[Ответ] Про цифровые-сервисы в Германии

4d28963b008cca6053f696af8afcd531.png

Несколько дней назад на Хабре была опубликована статья Правда ли, что в Европе везде отсталые сервисы, медленные платежи и плохие онлайн-услуги? Которая достаточно быстро набрала много просмотров и вызвала бурные обсуждения в комментариях. Я так же с интересом ее прочел и еле удержался, чтобы не вступить в дискуссию, но потом все же решил написать отдельную статью «по горячим следам», так как написать хотелось много чего.

Не то, чтобы я согласен или не согласен с автором, а скорее хотелось бы показать, что ситуация сильно отличается от страны к стране, и может даже от региона к региону внутри этой страны. Сам я в настоящий момент живу в Германии и успел уже пожить как в крупном городе-миллионнике (Кельн), так и в маленьком баварском городке на 40 киложителей, название которого никому ничего не скажет (мне оно вообще было неизвестно, до того как судьба занесла меня в него, поэтому для простоты буду ниже по тексту называть его «город Y»)

Оглавление (постарался придерживаться оригинальной статьи с поправкой на мой личный опыт):

  1. Госуслуги

  2. Банки

  3. Мобильная связь и интернет

  4. Транспорт

  5. Почта (в след. статье)

  6. Медицина (в след. статье)

  7. Онлайн‑ритейл (в след. статье)

  8. ДатенШутц (в след. статье)

TLDR: Все не так плохо. Но до в среднем до уровня Чехии недотягивает, до уровня РФ недотягивает сильно. Часть неудобств лежит скорее не в цифровой, а в организационной/законодательной/исторической плоскости.

Госуслуги

В Германии нет единого портала «а-ля Госуслуги». Каждая земля, а то и каждый город — вещь в себе. Поэтому надо найти сайт местного БюргерБюро/КунденЦентра/РатХауза и уже изучать его что-как там устроено. Сайты часто с недружелюбной/непрозрачной навигацией и «битыми» ссылками — наберитесь терпения)

Для регистрации по месту жительства, что в Кельне, что в городе Y, надо получить сначала ТермИн (= appointment, запись). Вообще в Германии если хочешь куда-то пойти, надо сначала получить Термин для этого. Привыкаем. Получить его можно и нужно онлайн на портале города — «без регистрации и смс», просто выбираешь услугу, оставляешь ФИО + email и все. Интерфейс в обоих городах достаточно допотопный, отправляющий нас в район конца нулевых. Несовременно, но работает. В назначенный день и час приходишь и ждешь вызова по номеру электронной очереди, что тебе прислали на почту. Если хочешь отменить запись — либо в письме есть ссылка, на которую надо для этого кликнуть (Кельн), либо звонишь по указанному в письме/на сайте номеру (город Ы).

Вот такой вот простой интерфейс: выбираешь нужную услугe и количество заявителей.

Вот такой вот простой интерфейс: выбираешь нужную услугe и количество заявителей.

Тут надо еще сказать, что в Германии «в среднем» большая проблема с временем ожидания. В Кельне для регистрации по месту жительства (которую ты обязан сделать в течение 2 недель после переезда) среднее время ожидания — 2 месяца, но в городе Y — есть свободные слоты уже «на послезавтра». В Фюрерштайнштелле (ведомство, которое занимается водительскими правами) в Кельне нас записали (причем запись только по телефону) только через 20 дней, в городе Y — «приходите хоть завтра» (и запись онлайн — внедрили в конце 2023 года). Тут еще надо сказать, что все ведомства работают только в будни, только в рабочее время и с перерывом на обед. Никакой возможности посетить их «после работы» нет в принципе. Но объективности ради надо сказать, что зачастую работают они с 7:30 или с 8:00 утра — так что посетить их перед работой вполне реально.

После регистрации по месту жительства по обычной бумажной почте через дней 20 пришел TaxID (приходит автоматически при первой регистрации на территории Германии). Ничего для этого специально делать не надо. По умолчанию нам с супругой присвоили налоговые классы 4, что в нашем случае немного не выгодно. Поэтому мы ногами пошли в Финанцамт (термин получили онлайн на «через неделю», но только потому, что выбирали удобное время), где заполнили бумажное заявление на смену классов.

Оформление ВНЖ у меня занимался работодатель, поэтому мало что могу сказать про него. Насколько понял, сотрудник HR просто заполнил за меня какой-то формуляр, скаченный с сайта, и отправил по электронной почте. Далее мы ждали 3 месяца, пока нам придет термин (пришел на «через 3 недели»), потом, уже после личного посещения (где снимают отпечатки пальцев, ты даешь фото и подписываешь все лично), ждали еще 2 месяца электронного письма о готовности. Благо, забрать можно в порядке живой очереди.

Еще из госуслуг столкнулся с подачей налоговой декларации. Это можно сделать самому через программу от налоговой (Elster) с недружелюбным интерфейсом уровня старой »3-НДФЛ» от нашей налоговой, либо воспользоваться платными (в среднем 39,90 евро за одну декларацию), которые есть на любой вкус и цвет (с установкой на компьютер и онлайн, в виде чат-бота, задающего вопросы или просто мастера, где ты последовательно вводишь запрашиваемые данные и т.п.). Плюс таких программ — они подсказывают тебе что, где и как можно «оптимизировать», а также, например, распознают загруженные документы от работодателя с информацией о годовой зарплате и автоматически подтягивают из них информацию. Все платные программы берут плату только в момент отправки декларации в налоговую. В моем случае программа еще дала мне PDF-файл с пояснениями касательно части пунктов декларации, который я должен просто распечатать, подписать и отправить в налоговую по обычной почте. Лично меня удивило, что в этих программах я регистрируюсь только по электронной почте и моя личность никак не проверяется.

После отправки декларации мне надо ждать ее обработки налоговой. Программа приводит статистику времени обработки:

18% — до 6 недель
32% от 6 до 12 недель
32% — до полугода
18% — более полугода

После того, как мы перехали из Кельна в город Ы, через 3 месяца (!) нам по бумажной почте пришло письмо от местного АБХ (ведомство по делам иностранцев) — мол мы знаем, что вы теперь тут живете, поэтому мы теперь за вас ответвенные. И кстати, у вас в условиях ВНЖ ограничение на работы в фирме Х — вы случайно то работу не сменили? Если сменили, то бегом к нам — мы вам новое приложение в ВНЖ сделаем. В письме были все контактные данные некой Фрау, в т.ч. и ее рабочий email — ответил ей на него, что мол что подтверждаю, что продолжаю трудиться на фирму Х. Фрау это устроило.

Вообще, у нас карточка ВНЖ с чипом и ПИН-кодом. Теоретически это дает возможность идентификации себя в онлайне через специальное приложение. Мы поставили себе такое, но попытка настроить его провалилась, так как приложение выдавало сообщение, что мол эта функция у нас не включена, хотя бумага с ПИН-кодом, прилагавшаяся к ВНЖ, говорила об обратном. Звонок в ведомство ничего не дал — фрау на том конце провода смогла только посоветовать «попробовать еще раз через месяц» :-) Пока решили забить за имением более приоритетных дел.

Как резюме по госуслугам. В принципе жить можно. Отсутсвие модных удобных интерфейсов на самом деле не напрягет (после того, как наконец-то разобрался с местным сайтом). Самая большая проблема — получение термина на ближайшее время (вряд ли решается цифровизацией, так как связана с нехваткой служащих) и порою долгое время ожидания результата (может решиться цифровизацией, так как ускорит/упростит/автоматизирует процессы). Ощущение, что «онлайн» — это часто скорее некий «враппер» обычных оффлайновых процессов, и на «том конце» все равно «работу работает» какой-то Макс Мустерман. Ну и надо смириться, что зачастую придется звонить по телефону. Но есть плюс — на той стороне трубку возьмет живой человек, а не тупой робот-советник. Если конечно у человека не перерыв на чаепитие:-)

Банкинг

Про банкинг могу писать много, ибо самая больная для меня тема. Но попробую покороче:-)

В Германии есть два типа банков — традиционные (с отделениями) и нео-банки (чисто онлайн). Как я только прилетел, сразу подал заявки на открытие счетов в несколько нео-банков, но отовсюду получил отказ. Формальная причина — запросили ВНЖ, которого у меня пока еще не было, а как там на самом деле в условиях текущей геополитической обстановки… Только Револют мне согласился открыть счет по рабочей визе, но он не походил для получения ЗП, так как имеет не немецкий IBAN. Вообще Револют мне очень нравится, но про него все написал автор изначальной статьи, поэтому не буду повторяться.

ING и С24, сриншотов Шпаркассы нет, так как уже не являюсь их клиентом.

ING и С24, сриншотов Шпаркассы нет, так как уже не являюсь их клиентом.

В итоге мне для получения ЗП пришлось пойти в Шпаркассу (этакий местный Сбербанк), где только по паспорту и Анмельдунгу (бумажке, подтверждающей регистрацию по месту жительства) мне открыли счет за полчаса (карта и ПИН пришли по почте через 1–2 недели). Термин, понятно дело, надо получать заранее (за примерно 2 недели, если хочешь желаемые время-день, онлайн). Приложение Шпаркассы по функциональности (по дизайну получше будет) — как приложения наших банков во второй половине нулевых: смотришь операции, баланс, можешь отправить перевод. Кстати, FaceID поддерживает. Собственно на этом его полезные свойства заканчиваются. Нет даже пушей о совершенных операциях или како-то квитанции о проведенной операции. Выписку тоже запросить нельзя, но правда она автоматом приходит тебе в личный кабинет в конце месяца за месяц. Часть и без того скудных функций приложения реализованы через iFrame (вроде так это называется, когда внутри приложения открывается по сути веб-страничка, хорошо хоть авторизация при этом авотматическая :-)). Кстати, у другого банка (ING, открыл себе после получения ВНЖ) так же часть функционала мобильного приложения реализована схожим образом. А еще зачем-то у Шапркассы (кстати, и у Santander тоже) для двухфакторной авторизации надо ставить отдельное приложение. В чем смысл, я так и не понял. Выглядит странно — для подтверждения платежа тебя перебрасывает во второе приложение, где ты проводишь сладером по экрану, и тебя возвращает обратно в основное приложение. Если кто знает смысл подобной реализации — напишите в комментариях плз!

Если не брать Revolut, то еще я доволен С24. У него даже приложение по внешнему виду сильно похоже на Revolut-овское, только нет всякой ненужной крипты и прочего хлама. Чисто банк. Пуши информативные есть, операции есть, накопительный счет есть, виртуальные карты есть, шаблоны есть (кстати, в Шпаркассе они тоже были, но не работали))), регулярные платежи есть, даже аналитика расходов есть. Но не обошлось и без ложки дегтя, конечно же: банк почему-то решил, что Turkish Airlines — опасный для меня мерчант и в какой-то момент заблокировал оплату картой у него. Поддержка ничего внятного не говорит — стандартное: «В целях безопасности и сохранности ваших денег мы заблокировали оплату у данного мерчанта». В общем, что в РФ, что в Германии — не клади все яйца в одну корзину, имей несколько карт/счетов. Обычно стандартная рекомендация — иметь счет в нео-банке и в традиционном.

Про оплаты услуг. В Германии почти всё, на что мы в РФ настроили бы автоплатёж (телефон, коммуналка, интернет и т.п.) оплачивается через Lastschriftmandat — разрешение на прямое дебетование твоего счёта. То же самое, как в Чехии Direct Debit — мол, разрешаю такому-то юридическому лицу в рамках такого-то договора списывать с моего счёта деньги. Мы так платим за телефон, интернет, электричество, проездной, различные страховки… Разрешение на это ты даёшь в момент заключения договора — не важно, галочка ли это в онлайн-форме или на бумаге. Что интересно, почти всегда можно указать, что мол, не я являюсь владельцем счёта, а Иванов Иван — никто ничего проверять не будет. Например, супруга указывала мой счёт для оплаты своего проездного, но ни поставщик, ни банк не спросили меня, разрешаю ли я? Просто в начале следующего месяца сумма была списана с моего счёта. То есть теоретически, ничто не мешает указать чужой номер счёта и тем самым совершить мошенничество. С другой стороны, наверное, если владелец счёта заметит и пожалуется в банк, то тебя найдут, и ответственность будет серьёзной… Не знаю, проверять не хочу. Для меня это Lastschriftmandat, конечно же, выглядит как минимум странно и как-то неконтролируемо. Самый большой риск, который я вижу — что в силу разных причин у тебя может в нужный момент не оказаться нужной суммы на счёте (ведь каждый поставщик списывает деньги в разный день месяца, да ещё с погрешностью +/- пару дней), что приведёт к лишнему геморрою и дополнительной комиссии от банка и поставщика за неудачную попытку списания. Поэтому я веду строгий учёт, кому я разрешил это прямое дебетование и по возможности стараюсь избегать его везде, где это возможно.

Ещё у большинства банков тут есть «сервис по смене счёта» — это когда ты решил сменить свой основной счёт, и банк за тебя уведомляет всех твоих контрагентов (от мобильного оператора до даже работодателя) о том, что мол, ты сменил счёт, и теперь твои платежи надо списывать с другого счёта. Удобно.

Переводы. В основном все используют PayPal (их можно, кстати, и оплачивать во многих интернет-магазинах и некоторых приложениях). Или переводят по номеру счёта внутри SEPA — такие переводы бесплатны, идут, как правило, 1–2 дня. За дополнительную комиссию (а у некоторых банков даже бесплатно) можно отправить мгновенный SEPA-перевод. Переводы внутри одного банка мгновенны по умолчанию.

И, завершая секцию про банки, надо отметить, что большинство банков берет плату за ведение счета. Как правило, сумма зависит от пакета услуг и колеблется от 3–4 евро в месяц до 10. Плюс могут быть комиссии за снятие наличных, за оплату в другой валюте, у нео-банков почти всегда есть комиссия за внесение наличных на счет (так как это идет через чужие банкоматы или через партнеров). У некоторых нео-банков есть бесплатные пакеты, но с ограничением доступных сервисов. Также немало банков дают тебе какой-нибудь средненький пакет бесплатно, если ты на него перечисляешь зарплату. Я, после ухода от Шпаркассы, умудряюсь ничего не платить за свои 3 счета, распределив свои «сценарии использования» между 3-мя банками, взяв от каждого то, что мне нужно в пределах бесплатных или «условно-бесплатных» пакетов.

Сравнение пакетов у банка С24

a0c853cabc82c006d8a1e25ae33bf1ac.png

Как резюме про банкинг. В целом неплохо. Мне даже нравятся местные минималистичные (по сравнению с русскими) приложения нео-банков — никаких тебе сториз, рекламы в пол-экрана, интегрированного заказа столика в ресторане и т.п. Всё строго и четко — счёт/карта, остаток, операции — всё важное видно без лишних кликов. Чего не хватает, так это нормального кэшбэка, оперативного чата поддержки, может большего юзабилити интерфейса, но это уже «бантики».

Мобильная связь и интернет

Тут все просто. Сим-карта — только по паспорту с 2017 года. Купить симку можно хоть в супермаркете, хоть в фирменном салоне (где её сразу активируют), хоть заказать по почте через сайт оператора. Активация — после идентификации через видео-звонок или поход на почту.

Есть три классических оператора и огромное количество виртуальных. Говорят, что качество связи у виртуальных похуже. Не могу подтвердить это из своего опыта: у меня личная симкарта от виртуального, рабочая — от классического. Разницы за все время не заметил. Цены у классических операторов значительно выше виртуальных. Типичное предложение: безлимитные звонки/смс по Германии + сколько-то интернета. Интернет-роуминг внутри ЕС также включен, а вот за звонки заграницей скорее всего придется платить дополнительно. Обычно есть «плата за подключение» — 0/10 или 10/20 евро в зависимости от того, заключаешь ли контракт на 24 месяца (с автоматическим продлением потом) или хочешь иметь возможность расторгнуть в любой момент. Также есть препейд-тарифы, но они мало популярны и более дорогие.

Тарифы сотовых операторов

Тарифная линейка одно виртуального оператора. Думаю понятно без перевода. Мне эти цены казались сначала очень высокими, но недавно зашел на сайт Мегафона, увидел, как подорожала сотовая связь в РФ, пересчитал в Евро и понял, что разницы в цене уже почти нет.

Тарифная линейка одно виртуального оператора. Думаю понятно без перевода. Мне эти цены казались сначала очень высокими, но недавно зашел на сайт Мегафона, увидел, как подорожала сотовая связь в РФ, пересчитал в Евро и понял, что разницы в цене уже почти нет.

А вот для сравнения тарифы классического оператора. Сильно дороже, но есть 300 евро

А вот для сравнения тарифы классического оператора. Сильно дороже, но есть 300 евро «кэшбек» за переход со своим номером. Нет «платы за подключение»

Что касается сервиса и качества. Внутри города очень много мест, где есть 5G. Надо сказать, что значок 5G я увидел впервые именно в Германии у своего телефона :-) А вот за городом покрытие может быть плохим. Например, пока мы едем 40 минут из своего города на электричке до другого, примерно на половине пути нет даже 3G. Может быть, это связано с тем, что поезд проходит через леса и поля… С другой стороны, сравнивая с Россией, я тоже помню, как уже через час езды на поезде дальнего следования от Москвы не мог отправить даже СМС. Мобильные приложения для управления номером — минималистичны. Нет никаких сториз, витрин, встроенных маркетплейсов и т.п. Просто просматриваешь остатки пакетов, информацию по договору, и всё. Иногда можешь поменять свои личные данные, например, адрес. Чего не хватает — возможности просмотра и подключения различных опций.

Мобильное приложение витруального оператора

Интерфейс приложения виртуального оператора. У классического оператора интерфейс более нарядный и современный, но функциональность в целом почти такая же.

Интерфейс приложения виртуального оператора. У классического оператора интерфейс более нарядный и современный, но функциональность в целом почти такая же.

Про домашний интернет писать почти нечего — работает и работает. С вероятностью 70% у вас будет DSL. А может, не повезти, и будет подключение через ТВ-кабель. Сейчас в Германии идет какая-то программа по прокладке оптоволокна, но конкретно у нас и у моих знакомых подключить его «нет технической возможности», хотя провайдеры уже рекламируют его. В нашем доме по планам, вроде, где-то в 2025 году. У меня тариф 100 Мб/с, плачу за него — первый год 13 евро/мес, со второго — 38 евро/мес. И такая дифференциация цены по годам у многих провайдеров. Наверное, поэтому многие немцы не парятся и просто раз в 2 года меняют провайдера. Благо, их тут тоже много и это не проблема — в отличии от РФ, здесь провайдер не тянет каждый свой кабель в каждый дом, а просто арендует его у ДойчеТелекома — владельца инфраструктуры.

Почему-то тут очень распространено брать роутер у провайдера в аренду. Причем 80% рынка занимают неизветные мне доселе роутеры FritzBOX — может они и хорошие, но на мой взгляд явно оверпрайснутые. Поэтому я купил себе Keenetic за цену годовой аренды непонятного роутера от провайдера.

Как резюме по мобильной связи и интернету. Работает без нареканий.

Транспорт

Начнем с Дойчебана. Пунктуальность немецких железных дорог осталась в прошлом… Но если говорить про цифровые сервисы, то тут все более-менее нормально: покупка билета через сайт или мобильное приложение, билет также в виде QR-кода в приложении. Само приложение вполне нормально ищет все возможные маршруты, сообщает об отмене поездов или присылает пуш, что ваш поезд будет во время (или опаздывает на сколько-то минут). Также оно в режиме реального времени показывает, на какой путь приходит поезд и его схему вагонов — очень удобно и полезно, когда едешь с пересадками, особенно короткими — не надо на незнакомой пересадочной станции искать табло, так как вы сразу знаете, на какой путь прибывает ваш следующий поезд. Есть также online check-in — актуально для поездов IC и ICE — просто сели на свободное место, зачекинились в приложении и к вам даже не подходят проверять билеты. Кстати, ГуглМэпс также строят маршруты, но не так удобно, как приложение Дойчебана — у Гугла нельзя задать фильтры на виды поездов, что очень важно, когда у вас ДойчландТикет (месячный проездной на весь местный общественный транспорт в Германии за 49 евро — ввели с мая 2023 года).

Если не хотите пользоваться приложением, то есть сайт с онлайн-табло всех станций в Германии — у меня он в избранном. Если приложением я пользуюсь, когда у меня сложный маршрут с несколькими пересадками, то на сайте удобно посмотреть перед выходом из дома, не опазывает ли ваш поезд, когда едете в соседний город.

Что касается городского транспорта, то тут у каждого города/ландкрайза может быть свое творчество. Приложения так себе и по функционалу, и по дизайну. В Кельне я пытался пользоваться, но понял, что никакого профита относительно построения маршрутов просто в ГуглМэпс оно не дает. В городе Y смысла пользоваться городским транспортом мало и из-за размера города, и из-за того, что автобусы ходят зачастую 1–2 раза в час — на велосипеде будет быстрее.

Приложение taxi.eu

Приложение taxi.eu

Такси. Заказать через приложение можно. Есть как минимум taxi.eu и FreeNow (в последнем, вроде как, есть еще и каршеринг, но я не пользовался). Также в некоторых городах работает Убер (но я не пользовался). Приложение покажет, скорее всего, примерную цену, но ты все равно поедешь по счетчику. Оплата привязанной картой возможна. Но, в отличие от РФ, такси тут — достаточно дорогой вид транспорта даже для ИТ-шника (хотя почему «даже»? В Германии ИТ-шник ничем не лучше/хуже любого другого квалифицированного работника с высшим образованием). Например, поездка из Кельнского аэропорта в город обойдется под 50 евро — иногда авиабилет стоит дешевле:-) А за 15 минут поездки по Кельну без пробок я отдал как-то 25 евро…

Если же ты хочешь взять такси в аэропорту или от железнодорожного вокзала, то там, как правило, уже на выходе стоит очередь из таксистов, которые ждут пассажиров. Никто не налетает на тебя со словами «Такси, такси недорого» — ты просто идешь к началу очереди, садишься и едешь. Когда мы только прилетели в Кельн с 5 чемоданами и сноубордом, мы пошли к самому первому таксисту, который стоял напротив нашего выхода, но он вежливо предложил нам пройти в начало очереди.

Еще надо сказать про велошеринг. В Кельне мы им пользовались постоянно, так как если ты купил ДойчландТикет у местной транспортной компании KVB, то тебе дают бесплатно первые 30 минут каждой поездки. Но даже без ДойчландТикета можно купить за 10 евро в месяц абонемент с такими же условиями. Работает велошеринг хорошо. Мы с супругой так как-то 1,5 часа катались, меняясь великами (после сдачи, примерно 5 минут ты не можешь взять этот же велик). Главное следить за временем и зонами, где можно оставлять велик, где нельзя, а где за это с тебя снимут дополнительный 1 евро. Один раз из-за погрешности GPS с меня сняли этот 1 евро, но пара сообщений в службу поддержки — и мне его вернули.

Как резюме по транспорту. Приложение ДойчеБана, считаю, заслуживает твердой оценки »хорошо». ГуглМэпс хорошо дополняют его в части остальных видов транспорта. Учитывая, что автобусы ходят достаточно точно по расписанию, то в отслеживании положения транспорта в режиме «онлайн», как в Яндекс.Транспорте, просто нет надобности. Такси дорогое, а потому здесь это для нас (по крайней мере, на текущий момент) скорее роскошь или крайний вариант в случае отсутствия других альтернатив. Велошеринг — тема, много раз пользовались и для прогулки, и просто чтобы доехать от метро до офиса. Но только в больших городах.

Продолжение следуют…

Получилось очень много, поэтому на этом пока прервусь и остальные аспекты затрону в след. статье. Всем хорошей пятницы и выходных!

© Habrahabr.ru