[Из песочницы] Создание механизма лучше, чем «Like»

Это путешествие началось с попытки стать успешным и трансформировалось в поиск идеального механизма для рейтинга и поиска интересного контента в интернете, а также некоего идеального применения этого механизма.


Хронология работы над механизмом эмоционального рейтинга и его применением в проекте YUMMM

Это рассказ о моем незакрытом гештальте, персональной утопии о том социальном интернете, который я хотел увидеть. Эта задача стала увлекательной интеллектуальной головоломкой, которую я пытался решить начиная с 2006 года и которая остается для меня вызовом с идеальным решением, которое еще предстоит найти.

Текста будет достаточно много и для достижения максимального эффекта погружения, лучше поглощать его от начала до конца.


Вступительное слово

Эта история очень личная, субъективная, немого эмоциональная и даже хаотичная. Она точно не про историческую точность, науку или невероятную экспертизу. Но с другой стороны она о догадках, летающих в эфире, о постоянно меняющемся понимании мира и о моем личностном росте.

Я заканчиваю на этом свое вступление и пусть история наконец начнется…


Все началось с Digg…

Был 2006 год. Я не помню точной даты, но мой квест создания чего-то по настоящему нового и интересного начался для меня с сайта digg.com.

Я был молодым веб-дизайнером самоучкой, который недавно закончил технический университет, со всеми вытекающими на тот момент последствиями: амбициями, непомерным дилетантством во всех вопросах и небольшим багажом жизненного и профессионального опыта.

Web 2.0 происходил на моих глазах и моим персональным синонимом этого чуда (и нового вида успеха) был Digg.


Логотип Digg

Кто-нибудь помнит тот самый Digg? Kampai за это!


What is Digg

На Digg каждый пользователь мог добавлять ссылки на контент с других сайтов, который они считали интересным. Любой пользователь мог делать это. А еще, пользователи Digg могли голосовать за то, что им нравиться (а позже и то что им не нравиться).

Увлекательная на тот момент игра в digg или bury.


Механизм рейтинга постов на Digg.com

Пользователи Digg добавляли ссылки на некую статью на другом сайте и остальные пользователи Digg «копали (digg)» их если им нравилась эта статься и «закапывали (bury)» в обратном случае.

И самая ценная часть во всем этом для всех заключалась в том, что посты с большим количеством оценок «digg» оказывались в топе этого сайта.

Пользователи Digg сами добавляли ссылки на контент, сами его рейтинговали и именно пользовательский рейтинг казался самой весомой частью алгоритма расчета того, какой контенте является максимально интересным.

Все эти вещи были для меня откровением в те времена.

Я на самом деле не знаю кто первым придумал такой механизм рейтинга/голосования за контента, но как мы видим, в той или иной форме, он существует практически везде…


image

Хочу быть рок-звездой!

В то же самое время как я открыл для себя Digg, я начал замечать как целая новая эра интернета начала проявляться перед моими глазами. Эра когда социальный сети стали появляться и развиваться.

Эра интернет стартапов всех мастей, когда все это еще выглядело очень романтично.

Мне кажется многие в те времена мечтали осуществить какой-либо успешный проект и я был в их числе.


image

Картинка взята из отличной статьи: https://mashable.com/2014/08/16/kevin-rose-north-technologies/


Я романтизировал создателей успешных стартапов, представляя их как рок-звезд нового типа и боже… как я хотел стать одним из них

И я начал думать о том, что я могу сделать чтобы попасть в иллюзорный Зал Славы.

Мне очень нравился Digg. Для меня он стал переломным моментом. Я наблюдал как он развивается, собирал свои субъективные «плюсики» и «минусики» и на заднем фоне в моей голове постоянно звучала мысль:

Что за супер Digg могу сделать я?

Я также наблюдал и за другими стартапами и социальными сетями, пытаясь анализировать как люди используют их для того чтобы придумать свою уникальную идею, на базе которой я выстрою свой супер проект.

Чем больше я наблюдал и изучал, я начал замечать некую странную головоломку, скрывающуюся за всеми этими «лайками» и «дизлайками».

Это может выглядеть как чистый поток сознания, но на тот момент следующие мысли бегали в моей голове:


  • Что означает когда кто-то ставит Like под каким-то скандалом или трагедией?
  • Это же точно не такой же Like, как Like, который этот же человек поставил у этой смешной картинки?
  • Как различить один тип «лайка» от «другого»?
  • Как мне найти контент с лайками определенного типа?
  • Я хочу увидеть контент с большим количеством «лайков» о веселых вещах…

Привожу интересный пример. Как вы думаете что может означать каждый из этих лайков?


image

Мне нравится этот пост? Мне нравится этот скандал? Мне нравится о чем этот пост? Мне нравится факт отстранения от власти? Мне нравится что правосудие свершилось? Или я на автопилоте нажал на Like?

Количество «Лайков» было единственной мерой интереса в те времена (да и в 2020 мало что поменялось). И все сводилось к одному единственному запросу:


Как максимально найти самый интересный контент в интернете?

Мой процесс анализа этого вопроса продолжался какое-то время пока я не пришел к следующему заключению:

«Лайк» — слишком обобщенная и расплывчатая тема.


«Лайк» оказался для меня недостаточно хорош!


Давайте сделаем перерыв…

На секунду расслабимся и представим youtube из альтернативной реальности, где с легкостью можно находить видео основываясь на следующих критериях:


Я хочу посмотреть что злит людей в России в текущий момент…


Я хочу увидеть что удивило и шокировало людей в этом модном tech канале…


Я хочу увидеть о чем больше всего грустили люди в Японии в 2016 году…

Подождите, не убегайте…

© Habrahabr.ru