[Из песочницы] Получение разрешения на полёт дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации
Данная статья написана мной с целью облегчить прохождение по пути официального оформления своего вылета тем моделистам-любителям, кто сомневается в выполнимости для себя данной процедуры и не знает с чего начать.
В первую очередь хочу выразить благодарность автору статьи «Получение разрешения на полет дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации в 2019 году» (далее — первоначальная статья), которой я руководствовался сам оформляя свои полеты, и настоятельно рекомендую прочитать данный пост раньше моего. Однако, в процессе выполнения некоторых процедур я столкнулся с некоторыми расхождениями реальности с описанным. Именно об этих отличиях и пойдет речь.
А почему я вообще должен что-то регистрировать?
В этом абзаце я высказываю своё личное отношение к вопросу официального оформления полётов беспилотников. Те, кто уже как-то для себя уже обосновал необходиость такого оформления и интересуется тоолько сутью дела могут сразу перейти к следующему заголовку.
Для начала хочу подчеркнуть, что данная статья написана для тех, кто хочет всё сделать по закону, а не ищет для себя моральное оправдание его нарушения. Окончательное решение вопроса о том, нужно Вам действовать в этой ситуации по закону или нет, я хотел бы оставить на Вашей совести и за рамками данного обсуждения.
За незаконное использование воздушного по действующей редакции КОАП физическим лицам теперь полагается штраф от 30 000 до 50 000 руб, а не 3–5 тыс как раньше. Для большинства любителей авиамодельного хобби, это слишком большая цена за полет. Можно, конечно, руководствуясь принципом «никто не увидит», летать во всяких глухих местах, где «никого нет», но если в живете не в тундре, то это скорее всего самообман. Гарантировать, что именно сегодня Вы кому-то не помешаете практически невозможно. Помимо того, следует помнить об ответственности поднимающего что-то в воздух перед окружающими. Тут меня, наверное, закидают тухлыми яйцами с криками «Кому может навредить мой маленький квадрокоптер/вертолетик/самолетик?», однако сам я, занимаясь авиамоделированием более 10-ти лет, повидал всякого, в том числе ситуации, когда по отказу техники только с Божьей помощью удавалось избежать жертв на земле, а от отказа техники Вы никогда не застрахованы, и отказ — это не всегда мгновенное падение аппарата, а, зачастую, сначала его бесконтрольный полет произвольной длительности и в произвольном направлении. Забывать об этом нельзя ни на минуту. Страшно мне становиться, например, при мысли о столкновении собственной авиамодели с автомобилем, едущим со скоростью хотя бы 90 км/ч по дороге неподалёку от места полёта, а ведь многие читатели передвигались на авто и быстрее. Это я к тому, что место для полёта действительно желательно выбирать так, чтобы оно было подальше ото всех. А оформление полета по правилам позволяет избежать справедливых претензий от тех, кто по случаю решил уединиться там же.
Я не говорю, безусловно, что существующая процедура является быстрой и удобной, но она обязательна, а другой у нас сегодня нет. Обсуждение способов изменить её в лучшую сторону я заранее предлагаю перенести из комментариев к данной статье в приемную Росавиации, а в комментариях хотелось бы увидеть опыт тех, кто вопреки всему оформил свой полет и нашел, что и текст моей статьи не полностью точен. Этот опыт, я надеюсь, поможет нашим последователям сделать всё правильно за минимальное время и с минимумом заморочек.
Тем, кто утверждает, что оформить полет официально невозможно, возражает мой личный опыт. Более того, для полётов в одном и том же месте действия становятся просто машинальными. Для себя я в этом увидел даже некоторый стимул — вот оформил я полет на выходные, и что же я — не полечу? Обойдетесь, полечу! Хоть погоды нет и времени. А если погоды совсем нет, то есть же резервный день.
Тем, у кого запланировать полет за 5 дней возможности совсем нет, я выражаю искреннее сочувствие. Выход в такой ситуации, если задаться целью летать по правилам — это подавать заявки на использование воздушного пространства на каждый день (это выходит раз в 6 дней, если подать по максимуму 3 основных и 3 запасных) и каждый день за 2 часа до вылета отменять его и отправлять план полета на следующий день, за исключением счастливого дня, когда всё, наконец, сложится.
В заключение хочу сказать, что придерживаюсь мнения, что для изменения процедуры в нашу пользу надо сперва всем начать её соблюдать. Тогда, возможно, в профильных ведомствах начнет возникать понимание, что сущетвующая процедура, мягко говоря, перегружена.
Регистрация БВС массой от 250 гр до 30 кг
Для выполнения полетов беспилотники массой более 250 грамм необходимо регистрировать и процедура регистрации уже запущена. Так как на момент выполнения мной регистрации другие варианты не были доступны, то я использовал регистрацию при помощи почтового отправления. Для этого с сайта ФАВТ я скачал форму заявления и правила фотографирования своего беспилотника, заполнил заявку, сфотографировал аппарат на фоне белой простыни, распечатал фото в цвете на листе А4 и отправил всё это по почте отправлением первого класса (позволяет отследить получение) по адресу, указанному на том же сайте. Я регистрировал несколько типов БЛА, для чего по правилам регистрации необходимо заполнить отдельное заявление для каждого типа. Все заявления были отправлены пачкой в одном письме. Видимо, в силу сильной загруженности (я подавал заявления сразу после начала регистрации), письма на электронную почту с присвоенными номерами я ждал не 10 дней, как указано в правилах регистрации, а чуть более 2-х недель, и я уже начал думать что, как это, увы, нередко бывает в сфере госуслуг, на меня просто забили, однако в один прекрасный вечер чудо произошло и на моей электронной почте появились письма с присвоенными регистрационными номерами.
Оформление разрешения на использование воздушного пространства
Данная процедура была достаточно хорошо описана в первоначальной статье и пересказывать её не имеет смысла, однако, когда я составил представление на установление режима по предоставленному там образцу и передал его в ЗЦ ОрВД возникли некоторые замечания.
Во-первых в верхнем левом углу первой строкой потребовали указать время и дату подачи представления.
Во-вторых мне не высылали бланк с подписью согласовавшего, а сразу потребовали в последней строке после слов «С уважением,» и пред своей фамилией вставить свою подпись, что я и сделал прямо в электронном документе в виде картинки.
Также, рекомендуется до подачи представления позвонить в местный центр ОРВД (контакты) и узнать фамилию начальника центра, которую указать в шапке заявления. Заодно можно узнать также, требуется ли согласование вылета и с кем. В моем случае Согласование представления не потребовалось, поэтому все пункты, касающиеся лиц, согласовавших представление мне порекомендовали убрать.
Отсутствие необходимости согласовывать представление, как оказалось позднее, не означает отсутствие необходимости согласования самого вылета, хотя возможно, что диспетчер, согласовавший представления, просто был уставший или сильно занят и поэтому сразу не указал мне на эту необходимость, так что узнал я о этом только на этапе согласования плана полета. В связи с этим при звонке в центр ОрВД, видимо, надо сразу уточнить кому придется позвонить за 2 часа до вылета и вписать телефоны в поле представления «Вылеты по разрешению…». В моем случае это оказались диспетчерские центры Внуково-подход и аэропорта Раменское. Телефоны мне сообщил диспетчер ЗЦ ОрВД.
Когда Вам кто-то что-то согласовывает обязательно записывайте фамилию согласовавшего, даже если её прямо сейчас никуда вписывать не надо — потом если что, то будет на кого сослаться.
Ещё один момент, на который мне указали — в конце пункта «С целью обеспечения безопасного использования воздушного пространства…» вместо «в воздушном пространстве над территорией Российской федерации» нужно указать конкретное место (например, восточнее деревни Полушки). Позднее это место будет ассоциировано с номером режима и позволит быстрее объяснятся с диспетчерами.
Для удобства прилагаю ссылку на образец заполнения представления, который получился у меня. Тут можно увидеть, что для сокращения временных затрат на согласование в датах выполнения поолётов я указал выходные сразу двух недель — суботту как основной день и воскресенье как резервный. Мог указать ещё и третьи, но уже знал, что буду занят, а на месяц и более вперед загадывать для меня — это слишком. Причем, как понял из разговора с диспетчерами, вылет в основной день автоматически не отменяет возможности использовать резервный, надо только не забыть согласовать на него план полёта.
Отдельно напоминаю читателям, что по нынешнему законодательству, как я его понял, получать разрешение на ИВП нужно независимо от массы беспилотника и высоты полёта.
Предоставление плана полета
План полета я составил согласно информации первоначальной статьи и сразу после передачи получил ответ, что план не принят, так как не соответствует формату, с рекомендацией ознакомится с приложением 4 приказа №13 министерства транспорта РФ. Позже в разговоре с диспетчером мне пояснили, что план должен быть подан на стандартном бланке ICAO. Мне удалось найти бланк, который и приведен ниже.
Саму форму для удобства заполнения на ПК можно скачать по ссылке. При сохранении не забудьте выбрать формат Юникод для сохранения форматирования.
Помимо бланка, в моём плане указано два беспилотника. Так как я собирался производить полет на двух моделях и не хотел запрашивать разрешение на вылет каждой в отдельности, то подал план на групповой полет, о чем свидетельствует цифра 2 (количество воздушных судов) перед указанием типа BLA в поле 9. С точки зрения строгих правил это неправильно, но думаю, диспетчеры меня простят за это лукавство.
Согласно рекомендациям ОрВД, в поле 18 после ключевого слова /REG указаны полученные от ФАВТ номера аппаратов, принимающих участие в полете. При этом в поле 7 номер по-прежнему указывается ZZZZZ, так как количества позиций недостаточно для записи номера БВС.
В день полёта
Непосредственно в день полёта мне, согласно правилам требовались только телефонные переговоры.
Отдельно хочу сказать о общении с диспетчерами. Во-первых, по моему опыту, они не едят людей! Да, если Вы подаете план на полёт БВС, то на сегодня они понимают, что с большой долей вероятности пред ними «чайник», который даже в лётной школе не учился. Не стесняйтесь задавать вопросы, для диспетчера то, что вы разберетесь в теме — ключ к спокойной работе и они это, похоже, понимают. На все мои вопросы я получил обстоятельные ответы, за что им большое спасибо.
Хотя это и логично, но я раньше об этом не задумывался — диспетчерские центры работают круглосуточно, поэтому отправив план полёта в час ночи не удивляйтесь, что через полчаса Вам перезвонят и скажут что он принят.
При звонке в диспетчерские центры нужно представиться и назвать номер и место режима. Для диспетчерских центров аэропортов мне потребовалось также назвать координаты и время вылета, а также высоту полёта (в общем при звонке лучше положить перед собой план полёта).
За 2 часа до вылета я связался по телефону по очереди с диспетчерскими центрами Внуково-подход и аэропорт Раменское, запросил разрешение на полет и записал фамилии диспетчеров, согласовавших полёт. Затем позвонил диспетчеру Московского ЗЦ ОрВД, сообщил фамилии согласовавших и получил разрешение на полет.
Во время, указанное в плане полёта как время вылета, позвонил диспетчеру Московского ЗЦ ОрВД и сообщил что приступаю к полётам.
По окончании полётов позвонил в диспетчерские центры Внуково-подход, аэропорт Раменское, Московского ЗЦ ОрВД и сообщил о окончании работ и отмене полётов в резервный день (последнее — только в ЗЦ ОрВД).
Вот в общем и всё.
В завершение статьи хочу пожелать всем заинтересованным читателям удачных полётов.