[Из песочницы] После года на ФРТК (и почему только год)
Добрый день! Прочитав недавний пост о первом годе на ВМК решил поделиться своим опытом обучения на ФРТК. Итак, ФРТК, он же факультет радиотехники и кибернетики, был создан одним из первых на физтехе и имеет полувековую историю. Сейчас на факультете множество кафедр и направлений, выбрать можно практически по любым интересам, если они находятся в области IT.ПоступлениеПопасть сравнительно просто и сложно. Если заранее выбирать МФТИ, то для вас есть выездная физтеховская олимпиада, где физика почти всегда первого уровня (по крайней мере последние пару лет точно, раньше не узнавал), читай, поступление без экзаменов, а математика второго — 100 баллов по ЕГЭ. Поэтому, получив там призерство можно успокоиться — скорее всего вы поступите в большинство вузов, про то, что некоторые из них, несмотря на правила, не учитывают чужие олимпиады при поступлении мы умолчим. Ну, а если поступать по ЕГЭ: Математика (ЕГЭ, можно заменить физтеховской) Русский (ЕГЭ) Физика (ЕГЭ, можно заменить физтеховской) Информатика, как ни странно, нигде не нужна, только три экзамена, без дополнительных вступительных, если не считать таковыми физтеховскую выездную олимпиаду. Если вы считаете, что у вас незаслуженно низкие баллы по ЕГЭ, или не прошли в первую волну, то по решению приемной комиссии могут назначить дополнительные испытания. Знакомый с факультета общей и прикладной физики писал математику в том году на физтехе, чтобы пройти. В итоге поступил, куда хотел, хотя баллы были очень низкие, поэтому главное в этом деле не сдаваться.При поступлении у вас есть три направления на выбор — ПМФ (прикладная математика и физика) — с 311 до 317 группы, ИВТ (информатика и вычислительная техника) — 318 группа, КБ (компьютерная безопасность) — 319 группа (распределение по группам для первого курса). И именно здесь начинаются основные проблемы. Традиционно, 18 и 19 группы, так называемые, «малые специальности». Это означает сильно отличающуюся и осложняющую перевод в другую группу программу, вкупе со своеобразным отношением к вам преподавателей. «Малые спецы» на физтехе никому не нужны, это 20 человек на весь курс, про которых очень часто вообще никто не вспоминает. Из отличий — нет химии, нет гуманитарных курсов (ходить никто не запрещает, но в зачет они не пойдут), лично в нашем году «чудесный» физик, он же лабник, вам очень повезет, если в следующем году у вас будет не он. Как студент ИВТ-шник, дальше повествование пойдет именно об этом направлении.
На первом курсе учебных предметов немного:
Математический анализ (2 лекции, 2 семинара) Дискретный анализ Аналитическая геометрия (2 лекции, 2 семинара) Физика (2 лекции, 2 семинара) История (лекция) Физкультура (2 занятия) Программирование (лекции и 2 семинара, во втором семестре лекции ведет семинарист отдельно от всего курса) Использование компьютера в научных исследованиях Базовая кафедра Посещение лекций не является обязательным, но дает 3 из 30 баллов к зачету. По матанализу, физике, аналгему и истории в 1 семестре экзамен, по остальным только зачет. При этом история сильно зависит от преподавателя, у одного оценка начинается с хор (7) (привет, десятибальная система оценивания на физтехе), у другого нужно говорить, какие хорошие монголы, иначе можно и на пересдачу сходить.
Весь курс в обязательном порядке учит С, невзирая на то, что училось, и училось ли что-нибудь до этого. Одногруппник раньше никогда не занимался программированием, и для него этот предмет был адом, все-таки начинать с С не самая хорошая идея, мне же было достаточно выучить синтаксис, а потом учить исключения и углубляться… Сама по себе программа сводится к годичному курсу алгоритмов, затем столько же ассемблера, операционных систем, и общеприкладных областей. Зачеты сводятся к написанию 5–6 программ возрастающей сложности, отлично описанных на википедии. При этом наша группа делилась на 3 части: первая, примерно ½ от всего состава, списывала у одного, еще двое делали достаточно вместе (ну или катая друг у друга на зачете, если сделать не успели) я и тот, не учивший программирования, брали у них код и исправляли его, доводя до ума, или я писал с нуля, упрощая и разбавляя комментариями в непонятных местах до такой степени, чтобы мог понять еще не писавший эту прогу человек. Еще нужно написать контрольную, но у меня и без нее был хор (7) на первом семестре, и отл (8) на втором. Сам преподаватель, Хохлов, очень хорошо все объясняет, хотя и славится любовью к противоположному полу, несмотря на преклонный возраст. Очень любит реализации с работой с файлами и заголовочными, вообще, если использовать чуть больше чем то, что он уже рассказал, то десятку именно за сдачу программ можно получить даже при плохой реализации самого алгоритма. Ах да, еще он очень любит обсуждать разные версии Visual Studio. Поэтому, если вы в теме, получение зачета может пройти даже без показа программ. Использование компьютера… бесполезный предмет. Помните школьную работу в офисе и БД? Там рассказывали больше и лучше, вести этот предмет, по словам преподавателя, отказываются все, кроме нее, и я их понимаю. Бесполезная трата времени студентов, не нужная совершенно никому. Любой студент первокур знает намного больше этой вредной старушки. А теперь по поводу лекций. Т.к. второй семестр их ведет сам семинарист, то сразу в начале года он сказал, что времени нам на все хватит, поэтому общекурсовые мы можем посещать по собственному желанию, а нужные по предмету вещи он будет рассказывать на первой из спаренных пар, оставляя нам усвоение материала на дом, проводя только краткий практикум. Во втором семестре практики, по сути, не было вообще, только куча теории, сводящейся к описанию различных алгоритмов. Учитывая малую толику везения и прекрасно написанные зачетные задачи, по экзамену у меня было отл (10) автоматом. По словам одногруппника, к ним приезжал человек с базовой кафедры, он выспрашивал принцип работы, сложность, подводные камни, и просил написать реализацию алгоритма. Сам язык мы учили на уровне школьного паскаля. Что такое указатели, структуры, как правильно работать с файлами и т.п. я узнавал уже сам, т.к. по программе они только рассказывались и нигде не использовались, чем в процессе сильно достал знакомого со старших курсов, но не с ИВТ.
Потому, если вы действительно хотите знать язык и уметь писать прикладные программы, не надейтесь, что вас этому научат, вам просто дадут сильную базу по алгоритмам решения различных задач. Можно вообще не уметь их реализовывать и иметь отл на экзамене, есть тому примеры.
Теперь про базовую кафедру. Она основывается на базе МЦСТ, как раз там разрабатывается русский процессор «Эверест». А теперь подробно. Она ужасна. В течение года нам трижды с нуля, с операторов, с типов, рассказывали С. Да, каждый преподаватель рассказывал какие-то дополнительные аспекты, но, по сути, ничего нового. Помимо этого был курс групповой работы над проектом (час-два прочтения push, commit, get status и зачет вы сдадите), тестирования приложений (не обольщайтесь, только теория, практики ноль, кроме человека, который писал тесты для группового проекта, больше никто ничего не знал) и работа с сетями, где вообще не было зачета. Соответственно, при должной наглости можно посетить три занятия, и получить два отл (10), за каждый семестр. На кафедре у вас не будет работы, в отличие от большинства остальных. Поэтому вам придется тратить личное время, чтобы банально, было что поесть, а не работать на кафедре, совмещая с обучением, как в остальных местах. Работа там только с 4 курса, до этого — выкручивайтесь сами.
Плюсы Нет «ненужных» предметов (химии, гумкурсов) Глубокое знание алгоритмов Маленькая группа (для кого-то плюс, для кого-то минус) Минусы Трудно перевестись в другую группу (нужно сдавать химию, и вы не будете знать ассемблер, ОС, если это не 4 курс, а там это уже глупо) Перевестись к другому физику нельзя вообще (если вам с ним не повезло — не везти будет и дальше) Откровенно наплевательское отношение семинаристов по «общим» предметам