «У большинства успешных людей бывали неудачи».
Книга вышла на русском в 2021 году.
Теперь, когда я впервые услышал об этой работе, я просто подумал: это хорошо, но я уже все это делаю. Я искренне верю, что интеллект может измениться и что талантам можно научиться. На самом деле, я бы сказал, что я почти патологически настроен на рост. Но даже я начал замечать, что у меня есть некоторые вещи на данность.
Например, раньше я думал, что я интроверт. Все всегда говорили мне, что ты либо экстраверт, либо интроверт. С юных лет я был довольно застенчивым и погруженным в книги, поэтому казалось очевидным: я интроверт.
Но когда я вырос, я обнаружил, что это далеко не конец истории. Я начал хорошо вести беседу или шутить с людьми. Мне нравится рассказывать истории на вечеринке или резво слоняться по комнате, здороваясь с людьми. Я получаю от этого кайф! Конечно, я все еще не самый целеустремленный человек, которого я знаю, но я больше не думаю, что мы вписываемся в какие-то изящные интроверсии/экстраверсии.
Установка на рост стала своего рода безопасным словом для меня и моего партнера. Когда мы чувствуем, что другой человек защищает или отказывается что-то пробовать из-за того, что «у меня ничего не получается», мы говорим: «Установка на рост!» и постарайтесь подойти к проблеме как к шансу для роста, а не как к проверке наших способностей. Это уже не страшно, это просто еще один проект, над которым нужно работать.
Как и сама жизнь.