[Из песочницы] Переиспользуемые UI компоненты в приложениях на Ruby on Rails
В этой статье, я хотел бы рассказать об альтернативном способе организации фронтенда для приложений на Ruby on Rails. В основном я работаю на бэкенде, но время от времени появляются задачи на фронтенде и то, что зачастую приходится там видеть, не внушает никакого оптимизма для дальнейшей работы.
Каждый разработчик на свое усмотрение организовывает файловую структуру для хранения CSS и JavaScript кода, для HTML представлений у Rails есть кое-какие соглашения. Возможно кому-то приходилось сталкиваться с приложениями в которых CSS и JavaScript ограничиваются чуть ли не единственными application
файлами, тогда содержимое этих файлов может представлять из себя даже не «портянки», а целые «простыни» кода. С представлениями тоже не все просто, особенно это касается partials
, когда они используются для создания отдельных UI компонент: модальных окон, меню, подвалов и т.д. Порой надо сильно исхитриться, чтобы использовать такой UI компонент в разных представлениях с разными параметрами и/или логикой.
В итоге получается, что CSS, JavaScript, HTML представления и UI компоненты (на основе partials
) лежат в разных каталогах и каждая технология имеет свою файловую структуру. При таком подходе, фронтенд в средних и больших приложениях тяжело поддерживать, из всех этих технологий получается очень гремучая смесь, которая может просто рвануть в любой неподходящий момент.
В идеале хотелось, чтобы фронтенд состоял из отдельных UI компонент и имел понятную файловую структуру. Для решения подобных проблем уже давно существует методология БЭМ, поэтому именно она была взята за основу при создании гема Bemer.
Bemer позволяет:
- создавать переиспользуемые UI компоненты
- использовать BEMHTML шаблоны для UI компонент
- разрабатывать приложения по методологии БЭМ
Более подробную информацию можно найти здесь.
Файловая структура для UI компонент отличается от той, которая используется в методологии БЭМ. Каждый UI компонент имеет свой каталог, но файлы технологий называются index
(индексные файлы):
Пример файловой структуры при использовании Sprockets.
app/
├── assets/
| ├── javascripts/
| | └── application.coffee
| └── stylesheets/
| └── application.scss
├── bemer_components/
| ├── modal/
| | ├── index.html.slim
| | ├── index.bemhtml.slim
| | ├── index.coffee
| | └── index.scss
| └── ...
└── ...
Пример файловой структуры при использовании Webpacker.
app/
├── javascript/
| ├── bemer_components/
| | ├── modal/
| | | ├── index.html.slim
| | | ├── index.bemhtml.slim
| | | ├── index.coffee
| | | └── index.scss
| | └── ...
| ├── packs/
| | ├── application.js
| | └── ...
| └── ...
└── ...
С помощью Bemer-a можно создавать различного вида UI компоненты. В этом примере будет рассмотрен способ, при котором можно использовать BEMHTML шаблоны. За основу будет взят компонент Modal из Bootstrap, со следующей HTML структурой:
В начале, необходимо создать структуру (дерево) компонента с помощью хелпера define_component
(только для такого рода UI компонент можно использовать BEMHTML шаблоны). Возможный вариант структуры (дерева) компонента Modal:
/ Содержимое файла app/bemer_components/modal/index.html.slim
= define_component bem_cascade: false, tag: :div do |component|
= component.block :modal, cls: 'modal fade', role: :dialog, tabindex: -1 do |modal|
= modal.elem :dialog, role: :document, cls: 'modal-dialog'
= modal.elem :content, cls: 'modal-content'
= modal.elem :header, cls: 'modal-header'
= component.block :close, type: :button, tag: :button, cls: 'close', 'data-dismiss': :modal
span aria-hidden='true' ×
= modal.elem :title, tag: :h4, cls: 'modal-title'
= modal.elem :body, cls: 'modal-body'
= modal.elem :footer, cls: 'modal-footer'
Структура (дерево) компонента состоит из блоков и элементов (узлов), они выступают в роли меток, используя которые, можно изменять компонент с помощью BEMHTML шаблонов, а также получать css классы из методологии БЭМ. В данном случае, генерация данных из методологии БЭМ не нужна, поэтому ее можно отключить с помощью параметра bem_cascade: false
.
Теперь, в любом представлении можно вызвать компонент Modal и применить к нему необходимые BEMHTML шаблоны:
/ Кнопка для показа модального окна
button.btn.btn-primary.btn-lg data-target="#my-modal" data-toggle="modal" type="button"
| Launch demo modal
/ Вызов компонента Modal и применение BEMHTML шаблонов
= render_component :modal do |template|
= template.block :modal do |modal|
= modal.add_attrs id: 'my-modal'
= modal.specify(elem: :dialog).add_cls 'modal-lg'
= modal.specify(elem: :title).content 'Modal title'
= modal.specify(elem: :body).content
p Modal body
= modal.specify(elem: :footer).content
button.btn.btn-default data-dismiss="modal" type="button" Close
button.btn.btn-primary type="button" Save changes
/ Эквивалентный результат
= render_component :modal do |template|
= template.block(:modal).add_attrs id: 'my-modal'
= template.elem(:dialog).add_cls 'modal-lg'
= template.elem(:title).content 'Modal title'
= template.elem(:body).content
p Modal body
= template.elem(:footer).content
button.btn.btn-default data-dismiss="modal" type="button" Close
button.btn.btn-primary type="button" Save changes
Заключение
Перед использованием в своих проектах, внимательно ознакомьтесь с документацией и исходным кодом, чтобы понимать все плюсы и минусы данного подхода.
Возможно кому-нибудь Bemer поможет:
- навести порядок на фронтенде в старых проектах (
Rails >= 3.2.22
) - реорганизовать фронтенд в виде UI компонент
- создавать отдельные коллекции UI компонент (как bemer-bootstrap) и использовать их в разных проектах
- сделать фронтенд приложений более удобным для работы
- более удобно вести разработку по методологии БЭМ
В заключении, хочу сказать спасибо всей команде БЭМ-а за быструю обратную связь и в частности tadatuta и miripiruni за развернутые ответы на вопросы по методологии БЭМ и шаблонизатору bem-xjst.
Ссылки
- Исходный код
- Документация
- bemer-bootstrap — Переиспользуемые UI компоненты Bootstrap
- Пример приложения
- Organizing large Rails projects with namespaces