[Личный опыт] Из соискателя в наниматели: продакт советует, как проходить интервью в США
Привет! Меня зовут Анна Наумова, сейчас я работаю старшим менеджером по продукту (Senior Product Manager) в компании Zello в Остине, штат Техас. Сначала я сама прошла 110 собеседований в Америке, а теперь сижу по другую сторону стола и помогаю подбирать инженеров в команду. Хочу рассказать про то, с какими трудностями столкнулась, и к чему быть готовым во время интервью с продактами в США.
Это я!
Начала карьеру я в 2006 году в Одноклассниках как маркетолог. Через шесть лет получила роль менеджера по продукту и развивала проект «Подарки», а еще несколько лет спустя запустила с нуля два мобильных приложения: конструктор подарков и приложение для мемов.
Вообще отсутствием предложений по работе я никогда не страдала. Но в России 10 лет работала и росла в одной компании, мне это нравилось. И хотя хедхантеры мне регулярно звонили — мотивации менять работу не было, так что на собеседования ходила только «для поддержания тонуса». Было единственное по-настоящему интересное предложение: позиция в Booking.com с релокейтом в Амстердам. Но в тот момент (2014 год) у меня было все плохо с английским — так что интервью я благополучно завалила.
Какое-то время спустя мой уже бывший муж выиграл в лотерею гринкарт (Diversity Visa Lottery), и мы переехали в штаты. А так как я человек технологий, было бы странно не попробовать изведать американский IT-рынок.
Тогда я присоединилась к Fasten — райдшеринг-сервису в Бостоне, а через год на хайпе криптовалют уехала в Долину и с компанией Bitclave провела успешное ICO. Теперь я живу в Техасе и развиваю Zello — приложение, которое делает из мобильного телефона — рацию.
Как получить оффер в Америке? Можно искать вакансии самому на агрегаторах, а можно — подключить в Телеге @g_jobbot. После того, как настроите параметры — какая сфера вам интересна, какие локация («релокейт») и зарплата — предложения будут падать в чатбот.
Сначала устроиться в американские компании было относительно легко. Первые годы я работала в проектах с русскими основателями, поэтому с тем, чтобы «продать себя», проблем не возникало. Многие меня знали, и им было несложно проверить мой российский бэкграунд — опыт и образование.
Но я решила, что этого недостаточно: жаль терять возможности, ради которых я летела за океан. Поработать в русских стартапах можно и в России, получить же американский опыт — только в американских компаниях. Поэтому я захотела попробовать себя в чисто американских проектах. Тут и возникли сложности.
Взгляд со стороны соискателя: какие трудности бывают, когда вы устраиваетесь в Америке
Важно: эти трудности возникнут, если вы устраиваетесь на нетехническую позицию: менеджером по продажам, дизайнером, маркетологом. Инженерам таких серьезных требований к английскому или коммуникационным навыкам не предъявляют, но нужно совпадать с компанией по культурным аспектам (cultural fit) и, разумеется, успешно пройти техническое интервью.
Так выглядит Zello: регистрируетесь и настраиваетесь на частоту каналов
Как готовилась я?
Решила применить свои скиллы продуктового менеджера, построила воронку: резюме → питч рекрутеру → собеседование 1 → собеседование 2 и так далее, а конверсию улучшала экспериментальным путем. На начальном этапе, когда я только приехала в Америку, было примерно так. Из 100 отправленных резюме, мне перезванивал один рекрутер. То есть конверсия была очень низкая, условно — 1%.
Понять, что не так в резюме, проще: редактируешь, обновляешь и смотришь, сколько приходит откликов.
С интервью сложнее. Во-первых, их в целом было меньше —, а значит, меньше исходных данных для анализа. А во-вторых, как я упоминала, фидбек практически никто не дает. Поэтому непонятно, что конкретно стоит улучшить. Надо было отлавливать паттерны: какие вопросы задают, в каких ситуациях, и с чем, как мне кажется, я справляюсь не очень успешно.
Тут мне очень помогли mock-interview — это тренировочные собеседования с друзьями или такими же, как ты, менеджерами по продукту. Вы интервьюируете друг друга и даете честный отзыв, как все прошло. Это полезный опыт и когда ты отвечаешь на вопросы, и когда, наоборот, задаешь: замечаешь ошибки других, стараешься исправить их у себя. У меня было около 50 таких интервью. Кто-то берет коучей — я не брала, у меня денег не было.
На тренировочные интервью хожу до сих пор. Сама использую Stellarpeers, но есть еще Pramp и Exponent.
Сейчас я подняла конверсию из отправленных резюме в звонок рекрутера где-то до 30%. Последний мой опыт собеседований был 1,5 года назад: на 50 компаний, с которыми я перешла на этап интервью с рекрутером — 1 оффер. Есть к чему стремиться, но все не так плохо, как когда я только переехала.
Я и дальше планирую тренироваться в прохождении собеседований. Слышала, что это частая практика — постоянно собеседоваться или проходить mock-interview. Пригодится и чтобы «быть в тонусе», и чтобы понимать требования рынка.
К тому же, как я говорила, процесс найма в штатах занимает несколько месяцев. И лучше иметь офферы на руках и отклонить их, чем неожиданно потерять работу, быть морально не готовым к интервью и сидеть без денег. Поэтому если вы захотите менять работу — как минимум я советую заранее готовиться и присматриваться, чтобы не упустить свой шанс, когда придет время.
Наша команда Zello
Взгляд со стороны нанимателя: какие вопросы задают на интервью и что хотят узнать
Теперь уже у меня есть опыт интервьюирования как людей из России, так и из США. Я заметила, что российские ребята плохо говорят о своих достижениях. Они обычно скромничают, даже если за спиной много хороших завершенных проектов. Думаю, это связано с культурными особенностями: нас с детства приучали не выпендриваться. В Америке обратная проблема: все умеют подать себя и расхвалить. Но если копнуть глубже, то часто не могут ответить ничего дельного.
На мой взгляд, обе крайности плохи. Но американский рынок устроен так: проверить неопытность гораздо легче, просто задав конкретные вопросы. А вот если человек не умеет уверенно говорить о своих достижениях — это не моя задача как нанимателя «раскапывать» его потенциал. Потому что продакт, например, должен уметь продавать свой продукт, и его главный продукт — он сам, как профессионал.
Стандартный американский образ интервьюера такой: надо быть максимально дружелюбным и вежливым, не показывать своей точки зрения, но в то же время задавать правильные вопросы, чтобы проверить компетенцию кандидата.
Инженеров я собеседовала только на совместимость с командой — cultural fit. Для проведения технических интервью у меня нет навыков, так что их я никогда не проводила. Если инженер его прошел, я уже верю, что кандидат технически хороший. Но чтобы достигать результатов, нужна еще и комфортная обстановка в работе.
Что обычно продуктовые менеджеры спрашивают у инженеров:
- Почему вы хотите работать в нашей компании? Очень популярный вопрос везде и всегда. Тут надо показать свои знания о компании: ее миссию, технологический стек, инновации, юзеров, для которых делается продукт, близость культуры компании и т.д. Если разработчик идет работать в этот проект не только ради денег, скорее всего он не сбежит при первой трудности или когда придет контр-оффер.
- Расскажите про процесс работы с продактом. Ответ на этот вопрос покажет, насколько у нас с разработчиком совпадает видение процесса, и берет ли он на себя инициативу.
- Опишите вашего идеального продакт менеджера. Это — про ожидания кандидата и про то, насколько я соответствую этим ожиданиям.
- Расскажите про проект, которым вы гордитесь. Таким образом мы выясняем, что важно разработчику получить в итоге.
- Что бы вы хотели узнать обо мне или о компании? Классика всех интервью.
5 советов инженерам: что спрашивать на собеседовании
Разумеется, кандидаты — не пассивные персонажи. Совпадение по всем параметрам должно быть и со стороны соискателя, и со стороны проекта. Поэтому именно на этом этапе отбора вы можете оценить атмосферу в команде: насколько вам комфортно будет работать вместе. Я предлагаю задать менеджеру по продукту несколько вопросов.
Узнайте:
- Как продакт ставит задачи. Есть те, кто любит давать свободу разработчикам, и задачи ставятся достаточно высокоуровнево. Это подходит сплоченным командам с сильными разработчиками, у которых глубокое знание продукта, и нужен определенный уровень свободы. Есть, наоборот, те, кто любит сильно вдаваться в детали. Это хорошо подойдет там, где разработчики не привязаны к определенной фиче, и где много джунов.
- В каком виде приходят задачи. User/job stories, PRD (product requirements), скетчи, прототипы и так далее.
- Как он решает конфликты внутри коллектива.
- Как продакт приоритезирует задачи. Потому что никто не хочет быть перегруженным из-за продакта, который хочет завтра сделать все и сразу.
- Какой он видит идеальную команду, в которой хочет работать. Сравните с тем, что у вас есть сейчас.
В общем, выбирайте то место, что вам по душе!
Что будет после интервью
В идеале, кандидат должен уйти с собеседования в хорошем настроении. В Америке в крупных компаниях типа Facebook или Google высылают обратную форму, где ты можешь оценить интервьюера. Есть сервисы вроде Glassdoor, Indeed, Comparably: тут кандидаты делятся мнением о работодателе. Нельзя допустить, чтобы обиженный соискатель пошел, написал гадости и понизил рейтинг компании. Не только компании выбирают людей, но и люди выбирают компании, в которых работать.
Долго и кропотливо — и это только первый этап при найме в Америке. Еще есть много тонкостей в коммуникации между компанией и возможным сотрудником. Я могу рассказать про процесс получения офферов и то, как надо торговаться. Или про отказы: как с ними работать и как отказывать самому. Могу больше рассказать про резюме, какие вопросы задают продактам и как их нанимают в Facebook или Google. Было бы вам интересно? Пишите в комментариях.
В Телеге можно настроить бот g-mate (@g_jobbot) — будете получать вакансии по своему профилю прямо в чат. А компании могут опубликовать первые 3 вакансии бесплатно — вот здесь.