[Из песочницы] Тайная жизнь мейкеров и хакатонщиков

856ad793e1ed4d1aad5f7e458d8b4cc9.jpg

На днях встретилась с замечательным человеком — Zentelechia Юрой Зубаровским (стартапер в сфере хардверных технологий). Он провел два дня в кругу инженеров, хакеров, дизайнеров, биологов и маркетологов. Поделился со мной тем, чему научился и что девушки тоже нужны в хардеврных проектах.

Что такое хакатон?

  • Хакатон – это инновационный способ сгенерировать новые идеи.
  • Хакатон – это непрерывная работа (в формате 24 или 48 часов) над своей идеей, прототипом, бизнес-планом проекта и финальной презентацией перед экспертами.
  • Хакатон – это площадка, которая объединяет специалистов из разных технических, экономических, креативных и управленческих областей.
  • Хакатон – это новый способ вовлечения и создания сообщества мейкеров и стартап-культуры.
  • Хакатон – это альтернатива лекциям, конспектам, сериалам и праздным выходным.
  • Хакатон – это tech-фитнес, техническая и предпринимательская прокачка мозгов.

Как это все происходит?

Все начинается с того, что ты регистрируешься на любой хакатон — AngelHack, Hack for People {Hardware}, HackDay и другие. Я поучаствовал в одном из них.
Первый день — это нетворкинг. После презентации проектов, люди которые пришли одни и без идей — стали разбредаться по командам. Ко мне многие подходили, интересовались и задумывались присоединиться, и в итоге, я заполучил Вадима — который занимался продажами и хорошо разбирался в маркетинге — как раз то что нужно для хакатона. Ведь мало просто собрать устройство, его еще требуется грамотно «упаковать» с точки зрения целевой аудитории и презентовать жюри в конце.

Мы разделили обязанности: я делаю прототип, Вадим отвечает за целевую аудиторию и формирование презентации. Он опрашивает присутствующих девушек, выявляя требования к браслету и идентифицируя модель покупки, а также, параллельно, погружая их в идеологию самого продукта. Для нас было важно, чтобы максимальное количество участников и членов жюри прониклись идеей браслета за предстоящие два дня. Вадим с этой задачей отлично справился.

В команде нужно разделить обязанности. Художники, дизайнеры, инженеры, программисты, маркетологи. Каждый делает то, что он умеет. Но все равно мы работаем как одно целое.

ea8fb89a41dd44bd94338b1628df4229.jpg

При создании прототипа были приняты следующие положения:

  • Прототип должен иметь форму браслета
  • На презентации, он должен работать автономно, без проводов питания
  • Прототип должен быть максимально компактным
  • Передаваемое ощущение — легкое скольжение пальцем по поверхности кожи
  • Амплитуда и скорость передаваемого ощущения — должны быть идентичны скольжению пальца по сенсорной поверхности
  • Сенсорной поверхностью должна являться сама пластиковая поверхность корпуса

.

С точки зрения технической реализации, на тот момент прототип представлялся следующим:

  • Arduino Pro Mini
  • Bluetooth модуль HC-04
  • Мелкая серва (нашел самую мелкую из доступных на тот момент, весом 1.7гр)
  • Сенсорная поверхность, сделанная из двух алюминиевых лепестков и библиотека CapSensе, которая позволяет оценивать процент перекрытия лепестка пальцем, за счет измерения емкости конденсатора, образованного системой — «лепесток-палец» и тем самым определять положение точки касания поверхности.
  • Питание предполагалось от двух литиевых таблеток cr2032

Идея – это одно дело. Совершенное другое – прототип. Здесь уже и Bluetooth модуль, и литиевые таблетки, и смартфон, и серва, пайка и 3-D принтеры.

Bluetooth-модуль общается со смартфоном, который в свою очередь через сервер соединён со смартфоном обладателя второго браслета. Программу для смартфона предполагалось изначально состряпать на Tasker+Python (SL4A) (там есть пример bluetooth-чата, который можно было практически полностью использовать), но во время хакатона один из участников показал APP INVENTOR (для тех кто еще не в курсе — это визуальный инструмент от MIT, который легко и быстро позволяет создавать полноценные программы под Android — appinventor.mit.edu)

Бэк-энд изначально предполагалось сделать на Meteor-e (да-да, это конечно изврат, но его реактивность меня всегда подкупала), но в итоге пришлось отказаться от бэк-энда и сосредоточится на самом прототипе и программе для смартфона. Сделал простенькую программу, с помощью которой можно было подключиться через bluetooth к браслету, и водя пальцем по руке на экране — перемещать серву.

Здесь сразу забываешь слова «Я не умею», «Я не могу». Тебе дается 48 часов. Берешь и делаешь: гуглишь, ищешь команду, зарываешься в умные книжки или хабр. Но в итоге все равно делаешь.

Раньше, я практически никогда не паял. Все идеи тестировались на макетных платах, скрутках и готовых компонентах. Но тут пришлось. Во первых все нужно было втиснуть в небольшой объем, чтобы прототип не выглядел совсем уж монструозно — поэтому пришлось пообрезать все разъемы и паять (месяц спустя освоил ЛУТ и начал экспериментировать с гибкими печатными платами на основе полиимида ).

image

Корпус браслета хотел изначально запроектировать и распечатать на 3D-принтере, но в процессе понял что все мне просто не успеть (для начала нужно было закончить сборку электроники, чтобы получить окончательные внутренние размеры корпуса браслета и смоделировать изящные очертания корпуса). И очередь на 3D-принтеры была огромной (хоть их и было 3 штуки — команды не теряли времени и отрабатывали итерацию за итерацией новые версии корпусов, деталей и компонентов своих устройств). В какой-то момент, Дамир (один из участников хакатона, пофессионально занимается созданием роботов) сказал: «Что же ты мучаешься, используй полиморфус». Съездили в Чип и Дип, купили полиморфус и Дамир помог сваять корпус. Супер материал — разогрел в воде, размял, слепил то что тебе нужно и после охлаждения получил прочный и приятный на ощупь пластик. Выглядело, конечно, чудовищно, но для хакатона самый раз.

Ремешок я взял уже готовый — кто-то тренировался в 3D-печати и он нам вполне подошел. Ремешок стал самой красивой частью прототипа. И самой недолговечной — его постоянно хотелось теребить в руках и он быстро потрескался и развалился.

0dbbd03486ef4faaa23b68bcfe7e50eb.jpg

За 48 часов нужно разработать бизнес-стратегию, найти конкурентов, проанализирвоать рынок, ЦА, готовиться к питчу.

Вадим, в это время, изучал конкурентов — искал и анализировал аналогичные проекты. Сходу нашли три браслета, которые очень близко отражали нашу концепцию, но имели, как нам казалось, одно существенное отличие. Tactilu.com, Taptap.me и bond-touch.com Все заявили о себе примерно 2 года назад. Были кампании по сбору средств на kickstarter-е, достаточно успешные, однако потом наступала какая-то тишина — ни пресс-релизов, ни новостей, ни упоминаний в Интернет. Я сразу написал основателям двух проектов письма, с вопросом о состоянии и причинах затишья. Но ответа не получил.

Время близилось к презентации. Вадим усиленно накачивал себя какой-то задорной музыкой перед выступлением. Команды взбудоражено допиливали свои детища. Неожиданно выявилась проблема с прототипом — перестало работать герконовое реле (так и не понял что с ним случилось), которым подключали питание к серве, когда она должна была двигаться. А так как серва даже без движения потребляет ток удержания и достаточно значительный для литиевыех батареек, очень скоро прототип начал замирать сразу после включения питания. Свежие батарейки мгновенно высасывались. К началу нашей презентации прототип не функционировал. Я просто держал браслет в руках, а Вадим рассказывал жюри историю.

24e1f75cb6d7494891367980b9412ce3.jpg

Хакатон сделал свое дело — я зажегся идеей, познакомился с кучей интересных людей и наметил вектор дальнейшего развития проекта. По прошествии недели встретился с создателем браслета Taptap.me. На днях у них стартуют продажи — продукт сделали потрясающий — теперь понимаю, какую для себя надо ставить планку. Еще все впереди.

f128bf58bacd44a49c44ab4da2d1061b.jpg

На Хакатон можно и нужно приходить девушкам-инженерам, дизайнерам, программистам, маркетологам — все зависит от ваших компетенций. Хардверные проекты — это круто!

© Megamozg