[Из песочницы] Нужно ли регистрировать свой бренд
При запуске нового продукта, будь-то приложения, сервиса или начала производства товара, обычно сразу возникает вопрос популяризации его бренда.
Под брендом понимается объект интеллектуальной собственности, способный индивидуализировать товар или услугу и сделать его узнаваемым на рынке. В большинстве случаев речь идет о логотипе и названии, создав которые важно не нарушить чьих-либо авторских прав.
Источник: Flickr / jonas_therkildsen / CC BY-SA 2.0
Общие положения
В законодательстве постсоветских стран не установлено таких понятий как логотип, торговая марка или бренд. Всё это юридически определено как товарный знак и знак обслуживания (в России, Беларуси, Казахстане) и знак для товаров и услуг (в Украине).
Регистрация такого знака в уполномоченном органе в сфере интеллектуальной собственности является обязательной. Уполномоченными органами являются:
- в России: Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), сайт
- в Беларуси: Национальный центр интеллектуальной собственности, сайт
- в Казахстане: Национальный институт интеллектуальной собственности, сайт
- в Украине: Государственный Департамент интеллектуальной собственности и созданный при нем Укрпатент, сайт
При подаче заявки на регистрацию знака в уполномоченный орган заявитель указывает нужные товары или услуги, для которых будет использоваться такой знак. Полный перечень товаров и услуг содержится в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ) и разделен на 45 классов.
Минимальная стоимость регистрации знака составит: в России — 23100 руб., в Беларуси — 1453.50 бел. руб., в Казахстане: 88054,23 тенге, в Украине — 3885 грн. Цены приведены для черно-белого словесного изображения по 1 классу МКТУ и включают только госпошлины без оплаты необязательных услуг, таких как предварительная проверка, ускорение, услуги патентных поверенных. При такой подаче срок получения свидетельства в среднем составит до полутора лет.
Что если не регистрировать знак
Без должной регистрации бренда есть вероятность того, что в какой-то момент под давлением правообладателя, конкурента или патентного тролля вам придется изменить название своего продукта. На хабре писали о таком случае. И если претензия от каких-нибудь патентных троллей может выглядеть для суда сомнительной, особенно когда ваш продукт хорошо узнаваем и представлен на рынке достаточно долго даже без торговой марки, то в других случаях получить еще и иск о возмещении ущерба можно вполне обоснованно.
Если нет желания заморачиваться с регистрацией знака и тратить на это деньги, то хорошим и минимально спорным вариантом может быть использование общеупотребляемых элементов, характеризующих ваш товар или услугу. Например, мобильное приложение «Навигатор», магазин одежды «Джинсы», веб-сайт «Знакомства онлайн».
Даже если вы не планируете регистрировать свой будущий бренд, не лишним будет перед его использованием провести поиск по общедоступным базам зарегистрированных торговых марок:
Для проверки достаточно ввести название вашего новоиспеченного бренда и номер класса товаров и услуг (необязательно). Если по нужному виду товаров и услуг в нужной вам стране будут найдены подобные охраняемые знаки, от идеи использования такого бренда лучше отказаться сразу.
Что в итоге
Как показывает опрос, многие вообще не задумываются о регистрации знака для товаров и услуг. Это никоим образом не мешает успешно развиваться их продуктам, поскольку большинство все же не сталкивается с серьезными юридическими последствиями.
Однако в каждом отдельном случае крайне важно все же оценить риски еще до начала использования знака, чтобы исключить негативные последствия и минимзировать возможный ущерб. В идеале, конечно же, — заявку на регистрацию знака подать еще до начала его использования.