[Из песочницы] Справочник начинающего подкастера

Эта статья — краткое руководство для тех, кто хочет запустить свой собственный подкаст. Когда я вместе с моим нынешним соведущим год назад запускал подкаст «В бесконечность и далее», я не смог найти ни одной по-настоящему всеобъемлющей статьи. Поэтому я решил попытаться заполнить этот пробел и написать руководство для себя из прошлого.

Немного о структуре — это руководство содержит 4 статьи:


  1. Общая философия
    1.1. Зачем делать подкаст?
    1.2. Целевая аудитория
    1.3. Выбор жанра
    1.4. Формат
  2. Технический базис
    2.1. Что такое подкаст с технической точки зрения
    2.2. Аудио-формат
    2.3. Про динамики, наушники и ламповый звук
    2.4. Про тихое помещение
  3. Делаем покупки
    3.1. Покупаем микрофон
    3.2. Выбираем аудиоредактор
    3.3. Выбираем программу для записи звука
    3.4. Выбираем хостинг подкаста
    3.5. Сайт-визитка
  4. Записываем и выпускаем
    4.1. Запись выпуска
    4.2. Редактирование выпуска
    4.3. Про джинглы и звуковые схемы
    4.4. Про фоновый шум
    4.5. Про фильтры
    4.6. Про Show Notes, а также про то, зачем слушать свой подкаст
    4.7. Публикация подкаста
    4.8. Монетизация
    4.9. Темы, которые есть, но о которых мы не говорили

Каждый раздел статьи содержит три блока


  • Суть раздела — основная мысль, изложенная тезисно
  • Детальное описание «что, зачем и почему». Обычно — много букв, которые поясняют основную мысль, и находятся они в скрытой секции «Дополнительная информация»
  • Ответ, который нашли мы

Интересно — читайте все. Нет времени — читайте первый и последний абзац.

4ofddw7io2mejl5xglypgudyqdo.jpeg


1. Общая философия


1.1. Зачем делать подкаст?

Ответ может быть любым, но только не «потом посмотрим», «ещё не думал» или «не знаю». Если ответа нет, весьма высока вероятность что очень скоро вы не найдёте в себе мотивации продолжать этот недюжий труд.


Дополнительная информация

Создание подкаста требует времени и регулярных усилий. Это как хобби, учёба, спорт или работа — это надо делать регулярно, оно отнимает время и ему следует уделять внимание. Если это занятие приносит вам:


  • удовольствие (блин, классно время провели, а ещё выпуск записали!)
  • ощущение собственной важности (меня слушает полстраны — я крутой)
  • деньги (о! пришло бабло за рекламу — пойду куплю новый iPhone)
  • осмысленность (я несу знание в массы, рассказываю людям о половых инфекциях у божьих коровок! Если не я — то кто?)
  • что угодно ещё (вот прям совсем не важно что — глупое, иррациональное, бесполезное, но важное вам)
    … то проблем нет.

А вот если ответ не очевиден, то дело дрянь. Будет синдром нелюбимой работы. В какой то момент подкаст перестанет быть прикольным сам по себе, и это произойдёт в любом случае. Но если подкаст нужен вам для чего-то конкретного (см перечень выше) — вы переселите лень, встанете и пойдете записывать новый выпуск.

Я очень советую потратить полчаса-час и найти свой ответ на вопрос «Зачем?», потому что иначе вы просто впустую потратите время.

Наш ответ: мы учимся риторике и улучшаем стандарты собственной речи. Для нас это ценность. А ещё (и это главное) нам приятен сам процесс нашего диалога, его записи, а также последующего обсуждения с нашими слушателями. Просто по-человечески приятно, душу, знаете ли, греет.


1.2. Целевая аудитория

Вы должны «попасть» в аудиторию. Если ты портовый грузчик — глупо рецензировать Ницше для литературного бомонда. А вот рецензировать Ницше для других портовых грузчиков –, а почему бы и нет? Если его (Ницше) подать в правильном лексиконе — будет бомба. Шура Каретный подтвердит (кто это такой — см. Википедию).

Не только вы должны понимать о чем вы говорите, но и ваша аудитория должна понимать вас. Вы должны говорить на одном языке.

Потратьте пятнадцать минут и представьте вашего слушателя


Дополнительная информация

Ключевое:


  1. Вас должны понимать. В прямом смысле понимать, что вы сейчас произнесли. Например, я могу поговорить про ПУПЧ или гетеродинный аттенюатор, но весьма мало людей поймут на слух и без Википедии, о чем я, и слушать меня не будут. Есть два варианта:


    • Об этом просто не нужно говорить (потому что это никому не нужно)
    • Об этом можно говорить, но я делаю подкаст только для радиолюбителей

  2. Нельзя быть «ниже» вашей целевой аудитории. Представьте себе подкаст, посвященный Золотому веку русской поэзии в общем и Пушкину в частности, ведущий которого пересказывает произведение «Евгений Онегин» отборным матом. Вряд ли этот подкаст будет иметь успех у литературоведов и историков искусства. Однако в менее академической среде такая подача может иметь успех, и Шура Каретный тому пример.


  3. Вы должны быть интересны. Вот тут сложно, потому что никогда не угадаешь, что нравится людям. Просто констатирую факт — то, о чем вы говорите, должно цеплять людей, и это не только про выбор тем, манеру изложения, эмоциональность, юмор или качество речи. Это про всё вместе.


Управлять «интересом» — это искусство, до которого мы или дорастём, или нет, но никто же не мешает попробовать.

Итого: В вас есть два варианта.
Можно подстраиваться под аудиторию, расширяя спектр слушателей:


  • «вверх» — затрагивая более интеллектуальные сферы, чем те которые вы обычно обсуждаете в непринуждённых дружеских беседах
  • «вбок» — говоря о темах, не свойственных вам (например, для меня это посев моркови или обзор отвёрток)
  • «вниз» — упрощая сложное. Ничего зазорного в этом нет — А.А. Пожаров aka Шура Каретный, между прочим, народный артист России.

А можно говорить о том, что интересно именно вам, на вашем обычном языке.У вас будет сильно меньше сложностей, новы ваша аудитория будет гораздо уже. Проблема это или нет — решать вам. Мы для себя избрали именно этот путь.

Наш ответ: мы не будем подстраиваться под разные аудитории слушателей, но будем концентрироваться на людях, подобных нам. Да, это сильно уменьшает потенциальную аудиторию (и это плохо), но зато «наши» слушатели будут с нами на одной волне (и это хорошо).

Мы не будем подстраиваться не потому, что не хотим, а потому, что это сложно и часто не приносит удовольствия, а это для нас ключевая ценность, и мы не хотим её лишиться. Поэтому наш основной слушатель — образованный русскоговорящий человек, которому искренне интересен этот мир во всех его проявлениях. Ближе всего наш подкаст коллегам из ИТ-индустрии, инженерам и другим технарям — просто потому что эта тематика нам близка, и мы о ней часто говорим


1.3. Выбор жанра

Важно помнить, что жанр определяет весь подкаст и накладывает на него разные ограничения.

Например:


  • Жанр «Интервью приглашенных гостей» — в выпусках всегда будет что-то новенькое, и это здорово, но требует много организационной работы. Гостей придется искать, согласовывать темы, организовывать запись (часто — через интернет) и т.п.
  • Жанр «Блог одного автора» прост как 3 копейки, вы в одиночку говорите о чем заблагорассудится. Но что-то подсказывает, что все выпуски будут похожи — вам нужно быть весьма неординарным человеком, чтобы этого избежать


Дополнительная информация

Для себя мы составили примерно такой рубрикатор:


  • блог
  • новостной подкаст
  • рецензии на фильмы/спектакли/игры и т.п.
  • обзоры машин/часов/телефонов и т.п.
  • разговорный — «two dudes talk»
  • тематический (только о яхтах/машинах/ботанике)
  • образовательный
  • интервью приглашенных гостей
  • юмористический
  • детский
  • философский / литературный / исторический
  • отраслевой
  • стриминг (запись события)
  • репортаж (зарисовки с места событий)
  • что-то ещё

Во-первых, список не исчерпывающий,

Жанры здесь свалены в одну кучу. Да, можно сделать классификацию по количеству ведущих, типу информации или другим атрибутам, но эта статья — не докторская диссертация, и для заявленных целей достаточно общего списка.

Наш ответ: Мы выбрали жанр «two dudes talk» — два собеседника беседуют друг с другом на интересующие их темы. Конкретно у нас уклон в IT, но это не сильно нас ограничивает — например, недавно мы обсуждали трилогию о Незнайке и впечатления от наших последних путешествий .

Мы выбрали этот жанр, потому что мы часто беседуем именно в таком формате. Все, что нам нужно, чтобы записать подкаст — это просто включить микрофон и чуть более тщательно следить за языком.


1.4. Формат

Аудио или Видео? Разумеется, аудио! Эта статья только об аудио-подкастах. Но, вообще, плюсы и минусы — см секцию «Дополнительная информация».

Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа. Каждый чем-то хорош и чем-то плох. Немного философии вы найдете в секции «Дополнительная информация».


Дополнительная информация

Аудио или Видео? Ниже плюсы и минусы.

Короткий, средний или длинный? Нет общего ответа, выбрать надо сердцем. Короткий — хорош для новостей, длинный — для пространных обсуждений. Просто помните, что:


  • у вас должно хватать материала на всю длину подкаста. Очень грустно, когда ваш формат 40 минут, а через 15 минут записи вам уже не о чем говорить.
  • вы не должны уставать. Если записать за один раз 2х часовой подкаст, финал записи будет сильно более унылый, чем начало. Поддерживать бодрость духа и ясность мысли, болтая несколько часов без остановки, оказывается, не так уж и просто.
  • всегда будут люди, недовольные хронометражем:
    a) слишком длинный. У слушателя дорога на работу туда-обратно занимает 40 минут, а у вас подкаст 60. Слушатель жалуется, что на завтра он забывает, о чем вы там говорили
    б) слишком короткий. Слушатель слушает его на работе, и только он вошел во вкус, всё уже закончились
    в) всё отлично- 60 минут, как раз хватает, чтобы до работы доехать. Но вот если я сменю работу…
    г) в общем, вы поняли

Наш ответ: Мы стараемся делать выпуски по 60–70 минут, потому что:


  • наши обычные беседы на интересную тему занимают 90 — 100 минут, что за вычетом «обрезков» и дает чуть больше часа чистого времени
  • за это время мы не устаем настолько, чтобы наша речь заметно падала в качестве

-9brx4b521kpp3qr3yihsd7wmfe.png


2. Технический базис


2.1. Что такое подкаст с технической точки зрения

Подкаст — это аудио-файл и его текстовое описание, выложенное в интернет по определенным техническим правилам.

Подкастом аудиофайл, распространяемый в интернете, делает набор технических договоренностей, которые позволяют приложениям, сайтам и людям находить и слушать ваш файл. Упрощенная схема подкаста приведена на рисунке.

bpsgssyqihkk_7fjzdfpucnvpj4.jpeg


Дополнительная информация

Есть 2 способа размещения подкаста, причем они не исключают друг друга, а дополняют. «Централизованный» способ (стрелки до желтых четырехугольников) и «Анархический» (стрелки в бирюзовые цилиндры). Оба способа вполне рабочие.

Ниже по шагам (в сильно упрощённом, но не меняющем суть виде) описан весь процесс:


  1. Автор создал выпуск подкаста. Это звуковой файл (обычно — MP3, но не обязательно) и текстовое описание к нему. Описание — это название, описание выпуска (о чем он), пояснения по ходу подкаста и ссылки на источники
  2. «Централизованный» путь:
    а) Выпуск загружается на специальный подкаст-сервер
    б) Сервер создает RSS-файл, в котором содержится вся метаинформация (о том что это за подкаст, где он находится в интернете, как его скачать и т.п.)
    в) Этот файл получают все потребители — подкаст-плееры в телефонах, специализированные сайты, проигрыватели и даже почтовые клиенты. Т.е. те кто подписан на обновление этого RSS.
    г) При обращении пользователя приложение идет на подкаст-сервер и скачивает с него ваш выпуск
  3. «Анархический» путь:
    а) Выпуск подкаста загружается непосредственно в базу стороннего портала/приложения. Выпуск живёт своей самостоятельной жизнью внутри Youtube, Soundcloud и других сервисов этого типа

«Централизованный» путь предполагает универсальность и кроссплатформенность. Если была выявлена, например, ошибка в описании, она исправляется один раз сразу для всех клиентских приложений. Также не важно, что использует слушатель в качестве плеера, ведь он не ограничен какой-либо конкретной платформой — например, к моему Outlook подключен RSS нескольких подкастов, и их выпуски я получаю по почте.

«Анархический» путь, как правило, используется для популярных площадок, обладающих собственной большой аудиторией… Эти площадки не заинтересованы интегрироваться с внешними сервисами, но они заинтересованы создавать и хранить у себя новый контент, чтобы увеличивать аудиторию.

Пример — VK. Суть его бизнеса — социальная сеть, но почему бы не запустить свой собственный сервис подкастинга? Они ничего не теряют, а часть пользователей (пусть и не большая) будет еще больше времени проводить в VK, потому что теперь там ещё и подкасты есть. Мы, как создатели подкаста, говорим «черт с вами, буду у вас отдельно публиковать свой подкаст, глядишь меня будут больше слушать».

Оба пути правильные. Они дополняют друг друга, поэтому нужно использовать оба. Да, работы становится больше, но оно того стоит, да и сейчас подкаст-сервера умеют самостоятельно публиковать выпуски, поэтому это не очень сложно.

Наше решение: мы строго следуем всем техническим (и иным) правилам. Публикуем везде, где это возможно, используя как подкаст-сервер, так и отдельно стоящие площадки.


2.2. Аудио-формат

Следует использоваться следующие аудио форматы:


  • для записи и редактирования — идеально WAV (48 kHz 24bit), нормально WAV (44 kHz 16bit)
  • для выкладки в интернет — идеально MP3 (48 kHz 164 kbps), нормально MP3 (44 kHz 128 kbps)
  • Стерео/Моно — для разговорного жанра по вкусу, если подкаст музыкальный — только стерео

WAV — формат для записи и редактирования. Файлы занимают очень много места на диске, но зато запись идет без потери качества.

MP3 — формат для публикации. Битрейт для разговорного подкаста — 164 кбит/c, для музыкального — 256 кбит/c. Делать битрейт больше смысла не имеет, меньше — можно, но не сильно.

Стерео/Моно — зависит от того какой у вас микрофон для записи. Если вы с моно-микрофона записали стерео-дорожки, стереозвук не появится — просто на обеих аудиодорожках будет записано одно и тоже. Так как большинство микрофонов — моно, можно записывать в моно. Но если запишете в стерео — проблем нет, просто файл будет несколько больше.

Есть параметр «частота дискретизации» — чем он больше, тем лучше качество записи. Для подкаста больше, чем 48 kHz, смысла не имеет, нормально будет и на 44 kHz. Меньше 44 kHz не желательно (особенно для музыки).

«Разрядность» — ля разговорного подкаста достаточно 16 bit, но 24 bit лучше. Все что выше 24 bit — для музыки.

Чтобы запутать — вот вам картинка, а детали, как обычно, ниже.

odiwv-awmo5qtzlrtres9b2y0vk.jpeg


Дополнительная информация

Важно помнить, что всё что написано выше, сильно упрощает действительность. Аудиоформаты — это целый мир, почитать про который вы можете тут, тут или тут. Но попробую кратко

Пару слов про частоту дискретизации и разрядность:

Частота дискретизации, это параметр, который описывает то, как часто измеряется уровень аудио-сигнала; единица измерения — Гц. То есть частота 44 кГц означает, что за секунду делается 44 000 измерений уровня звука, что соответствует 2 640 000 измерениям в минуту. Сколько измерений приходится на одну песню — посчитайте сами. Чем выше частота дискретизации, тем оцифрованный звук ближе к оригинальному звучанию, потому что оцифрованные уровни сигнала более точно повторяют оригинальный звук, который, напомню, имеет аналоговую природу. Однако, чем больше измерений делается, тем больше размер аудио файла, потому что все эти измерения приходится хранить.

Очень низкая частота дискретизации приводит к плохому, грубому, неприятному звуку, но экономит место на диске. Очень высокая частота дискретизации, точно повторяет оригинал, но занимает много места, а самое главное, разница между «высокой» и «очень высокой» частотой дискретизации ухом не чувствуется, особенно применительно к человеческой речи. Конкретный пример: если записать планерку или скрам митинг на 96, 192 и 2 822 кГц (форматы DVD-Audio MLP 5.1, DVD-Audio MLP 2.0 и SACD Super audio CD 5.1 соответственно) и прослушать запись в обычных наушниках, то субъективно разницы не будет.

Аналогия с частотой кадров кино полностью справедлива для аудио. Если кино идет с частотой 2 кадра в секунду (т.е. 2 Гц) — субъективно это слайд-шоу из картинок, 24 кадра в секунду (24 Гц) — кино, 120 кадров в секунду — очень качественное и плавное кино, 240 кадров в секунду — то же самое что и 120 кадров в секунду.

Разрядность, это параметр, который описывает то, насколько близко измеренный сигнал соответствует оригинальному уровню звука. Величина измеряется в bit; строго говоря, это безразмерная величина, а количество bit описывает максимальное число, которое может быть использовано для описания уровня звука. По сути, разрядность — это количество уровней громкости, то есть 1 bit — есть варианты 0 и 1 (тишина и кто-то орёт); 2 bit — 0, 1, 2, 3 (тишина, говорят тихо, говорят громко и кто-то орёт) и т.п. Чем больше bit выделено под разрядность, тем больше полутонов уровня звука можно передать.

Не надо путать разрядность с громкостью, то что мы в быту называем «громкость» — это значение громкости, которое соответствует максимальному числу, возможному при имеющемся количестве bit. То есть максимальные уровни (читай — громкость) у 8, 16 и 24 bit могут быть одинаковые, а вот количество «промежуточных громкостей» между тишиной и максимальной громкостью разные.

Аудио форматы бывают:


  • без сжатия (WAV, AIFF)
  • со сжатием без потерь (APE, FLAC)
  • со сжатием с потерями (MP3, Ogg)

Из этих строчек следует несколько два вывода:
а) на MP3 свет клином не сошелся — есть аналоги
б) можно не ухудшать качество звука и при этом файл будет относительно маленький — например, можно использовать FLAC

Записывать и редактировать нужно в формате без потери данных, потому что потерянное качество звука назад никак не восстанавливается. Вы, конечно, можете преобразовать 24 bit — > 16 bit → 24 bit, но на выходе вы получите такое же качество, которое было на 16 bit, но закодированное в 24 bit. Это просто самообман.

Выкладывать в интернет нужно в формате со сжатием с потерями, потому что качество — это очень хорошо, но гигабайтный выпуск подкаста никто просто не будет скачивать.

Принципиальная разница между WAV и FLAC в том, что компьютер проигрывает WAV «как есть», а для FLAC процессор сначала должен расшифровать закодированный звук и только потом воспроизвести. Загрузка процессора на проигрывании не очень заметна, а вот при записи (т.е. во время редактирования подкаста) видна невооруженным глазом. Поэтому записывать и редактировать в формате FLAC (и ему подобных) я очень не рекомендую.

Проведем сравнение на конкретном примере — рассмотрим 20 выпуск подкаста, длительность которого составляет 1 час 11 минут. Сохраним его в разных форматах.

Стерео-файлы занимают примерно в 2 раза больше дискового пространства, потому что записываются два независимых аудио-потока (для левого и правого динамиков). Справедливости ради отмечу, что некоторые форматы сжимают аудио, и, например, если левый аудио-поток идентичен правому, то в формате MP3 mono и stereo версии файла будут иметь одинаковый размер, но это частности.

Важно помнить, что всё выше написанное — поверхностная информация. Если копнуть глубже, то выясниться, например, что «WAV» — это контейнер, а не формат, и он может содержать разные алгоритмы кодирования звука, или что объемный звук (это который »5.1 surround sound» и ряд других) формируется по другим правилам, нежели стерео, и т.д. Я не думаю, что эти детали нужно знать для выпуска подкастов, но если кому-то интересно — в этой области есть куда копать.

Наше решение: Мы записываем, редактируем и храним в максимально возможном для наших микрофонов качестве — WAV (48 kHz 24bit) Stereo, а публикуем выпуски в MP3 (48 kHz 164 kbps) Stereo.

Микрофоны у нас Моно, но мы пишем в стерео, потому что для WAV места на диске нам не жалко, а на размер MP3-файла это не влияет.


2.3. Про динамики, наушники и ламповый звук

Основная задача этой секции — показать производственный цикл выпуска подкаста и пояснить, почему нужно ориентироваться на слушателя с высококачественными наушниками (и плеером).

Производственная цепочка:
h-xznu4ifa1cecb75gp0xckjdb4.jpeg

I — Запись


  1. Микрофон. В него говорят, а он отправляет полученный сигнал на компьютер. Записать звук качественнее, чем может ваш микрофон, не получится


  2. Оцифровка (опционально) Если у вас аналоговый микрофон (XLR или с jack-разъемом подключения), звуковая карта компьютера должна оцифровать сигнал. Профессиональные устройства делают это хорошо, покупные звуковые карты — средне, а интегрированные звуковые карты — плохо. Если у вас USB-Микрофон, то эта стадия пропускается, потому что он на выход выдает уже оцифрованный сигнал


  3. Запись исходника. Программа, запущенная на компьютере, записывает звук, полученный от микрофона, в аудио файл. Вообще программы не портят звук, но можно накосячить в настройках, и на выходе получить не то, что вы хотели


II — Производство


  1. Редактирование выпуска. Это единственная стадия, на которой можно улучшить звук путем наложения фильтров. Но все проблемы, которые прошли эту стадию, останутся навсегда


  2. Преобразование в MP3 для выкладки в интернет. MP3 портит звук. На плохих и средних акустических системах это не заметно, а на хороших уже вполне


  3. Выкладка на сервер


III — Прослушивание.


  1. Проигрыватель. Слушатель запускает ваш подкаст на каком-то устройстве. Качество этого устройства может быть очень разным, в диапазоне от дешевого телефона до hi-end аудио-плеера. Если устройство выдает низкокачественный звук на разъем, никакие наушники не исправят ситуацию


  2. Наушники. Люди чаще всего слушают подкаст через наушники. Их качество будет разным, и вы никак не можете на это повлиять. Звук, который льётся из студийных наушников и из «затычек», купленных в Ашане — это два очень разных звука


Надо помнить, что вы совершенно не имеете власти над пунктами 7 и 8. Кто-то будет слушать на качественном оборудование, кто-то — на дешевых «погремушках». Вы не сможете запретить использовать студийные наушники (как, например, делаю я) и вы не сможете уговорить людей отказаться от плохого ширпотреба (как, например, делает мой друг и соведущий подкаста).


Дополнительная информация

Из этого 2 вывода:


  • Если вы записываете подкаст на вебкамеру или встроенный микрофон ноутбука, забейте на качество звука, хорошим оно не будет. Просто расслабьтесь, ограничителем выступает ваш микрофон, слушателя не спасут хорошие наушники
  • Старайтесь записывать хороший звук. Потому что хороший звук всеми воспринимается нормой, а плохой расстроит обладателей хорошего оборудования

Пример из нашей жизни: Когда мы записывали наш пилотный выпуск, я перепутал настройки звукозаписывающей программы, и в итоге мы записали 2 часа тишины. Поняли мы это на следующий день, но нам повезло — во время записи мы положили телефон на соседний стол, и этот телефон записывал наш выпуск. В итоге мы решили не выкидывать выпуск, а выпустить его в том качестве, в котором есть. Да, звук получился ужасным. Не настолько ужасным, что бы не выкладывать, но разница между этим выпуском и последующими слышно очень четко, и чем лучше наушники, тем сильнее очевидна эта разница. Если интересно — запустите любой из наших 20х выпусков, а затем запустите первый и вы поймете о какой разнице я говорю.

Вообще, если вы испортили звук, то это навсегда. Сейчас я включу режим «Капитан Очевидность» и проиллюстрирую ситуацию с помощью аналогии со светом. Предположим есть трубка в форме гантели, т.е. в середине трубы есть сужение. Труба направлена на солнце, свет солнца проходит через трубку и выходит из другого конца.

6vzgx8hl1cwoepnk5tew1vhs2lo.jpeg
Если смотреть по секциям:


  • Секция 1: Много света
  • Секция 2: Мало света. Труба сузилась.
  • Секция 3: Мало света. Труба расширилась, но это не важно. Что прошло через узкую секцию, то и прошло, больше (лучше) не стало

Наше решение: Мы записываем звук на максимальном для наших микрофонов качестве (48 kHz 24bit). В ходе редактирования накладываем звуковые фильтры. Перед выкладкой превращаем в MP3 на хорошем качестве. В общем, стараемся делать максимально качественно, но если где-то произошел косяк и упало качество звука, то не сильно переживаем. Если результат не вызывает сильного отторжения, мы выкладываем выпуск.


2.4. Про тихое помещение

Очень важно, где записывать. Есть два аспекта:

Все посторонние шумы будут слышны на записи. Если соседи делают ремонт, под окнами гоняют на мотоциклах или на лестничной клетке ругаются соседи, это услышат ваши слушатели, при этом не факт, что вы заметите эти шумы во время процесса записи выпуска — ведь вы будете увлечены разговором. Вы совершенно точно услышите эти шумы, когда будете редактировать или слушать получившуюся запись.

Эффекты эхо — это та ложка дёгтя, которая испортит всю бочку мёда, ведь всем знаком термин «звук, как из бочки»? Эффект эхо есть в ванне, туалете и спортзале, но, оказывается, и ваша гостиная далека от идеала, если она достаточно большая и в ней нет мягкой мебели. Ухом вам будет казаться, что все нормально, но на записи вы услышите, что это не так.

И от шумов, и от эхо нужно избавляться, и студия звукозаписи для этого не обязательна. Если карман позволяет, то это лучший вариант, ведь там будут идеальные условия, но достаточно просто тихой комнаты, в которой нет эхо.

Советы по выбору помещения — в секции «Дополнительная информация».


Дополнительная информация

Надо помнить, что чем хуже микрофон, тем меньше требований к помещению. Когда звук плохой, многие звуковые артефакты просто не записываются, поэтому записать «звук из бочки» на веб-камеру можно одинаково плохо практически в любом помещении. Но уже для мало-мальски нормального микрофона выбор помещения очень важен.

Итак. Студия звукозаписи не нужна. По факту, нужно:
Решить вопрос с эхо. Варианты:


  • Снять студию звукозаписи (ха-ха-ха)
  • Найти помещение без эхо
  • Сделать помещение таким, чтобы эхо исчезло. Лучше, конечно найти, но если делать, то:
    а) развесить полотенца
    б) закидать комнату мягкими игрушками
    в) повесить ковры
    г) притащить мягкие пуфы
    д) и вообще сделать комнату «мечтой» человека, страдающего аллергией на пыль
    В этом случае, звуковые волны будут не отражаться от поверхностей, а поглощаться ими. Но, конечно, комната будет выглядеть не очень, ведь чем сильнее захламлена комната (особенно мягкими вещами), тем меньше эхо.

Решить вопрос с звукоизоляцией. Варианты:


  • Снять студию звукозаписи (ха-ха-ха)
  • Найти помещение с хорошей шумоизоляцией
  • Записывать тогда, когда вокруг нет людей и машин. Например:
    а) ночью
    б) на работе в выходные днём
    в) иное (мой любимый пункт)
    Делать звукоизоляцию в помещении я бы даже и не пытался. Во-первых, это дорого, а во-вторых — выливается в строительные работы (замена окон, звукоизоляция стен, звуконепроницаемая входная дверь и т.п.).

И кстати, не забывайте, что работающий холодильник, тикающие бабушкины часы, свистящий кулер ноутбука — это всё тоже будет на записи. Не забывайте о мелочах.

Наше решение: Мы опытным путем подобрали помещение, где эффект эхо мал, и нашим микрофоном не улавливается. Звукоизоляцией мы не занимались, выпуски записываем в выходные на работе, когда в помещениях никого нет. Машины нам не мешают — дорога находится относительно далеко.

3x00typylzaanmscvg_ponhjbi8.jpeg


3. Делаем покупки


3.1. Покупаем микрофон

На эту тему написано много статей, поэтому полноценный обзор я делать не буду. Но кратенько:


  1. Вам не нужен хороший микрофон, вам нужен нормальный микрофон. В моем понимании нормальный микрофон относится к дешевому студийному или дорогому офисному сегменту. Т.е. микрофон за 30 000 рублей — это пустая трата денег, а за 1 000 — неуважение к слушателям
  2. Крайне рекомендую USB микрофоны, потому что в сегменте «нормальный микрофон» они не уступают аналоговым, при этом задумываться об аудиокарте вам не придется, что облегчает использование
  3. У микрофона должна быть подставка или штатив, иначе его придется держать или как-то фиксировать подручными средствами, что неудобно
  4. У вас два варианта:
    а) Не забивать голову и купить микрофон из нашего списка (он ниже), выбирая по критерию «приемлемая цена»
    б) Начать изучать вопрос и выбрать микрофон, оптимальный для персонально ваших условий

Списки микрофонов и области знаний, которые нужно изучить, если браться за изучение предметной области, приведены в секции «Дополнительная информация».


Дополнительная информация
  1. Если не забивать себе голову — список микрофонов:


  2. Если изучать тему, то предстоит разобраться со следующими вопросами:


Наше решение: Мы используем Audio-Technica AT2020USB+. Не то чтобы мы рекомендуем именно его, но нареканий на него у нас нет.
qph6vaqw8fxyjvgkkosqca5t3fc.jpeg


3.2. Выбираем аудиоредактор

Тема «какой аудиоредактор выбрать» тоже достаточно подробно освещена в интернете. В этом вы сможете убедиться, пройдя по линкам №1, №2 и №3, однако разобраться в этой теме «без пол литра» едва ли получится. Я не буду делать обзор аудиоредакторов, т.к. это отдельная индустрия, а лучше расскажу, на что именно следует обратить внимание.

Первое, что нужно сделать — смириться с тем, что по началу вы будете страдать от нелогичных пользовательских интерфейсов. Абсолютно все программы выглядят так, словно они родом из 90х (впрочем, так оно и есть), и пока вы не привыкните, вам будет тяжело. Это касается всех программ, поэтому про выбор по критерию «выглядит красиво» можно забыть.

Второе, нужно выяснить — для редактирования выпуска нужно крайне мало «инструментов» из тех, что предлагают аудиоредакторы (конкретный список — в секции «Дополнительная информация»). Этот «джентльменский набор» присутствует практически во всех нормальных редакторах, поэтому, если вы не собираетесь записывать музыку или быть профессиональным звукорежиссером, про выбор по критерию «больше возможностей» можно забыть.

Третье — нужно определиться, будете ли вы использовать бесплатные (opensource) или платные редакторы. С точки зрения функционала для подкаста, в целом, без разницы, тем не менее мы рекомендуем выбирать платные, потому что они меньше глючат. Также, в платных редакторах гарантированно присутствует полный «джентльменский набор» инструментов редактирования, который нужен для подкаста, в то время как в бесплатных каких-то функций может и не быть. С другой стороны, если вы когда-то работали со звуком, выбор opensource аудиредакторов может быть оправдан — они бесплатные.

Итак, алгоритм выбора:


  1. Определиться, готовы ли вы платить деньги
  2. Если готовы платить, то:
    a) Берем название редактора из списка ниже и гуглим
    б) Смотрим на цену и картинки интерфейсов
    в) Далее два варианта:
    • Не париться. Если вы не оторопели от цены и внешнего вида конкретного аудиоредактора — покупаем его
    • Париться. Начинаем гуглить обзоры и видеоуроки. Их полно по каждому из софтов
  3. Если вы не готовы платить, то:
    a) Берем название бесплатного редактора из списка ниже и гуглим
    б) Паримся. Начинаем гуглить обзоры и видеоуроки

Обратите внимание, что для бесплатных редакторов варианта «не париться» нет.


Дополнительная информация

Список инструментов, которые вам точно понадобятся от редактора:


  • вырезать-вклеить кусок аудио
  • удалить аудиофрагмент
  • увеличить-уменьшить уровень звука (проще говоря, увеличить громкость)
  • нормализовать звук
  • уменьшить уровень звука одних частот и увеличить уровень других
  • наложить один звук на другой

Список аудиоредакторов:
Платные:


  • Cubase Еlements
  • Cubase Pro, Artist — тоже да, но они дороже, а их фичи не нужны
  • Apple Logic Pro
  • PreSonus Studio One
  • Sony Sound Forge
  • Adobe Audition
  • WaveLab
  • Sound Forge Pro
  • FL Studio

    © Habrahabr.ru