[Из песочницы] В продолжение темы «Рак. Что с ним делать...»
Не могу добавить комментария к «Рак. Что с этим делать…», поэтому пишу сюда — тема важная.
В свое время я долго работал с людьми из Военно-медицинской академии, много друзей-врачей. Имею представление о лабораторных исследованиях, клинических испытаниях, статистике применения результатов.
В июне этого года по результатам МРТ моего позвоночника районный онколог сделал заключение: онкология 4-й стадии, не лечится. Два позвонка с патологическим переломом, задеты еще несколько. Полной неожиданностью это не было, хотя перед этим были подозрения на онкологию простаты. Предыстория такая.
В марте этого года попал в больницу. Пять дней болей в спине, раздулся живот, клизмы не помогали. В больнице кишечник промыли, посмотрели прямую кишку, понаблюдали неделю и отправили домой. Спина еще болела, но делать исследование позвоночника отказались (мол, большая очередь, долго ждать…). При этом замшелая старушка-невропатолог приводила такой аргумент: «Вы что, будете делать операцию, если что-то не так?». Аргумент сильный, так как на операцию на позвоночнике действительно идти надо только в крайнем случае. Боли в спине понемногу утихли.
Вскоре сделал анализ на ПСА — онкомаркер, оценивающий риск рака простаты. Сделал потому, что год назад ПСА был повышен, и тогда я был направлен на консультацию в городской онкодиспансер. Там сделали вариант УЗИ и отпустили, сказав наблюдаться у своего уролога. А что тот мог увидеть? В этом году ПСА оказался 51 нг/мл, и в мае сделали биопсию. Биопсия — процедура травмирующая. Криминала не нашли…доктор выразился так: «Пока не судьба…». Я почувствовал себя приподнято, потому что ПСА 51 — это рак почти наверняка. А тут вроде обошлось, и беспокоится не о чем.
Однако через три недели после этого опять прихватило спину. Тогда и сделали то МРТ, с которого я начал. Опухоли в простате не обнаружили, но метастазы в позвоночнике подтверждали ее наличие. И при повторной биопсии она обнаружилась. При этом ПСА был уже 156 — первая биопсия резко подстегнула процесс.
Динамика ПСА:
Июнь 2015 — 9 нг/мл
Апрель 2016 — 51 нг/мл
Июль 2016 — 156 нг/мл
При этом норма, которая зависит от возраста (и от того места, где о ней прочитаете) чаще всего до 2,5 в возрасте до 40 лет, и до 5 — старше 60-ти (это мой случай).
Показатель до 10 (а то и до 15) считается «серой зоной» — это зона повышенного риска, но необязательно, что рак. А биопсия точно процесс запускает. Окончательного решения тут нет, по-моему. У друга было 8 — и ему биопсию делали без колебаний. Обнаружили опухоль в самом зачатке и удалили удачно, без каких-либо нарушений мочеиспускания и эрекции. (Но дело было в Корее, когда он работал на Самсунг). У меня при ПСА 51 первый раз обнаружить опухоль не удалось, и при этом нет ощущения, что в городском диспансере схалтурили. По ситуации в целом мне кажется правильным не делать биопсию при небольшом выходе за норму. Но если повышение есть, то надо постоянно, раз в три-четыре месяца, делать анализ на ПСА (это легкий анализ), и если показатель вырастет хотя бы на единицу — сразу на биопсию.
Лечат меня гормонами. Укол Золадекса и таблетки БИКАНА. Помимо того, принимаю одну гомеопатию (капли на основе собственной крови) и горошки (какого-то традиционного состава). Еще пью состав АСД фракция 2 — ветеринарное снадобье, рекомендованное одним из знакомых. В сети о нем пишут разное, но решил попробовать.
Сегодня рак подразделяют на несколько видов — по степени перерождения клеток. Чем проще клетка становится, тем агрессивнее себя ведет. Важно соотношение измененных клеток, и оно учитывается суммой Глисона. Сумма меняется от 2+2 до 5+5 (последнее самое тяжелое). У меня 4+4. Нашел в одном месте, что при этих цифрах вероятность прожить пять лет составляет 30%. Хорошо бы, если так…
Пока мне везет (хотя уже завтра может быть по-другому). За четыре месяца ПСА снизился до 1,7. Болей нет. Физические нагрузки на тренажерах (по соседству оказался небольшой зал от центра доктора Бубновского — для укрепления мышечного каркаса позвоночника) — процентов 80 от полноценной тренировки.
Минусы: сниженный тестостерон. Увеличился вес (3 кг больше нормы). Перепады настроения. Прокрастинируется больше, чем прежде. От части рабочих планов пришлось отказаться и дольше чем на полгода не планировать.
Прочувствовал одну вещь. Онкология — весьма вероятностная область. Врачи не дают прогнозов, потому что велика вероятность как-то повредить больному словом. Есть только общая статистика. Но однажды мне попался список историй болезней (около сотни, приложение к патентной заявке на новую диагностику онкологии). Люди сравнивали свою диагностику с существующей, то есть нуждались в доказательной базе и копали глубоко. При этом ни перед каким пациентом не стояли… В этом списке был 1–2 пациента с раковыми опухолями при ПСА ниже нормы! И было 3 человека с ПСА от 40 до 70 у которых онкология не была выявлена при всем старании.
Если случится с вами такая беда — постарайтесь, чтобы о ней знали только те, без чьей помощи никак не обойтись. Даже друзьям рассказывать не стоит. Без утешения вы обойдетесь. А людям, зная о вашей болезни, общаться с вами будет труднее (всегда будут держать в голове, чтобы не сказать вам лишнего, что надо вести себя на особый лад…). Это будет мешать и вам, и им.
Еще мне кажется: если помимо официальных методов решите воспользоваться каким-либо народным средством, прямо не противоречащим этим методам, то немного здорового фатализма будет к месту. Опять же потому, что здесь все на вероятностях. Таких методов много (соки, полная голодовка, травы…) Какой из них наиболее эффективен в вашем случае — неизвестно. Выбор всегда будет делом случая.
В общем, человек с этим диагнозом попадает в Зону, где ему быть сталкером. Надо перетрясти свои жизненные ценности, свои представления о здравом смысле и об интуиции. Обновить их. Если он на каком-то новом уровне сумеет отреагировать на свою критическую ситуацию, то можно найти лучший способ ее пройти…