[Из песочницы] Поколение Z — взгляд изнутри
Наткнувшись на интересный разбор особенностей своего поколения, захотелось уточнить некоторые моменты с точки зрения представителя данной группы.
Образ компании
Безусловно, если у компании есть страничка в социальных сетях, это добавит ей привлекательности в плане открытости и свободного доступа к информации о корпоративной культуре компании. Однако, если этого нет, это совершенно не критично, так как в Интернете существуют официальные сайты компаний, сайты с отзывами работников и многое другое, с помощью чего можно составить полноценный образ рассматриваемого предприятия. По поводу бюрократии — она вообще вряд ли кого-то может привлекать, поэтому выбор будет складываться всегда не в ее пользу.
Формализм и коммуникации
Электронная почта для нас все еще работающий инструмент для официальных переписок, на которые мы можем отвечать так же мгновенно, как и в мессенджерах — потому что смартфон, на котором есть и то, и другое, всегда под рукой. Однако, конечно, удобнее и быстрее переписываться без ограничивающих формализмов, поэтому предпочтительными являются именно последние.
В строго деловых переписках мы никогда не используем эмоджи — они являются для нас признаком того, что беседа является неформальной, дружественной. Мы спокойно используем формализмы, но при первой же возможности будем стараться их избегать, потому что, по существу, это лишняя трата времени. Эмоциональная окраска коммуникаций для нас является важной, так как, пожалуй, бóльшая часть нашего общения происходит именно в Интернете и соответствующий недостаток эмпатии в реальности нам заменяют эмоджи и стикеры. И поэтому мы не используем точки вне деловых переписок — эмоционально они для нас окрашены как «закрытие» собеседника, то есть, нежелание общаться, обиду или какой-то другой негативный оттенок.
Мы не приветствуем дресс-код, но понимаем, что есть специальности, на которых он необходим: врачи, пожарные, полиция и другие. Даже в офисе он может быть иногда необходим, но мы знаем, что современный дресс-код может быть стильным и удобным одновременно, поэтому нас это не так сильно смущает.
Зарплата, задачи и карьера
Зарплата вкупе с возможностью самореализоваться и развиваться в выбранном направлении, бесспорно, для нас являются ключевыми факторами при выборе работы. Если что-то из этого перестанет устраивать, например, не будет интересных задач, повышения заработной платы или карьерного роста, мы спокойно сменим одну компанию на другую, где наши потребности будут удовлетворены. То есть, мы не чувствуем себя привязанными к одному месту и для нас определенное рабочее место — всего лишь одна ступенька в выстраиваемой нами карьерной лестнице, которую можно смело перешагнуть. И перешагивать нужно обязательно, потому что мы не видим смысла в бесцельном прожигании жизни —, а что есть бессмысленная и неокупаемая для нас рабочая деятельность, как не это? Хотя, наверное, так вообще у многих людей, не обязательно поколения Z.
Поколение Z, безусловно, является индивидуалами и не гонится за тем, чтобы соответствовать какой-либо характеристике, поэтому персонализированные задачи для нас являются оптимальными. Мы хотим полностью реализовать свой потенциал на рабочем месте и признательны за то, что сегодня такое является возможным с учетом личных качеств.
Обучение
Самообразование для нас является практически необходимостью, так как мы выросли, можно сказать, на «развалинах» системы образования — на собственных примерах и на примерах многих наших друзей мы поняли, что практически ничего важного и необходимого на данный момент времени в школах и в университетах не преподается. Большинство техники и методик устарели, лекции по большей части являются для нас пустой тратой времени, так как всю их суть часто можно изложить в нескольких предложениях и слайдах презентации. Мы не видим актуальности во многих предметах, наверное, еще потому, что многое из них можно самостоятельно за пару минут нагуглить в Интернете — зачем нам часами слушать от кого-то информацию, которую мы при необходимости всегда сможем мгновенно найти сами?
DIY
Нет смысла отрицать и то, что мы выросли в среде безграничных возможностей, когда можно попробовать абсолютно все благодаря доступности информации в Сети — с помощью обучающих видео можно и научиться лепить из глины, и понять основы матанализа, и научиться печь хлеб, класть кафель, штукатурить, учить испанский и многое другое. Это не могло не повлиять на то, что мы любим и нам интересно постоянно пробовать что-то новое, получать новые навыки, расширять свой бэкграунд.
Клиповое мышление, «кэш-память»
Да, у нас клиповое мышление. Мы не любим длинных простыней и считаем, что можно выразить все кратко и по делу. Нам не нужны лишние объемы информации, мы будем высеивать из нее только самое необходимое на настоящий момент — как в примере с той девушкой: нам незачем учить все эти мануалы, если мы априори всегда имеем доступ к абсолютно любой информации в Интернете. Поэтому нам остается только найти нужное — и неважно, в видео (его мы смотрим перемотками клавишей «пробел», если нужно что-то найти) или в тексте (чаще ищем все же на форумах, а не в документациях — там более конкретные выдержки нужной информации), — и использовать это. Это довольно-таки хорошо прокачивает скилл концентрации внимания на больших объемах информации, когда требуется выделить что-то конкретное для решения какой-то задачи — мы используем только все самое необходимое в настоящий момент времени, после чего переключаемся и ищем другую информацию. Из-за обилия доступной информации мы физически не имеем возможности запоминать все, что когда-либо использовали, и это повлияло на формирование своеобразной «кэш-памяти», когда ненужная и неиспользованная информация отфильтровывается и удаляется, потому что она занимает лишнее место — ведь в любой момент времени эту информацию можно легко найти в Сети. Наверное, именно эта «кэш-память» своей нацеленностью на результативную выборку повлияла на то, что задачи нам легче даются в том случае, если мы сразу видим результат, поэтому долгосрочные задания могут наводить на нас тоску.
Однако, не будет верным считать, что это влияет на наши умения — да, мы можем найти нужный кусок кода на Stackoverflow, но, благодаря увлеченностью самообразованием, мы лишь используем эту информацию для создания своего кода (конечно, исключения всегда есть и будут).
Обесценивание вещей
Материальные ценности не играют для нас сегодня существенной роли — с распространением массмаркета большинство вещей потеряли свою индивидуальность, которую мы так ценим, поэтому мы стали переходить к лимитированным коллекциям и производству малого бизнеса, поддерживая выпуски вещей с возможностью пользовательского дизайна. Для нас будут одинаково интересны как недешевые кроссовки из ограниченной линейки товаров какого-нибудь бренда, так и недорогие футболки с кастомным принтом.
Мера успеха
Успех на сегодняшний день для нас определяется популярностью странички в Instagram, влога на Youtube, аккаунта в Tiktok, профиля в Reddit, Steam или в Stackoverflow — для нас виртуальный образ в Сети и мы в реальности — неразделимы, и в этом есть пугающие минусы: ведь если мы привыкли выкладывать подробности нашей жизни в Интернет, то когда-нибудь наша готовность делиться информацией о себе может быть принята к сведению и использована против нас самих.
Заключение
Да, мы другое поколение, но мы не с другой планеты. С нами не нужно учиться договариваться, потому что договориться мы и сами сможем — в реалиях современного мира без скилла находить общий язык никуда не денешься. Мы следим за своим здоровьем, потому что у нас есть доступ к информации о всех болезнях мира, мы занимаемся самообразованием, потому что у нас есть доступ к учебным материалам со всей планеты, мы критично мыслим, потому что вынуждены постоянно отсеивать ложную информацию от истинной, — мы делаем все то же, что на нашем месте делал бы любой человек, стремясь к рациональному использованию своих возможностей.