[Из песочницы] Размер символов на Вашем мониторе: маркетинг против зрения

geek.png

По мере развития технологий увеличивается как размер экранов, так и плотность пикселей. Казалось бы, качество изображений должно расти, утомляемость при длительной работе — уменьшаться, но в какой-то момент всё пошло не так. И да, если взять современный совсем большой монитор и навороченную среду разработки с тысячей панелей — не факт, что будет комфортно. Попробуем разобраться почему.

Давным давно в одной далёкой галактике размер мониторов был 14», стандартный текстовый режим — 80×25 и работать было вполне приятно. Когда появилась Windows и графический режим 800×600 то буквы в средах разработки, меню, полях ввода и т.п. стали существенно меньше — ведь так их гораздо больше влезет на экран! Потом появились большие разрешения, стандартный монитор вырос до 17», потом соотношение сторон стало 16×9, разрешение и размер всё росли… В какой-то момент я понял, что стандартная схема Windows 7 даже с масштабом в 125% как-то мелковата что ноутбуке 14» c FullHD, что на большом мониторе, уже не говоря о настройках по умолчанию в IDEA.

— Это старость, подумал Штирлиц.
— А я то тут причём ? подумал агент Старость.

Вооружившись ГОСТ Р ИСО 9241–3–2003, рулеткой и школьным курсом алгебры с геометрией, я решил проверить, так ли я неправ, выбирая крупные шрифты для кодирования (сейчас мой фаворит — Roboto Mono Light 20 от Google), и сильно увеличивая масштаб документа при работе с офисными пакетами.

Исходные данные: в соответствии с ГОСТ комфортный угловой размер символа по высоте — 20»-22» (угловые минуты). Угловой размер — штука универсальная, но неудобная. В том же ГОСТе приведена номограмма зависимостей расстояния от монитора — размер символа — комфортный размер, но пользоваться ей в реальности тяжело — символы мелкие, линейка крупная, картинка нечёткая. Наш путь — простой калькулятор, куда можно ввести легко доступные и общеупотребительные меры и понять, правильно соответствует ли размер символа требованиям стандарта.
Для расчёта необходимы диагональ монитора, его разрешение по X и Y, расстояние, с которого смотрим и высота контрольного символа в пикселах. Все данные, кроме расстояния, можно получить не отходя от того же самого монитора, с расстоянием тоже не сложно — лист А4 имеет размеры 21×29,7 см, так что можно прикинуть с достаточной точностью. Высоту пикселя монитора можно рассчитать исходя из его диагонали и разрешения, угловой размер символа — зная его размер в пикселях и расстояние просмотра. Калькулятор временно живёт в Excel по ссылке ниже.

Проверка 1: монитор ноутбука 14» FHD, стандартная схема Windows 125%, высота заглавной буквы в меню Excel 2010 — 9 пикселов, расстояние просмотра — 45 см, угловой размер буквы — 11», что в два раза меньше требуемой стандартом. Проверка 2: монитор аж 27», но уже 2560×1440, расстояние — 60 см, Результат чуть лучше — 12», но всё равно плохо (минимум — 20»).

Чтобы стало лучше — нужно увеличивать размер шрифта либо уменьшать расстояние просмотра. Проверяем: для размера той же буквы в 21» нужно смотреть в ноутбук с расстояния (спонсор расчёта — опция Подбор параметра в Excel) — 34,4 cм, но во первых, так болит спина, а во вторых, не забываем про минимальное расстояние из ГОСТ — 40 см. Размер комфортного для меня шрифта для кодирования в IDEA (Roboto Light 20, буква «S» 15 пикселей высотой) для большого монитора как раз вписался в стандарт, пусть и по нижней границе — 20». Масштаб документа в Word (реально крупный масштаб), в котором я пишу эту статью, откинувшись на спинку стула, также почти попал — 75 сантиметров до монитора, символ в 18 пикселей высотой — итого 19».

Выводы:
* ГОСТы пишутся не просто так:);
* В первую очередь нужно доверять своим ощущениям комфорта, а не настройкам по умолчанию;
* Проверяйте размеры шрифтов на устройствах, которыми вы пользуетесь подолгу.

Калькулятор (.xls) доступен по ссылке

Всем удачи!

© Geektimes