[Перевод] 10 soft skills, которые необходимы каждой IT-команде

В этой статье вы узнайте, какие нетехнические навыки наиболее ценятся в IT-командах, включая два обязательных «мягких» навыка, которые могут или привести ваш проект к успеху, или разрушить то, к чему вы стремились.

520d911b41270facc8645d2aa7a28b76.png

Коммуникация, сотрудничество, адаптивность и решение проблем сегодня настолько важны для успеха в IT, что некоторые техлиды даже стали называть их основными навыками для трудоустройства. И, несмотря на спрос на IT-специалистов, умеющих обращаться с искусственным интеллектом, владеющих Kubernetes, RPA и другими хардовыми скиллами, людям с непрокаченными soft skills будет труднее найти работу мечты.

Согласно исследованию консалтинговой компании West Monroe, более 78% руководителей кадровых служб ищут сотрудников с сильными «мягкими» навыками. 67% опрошенных HR-специалистов рассказали, что они отказывали кандидату, если не были уверены в его soft skills. Команда может ссориться, пропускать сроки сдачи проектов и в целом приходить к невыразительным результатам, если участники  работали только над хардовыми компетенциями, а не над своими soft skills.

Навыки, которые мы перечислили ниже, важны для любой IT-команды, вне зависимости от направления её деятельности. А если вы сами в ближайшее время планируете озадачиться поиском работы или уже скроллите агрегаторы вакансий, то готовьтесь — на интервью у вас скорее всего спросят про ваши софтовые компетенции.

Большая двойка: коммуникация и сотрудничество

Когда мы попросили техлидов рассказать о навыках, без которых они не могут обойтись в своей команде, в числе обязательных оказались коммуникация и сотрудничество.

«Способность мыслить творчески и решать проблемы, работая с другими, действительно важна», — говорит Кэсси Рангель, старший директор по IT в HealthMarkets. «Вы должны уметь мыслить нестандартно и не ограничиваться только программированием».

1. Коммуникация

Коммуникация довольно сложна и многогранна, отмечает Мэтью Карсвелл, генеральный директор и основатель JumpModel. «Взаимопонимание чрезвычайно важно. Умение передавать и понимать сложные идеи — обязательное требование для всех, кто приходит в команду. Способность оказывать влияние необходима для руководящих должностей: архитекторов, project-менеджеров, senior-разработчиков».

«IT-специалист должен уметь слышать и слушать потребности других, чтобы найти эффективный путь для решения проблемы, рассказывать о ситуации так, чтобы детали понял и технически подкованный специалист, и тот, кто имеет очень общее представление о задаче», — говорит Райан Бэкон, специалист IT-поддержки в JumpCloud.

Сильные навыки письменного общения не менее важны, продолжает Бэкон. «Записи в системах регистрации заявок, электронные письма и документация — все это часть повседневной IT-жизни. Умение точно передавать мысли и идеи в письменном виде облегчит жизнь всем участникам рабочего процесса».

«Пробел в навыках общения в вашей команде — это большая проблема. Это не просто неприятная мелочь», — отмечает Джейсон Дэвид, генеральный директор Software Portal.

«Я знаю, что это звучит банально, но команда, которая не умеет общаться, в конечном итоге потерпит неудачу», — говорит Дэвид. «Я видел слишком много команд, которые теряли время из-за неспособности говорить друг с другом. Либо требования проекта не были должным образом доведены до команды и к цели не удалось прийти, либо отдельные задачи толком не объяснили сотрудникам: кто-то выполнил одно и то же поручение дважды, а про что-то другое вовсе забыли. Или в команде не слушают людей, у которых есть хорошие идеи, просто потому, что у некоторых сотрудников есть сложности с коммуникацией. В любом случае, команда, которая не общается, работает не так хорошо, как могла бы».

По словам Брианы Браунелл, основателя и генерального директора Pure Strategy, плохая коммуникация также может помешать инновационным идеям увидеть свет. «Если команда не может убедить руководителей купить их работу, это часто связано не столько с отсутствием реальной ценности, сколько с трудностями в донесении аргументации. Если вашей команде трудно найти лида, который бы поддержал вашу работу, возможно, вам и вашим коллегам важно поработать над коммуникативными навыками».

2. Сотрудничество

Разработчикам-одиночкам, возможно, будет труднее найти работу, так как сотрудничество становится все более важным в списке обязательных навыков IT-специалистов.

«Исторически умение кодировать считалось одним из самых важных навыков. В последнее время руководители признают, что проекты по разработке программного обеспечения лучше всего завершаются, когда над ними работает команда, а не один человек», — рассказал Аль Сене, вице-президент по инженерным вопросам в DigitalOcean. 

Михал Абрам, старший директор по инженерным вопросам компании ResumeLab, считает, что сотрудничество особенно важно тогда, когда члены команды работают удаленно.

«Хотя разработчик может одновременно исправлять ошибку 404 и при этом в бешеном темпе писать код, он должен уметь играть в команде», — говорит Абрам. 

«Совместная работа часто означает, что нужно сделать шаг назад и действовать по указанию другого члена команды. Или стать лидером и взять инициативу на себя», — отмечает Майк Гилфиллан, ведущий разработчик в Edge of the Web. «Знание того, когда и как вмешаться или отступить, поможет обозначить разницу между плавным рабочим процессом и срывом сроков, поэтому умение человека работать с другими — это важный навык в любой IT-команде».

Упомянутый выше Аль Сене советует лидам обращаться напрямую к коллегам, чтобы определить, есть ли в команде пробел в навыках. «Возьмите на себя помощь в развитии soft skills ваших сотрудников. Например, некоторые организации предлагают образовательные фонды, чтобы руководители могли помогать подчиненным учиться «мягким» навыкам в дополнение к техническим. Другие организации проводят тренинги или семинары в масштабах всей компании».

В дополнение к двум предыдущим — не менее важные софтовые скиллы:

3. Способность к обучению

«Стремление и любопытство к обучению особенно важны, поскольку технологии меняются очень быстро. Разработчики должны стремиться быть в курсе последних тенденций, адаптироваться к новому и постоянно развиваться», — считает Аль Сене.

4. Креативность

«Творческие лиды могут взять большую бизнес-проблему и представить техническое решение, или могут провести мозговой штурм на тему различных сценариев развития проекта и придумать новые решения. Это верный способ создать команду, которая может хорошо работать вместе и видеть общую картину», — Тим Кристенсен, технический директор SocialChorus.

5. Принятие факапов

«В работе вы будете очень часто ошибаться. Как вы с этим справитесь? Признаете ошибку и пойдете дальше? Или вы попытаетесь скрыть провал, объясниться, защититься? Неумение справляться с тем, что вы не правы, подавляет способность решать проблемы», — подчеркнул Мэтью Карсвелл.

6. Ответственность

«Принимая на себя ответственность за свою работу и свои ошибки, вы показываете, что готовы учиться и расти. Ответственность — это отличное качество как для рядовых сотрудников, так и для лидеров IT-команд. Команды, которым не хватает этого soft skills, часто плохо сотрудничают друг с другом или с другими отделами», — Эл Смит, технический директор iCIMS.

7. Критическое мышление

«Это способность мыслить организованно и рационально, чтобы понимать связи между идеями и фактами. Оно позволяет профессионалам принимать взвешенные решения, от которых часто зависит успех важных проектов», — Кацпер Бжозовски, технический основатель компании Zety.

8. Эмпатия

«Есть один ключевой мягкий навык, необходимый IT-командам: умение делиться личными историями. Знакомство друг с другом приводит к сопереживанию, сопереживание приводит к доверию, а доверие позволяет коллегам проводить мозговые штурмы, спорить, смеяться и обсуждать идеи в безопасной обстановке. Результат — повышение эффективности и результативности». — Барри Молин, автор книги «Подключайтесь! Как быстро наладить сотрудничество для успеха в бизнесе и жизни».

9. Гибкость

«IT-специалистам необходимо адаптироваться на ходу. Это важно и для того, чтобы всегда быть в курсе новых технологий, и уметь решать проблемы, возникающие в процессе работы», — Шон Феррел, генеральный директор компании Managed Solution.

10. Страсть

«Мне все равно, насколько сотрудники старше или младше. Разница между великими и посредственными в технологическом секторе заключается в страсти — и вы не должны тратиться на тех, у кого ее нет», — Мэтью Карсвелл.

От редакции

Должности и места работы респондентов актуальны на дату написания оригинальной статьи.

Для лидов, которые хотят прокачать свои «мягкие» навыки, 19, 20, 27 мая мы проведем интенсив по soft skills и управлению. Узнать больше об интенсиве можно на нашем сайте.

© Habrahabr.ru