[Из песочницы] Юнит тесты на Си — нет ничего проще
Прочитав статью «Тестирование встроенных систем» и комментарии к ней я был несколько поражен тем фактом, что многие хабровчане знакомы с книгой «Test Driven Development for Embedded C (Pragmatic Programmers)» и framework-ом Unity, но не используют весь арсенал средств, которые предлагают ребята из throwtheswitch.org.Хочу кратко поделится опытом использования этих самых средств.
О себеТак получилось, что я нарабатывал свой опыт в программировании встраиваемых систем через тесты (Unit, Integration, System, Stress). За три года мне посчастливилось пройти путь от Junior’a и написания тестов, покрывающих код других специалистов, до Senior’a с опытом разработки систем с использованием TDD методологии.Обещанное Упомянутый выше framework Unity очень прост и удобен в использовании. Но это всего лишь вершина айсберга. На странице throwtheswitch.org есть следующие инструменты.CMock — инструмент позволяющий автоматически генерировать Си-код mock-ов для Ваших тестов. Написан на Ruby. Утверждаю, как человек, который на протяжении трех лет «генерировал» mock-и руками — это просто подарок для Си-разработчика. Но использовать его автономно без следующего инструмента, на мой взгляд, не рационально.
Ceedling — это целая билд-система, как утверждают сами авторы. Но по сути — это все, что Вам нужно для работы. Данный пакет содержит в себе все необходимое: Unity («тест-раннеры» и «чекалки» значений), CMock (генератор моков) и поддержку командной строки через ruby make.
Other — под этим странным заголовком находится очень, полезный, на мой взгляд инструмент — CException. Невероятно маленькая библиотека для Си позволяющая получить некое подобие исключений. Но дезинформировать не буду. В проектах использовать не довелось.
Единственное, что оставляет желать лучшего в этом многообразии прекрасных вещей, так это tutorial. Его, как бы, и нет. Все понятно, но с чего новичку начать — большой вопрос. Попробую исправить ситуацию.
Прежде всего, Ceedling должен быть корректно установлен и проверен на работоспособность как указано тут.
После установки создаем папку и тестовое окружение проекта командой:
ceedling new MyNewProject В результате будет создана папка MyNewProject внутри которой будут сгенерированы следующие папки и файлы: build — сюда будут помещаться все артефакты при сборке и прогоне тестов src- это место для нашего «боевого» кода, который подлежит тестированию test — будут лежать все наши тесты vendor — собственно сам framework, с документацией и плагинами project.yml — конфигурационный файл тестового проекта. Позволяет делать хороший тюнинг, но это с опытом rakefile.rb — знатоки Ruby точно знают зачем этот файл. Я же, просто знаю что он необходим. Простите мою некомпетентность в данном вопросе Пора писать первый тест.
Поместим в папку test файл test_calc.c следующего содержания:
#include «unity.h» #include «calc.h» void setUp (void) { } void tearDown (void) { } void test_add (void) { int result = 0; result = calc_add (2,2); TEST_ASSERT_EQUAL_INT (result, 4); } Запускаем тест командой: rake test: test_calc.c Результат ожидаемый. Тест есть, кода нет. Проект не может быть собран.Добавляем код.В папку src помещаем два файла:
«calc.h»
#ifndef CALC_H #define CALC_H int calc_add (int a, int b); #endif «calc.c» #include «calc.h» int calc_add (int a, int b) { return a + b; } Повторяем сборку и попытку прогнать тест: rake test: test_calc.c Если все сделано правильно, то в консоли должны быть результаты теста: Test 'test_calc.c' ------------------ Compiling test_calc_runner.c… Compiling test_calc.c… Compiling calc.c… Compiling unity.c… Compiling cmock.c… Linking test_calc.out… Running test_calc.out…
------------------------- OVERALL UNIT TEST SUMMARY ------------------------- TESTED: 1 PASSED: 1 FAILED: 0 IGNORED: 0 Этот короткий пример показывает, что test-runner был сгенерирован и добавлен в сборку автоматически. Его код можно найти в папке build/test/runners.Попробуем усложнить задачу и предположим, что наш «боевой» файл должен уметь считать только при определенном условии, проверка которого осуществляется в другом программном модуле (например, rules.c). Модифицируем код, для иллюстрации:
«calc.c»
#include «calc.h» #include «rules.h» int calc_add (int a, int b) { if (rules_is_addition_allowed ()) { return a + b; } return 0; } Добавим еще один файл в папку src: «rules.h»
#ifndef RULES_H #define RULES_H int rules_is_addition_allowed (void); #endif Попытка запустить тест будет неудачной, так как нет определения для функции rules_is_addition_allowed ().Самое время воспользоваться CMock.Изменим тест следующим образом:
#include «unity.h» #include «calc.h» #include «mock_rules.h» void setUp (void) { } void tearDown (void) { } void test_add (void) { int result = 0; rules_is_addition_allowed_ExpectAndReturn (1); result = calc_add (2,2); TEST_ASSERT_EQUAL_INT (result, 4); } void test_add_off_nominal (void) { int result = 0; rules_is_addition_allowed_ExpectAndReturn (0); result = calc_add (2,2); TEST_ASSERT_EQUAL_INT (result, 0); } Таким образом, мы получили автоматически сгенерированный mock одним лишь указанием »#include «mock_rules.h». Исходный код данного файла можно найти в директории build/test/mocks. Его изучение даст хорошее представление о том, каким образом можно менять поведение подменяемого модуля.Оговорочки 1. Я использую данный framework только для тестирования кода на PC. Это диктует определенные правила к архитектуре разрабатываемого ПО. Прогонять юнит тесты на реальном железе смысла не вижу. HAL — он либо работает либо нет и тестируется мануально (мое видение ситуации);2. Я не использую данный framework для тестирования нескольких потоков. Потокобезопастность данного инструмента мной не исследовалась;3. Данная статья не учит как правильно писать код и/или тесты, а всего-лишь дает краткое представление об упомянутых выше инструментах разработки.