[Из песочницы] Немного о налогах и их распределении. Почему краудфандинг не получится

Читая статьюGreatNonentity о распределении налогов, а так же комментарии к ней, мне стало интересно прояснить принцип работы бюджетной системы. Видимо попав на соответствующее настроение, это послужило в некоторой степени стимулом, отложить лень, зарегистрироваться и попробовать выйти из состояния хронического читателя.

Не претендуя на обладание сокровенным знанием (министром финансов не работал, экономического образования не имею), хотел бы описать некоторые моменты устройства бюджетной системы, основываясь на своем опыте работы в различных бюджетных учреждениях. Постараюсь писать простыми словами, так как сам люблю понятные объяснения.

Итак, начнем с начала. Что такое бюджет?

Мудрая Википедия, подсказывает нам, это схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени.
В Российской Федерации есть три основных вида бюджетов:

  • Федеральный бюджет
  • Региональные бюджеты
  • Муниципальные бюджеты


Все это регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а так же различными федеральными, региональными и местными нормативными документами. Свод всех бюджетов, называется консолидированный бюджет, и включает в себя все, кроме внебюджетных фондов (социальное страхование).

Каждый бюджет имеет доходную и расходную части. Доходная формируется из налогов и иных сборов, которые определены для поступления в соответствующий уровень бюджета. Есть сборы поступающие в местные (муниципальные бюджеты), есть сборы формирующие региональные бюджеты, и есть соответственно сборы поступающие в федеральный бюджет. Расходная часть содержит в себе все те траты, которые необходимо совершить для функционирования всех государственных институтов.

Так же существует понятие межбюджетных трансфертов, это когда деньги из одного уровня бюджета передаются в другой уровень. Например субсидии федерального бюджета в региональные, для реализации крупных федеральных проектов, или для развития экономики региона. Большинство регионов РФ так или иначе являются дотационными и получают дополнительные средства из федерального бюджета. Но причины этих дотаций могут быть разными, где то это помощь слабому региону, который пока не в состоянии себя обеспечивать, а где то, это как у нас в Ростовской области, финансирование федеральных программ, связанных в частности с проведением ЧМ по футболу (т.е. формально наш регион дотационный, но эти дотации идут не в расходную часть бюджета области, а на конкретные целевые проекты, как строительство стадиона или нового международного аэропорта). Так же как федеральный бюджет дотирует регионы, так же и регионы дотируют муниципалитеты, либо через финансирование целевых проектов, либо через увеличение доходной (и соответственно расходной) части бюджета.

Кто составляет бюджет? Главный бюджет страны готовит и представляет Министерство финансов. Именно они не спят ночами, кропя над цифрами и думая, каким образом удовлетворить всех кто хочет денег, имея «на руках» даже не то что ограниченные ресурсы, а в принципе непредсказуемые.

Соответственно Министерство финансов РФ, это Главный распорядитель средств. Подобные распорядители есть на всех уровнях бюджета, в регионах это региональные министерства и департаменты, в муниципалитетах планово-финансовые отделы и т.д. Они составляют региональные и муниципальные бюджеты. У каждого получателя бюджетных средств, любого уровня бюджета, есть свой распорядитель средств. Государственные учреждения могут быть одновременно получателем средств от вышестоящего распорядителя, и в тот же момент распорядителем средств для подведомственных учреждений. Например региональное министерство финансов (или департамент, в разных регионах по разному), будет распорядителем для учреждений регионального подчинения и одновременно получателем для федерального Минфина.

Посмотрим как эти бюджеты наполняются.

Налоги поступающие в местные бюджеты:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Единый налог на вмененный доход


Налоги поступающие в региональные бюджеты:

  • Налог на имущество организаций
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес (в некоторых регионах)
  • Упрощенная система налогообложения


Налоги поступающие в федеральный бюджет:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Налог на прибыль
  • Акцизы (алкоголь, табак)
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ 13%)
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина (начиная от таможни, заканчивая регистрацией в ЗАГСе)


Т.е. большая часть денег поступает в Федеральный бюджет, он же несет и основные расходы.

Как формируются расходные части бюджета. Процентов на 80 это различная обязаловка, т.е. расходы которые в любом случае придется совершить. Т.к. я хорошо знаком с системой образования, постараюсь показать это на примере образовательного учреждения областного подчинения (типовой техникум).

Планируя объемы финансирования такого учреждения, в первую очередь учитывается его максимальная вместимость по контингенту, т.е. сколько обучающихся можно набрать в соответствий с санитарными и противопожарными требованиями (пригодностью помещений для проведения образовательного процесса). Исходя из планируемого количества обучающихся и соответственно учебных групп (как классы в школе), составляются учебные планы, в соответствии с ФГОС (стандарты образования). Учебные планы содержат необходимое количество учебных часов которое надо будет покрыть зарплатой преподавателей, а так же другими расходами для обеспечения образовательного процесса. Абсолютно подавляющая часть расходов такого учреждения — это заработная плата. Так же к обязательным тратам будут относится платежи за коммунальные услуги, налоги (земельный, имущество) и т.д. Для удобства расчетов, распорядитель средств (в данном случае региональное министерство финансов), определяет сумму которая приходится на одного обучающегося (принцип «подушевого финансирования»). Соответственно учреждению каждый год утверждается план приема с количеством абитуриентов которых надо принять. Если план выполняется, то финансирование поступает в полном объеме, если не выполняется, то сокращается пропорционально недобору.

Это очень упрощенная и грубая схема, но позволяет понять основные принципы. Так или иначе, подобные принципы действуют в любых бюджетных учреждениях. Сначала определяется обязательная часть расходов, а потом уже, если есть возможность финансируется все остальное. Соответственно принцип конкуренции действует и между бюджетными учреждениями, кто сможет привлечь больше граждан, тот и получит больше финансирования.

Теперь хотелось бы вернуться в инициативе о самостоятельном распределении налогов.

Как мы видим из перечня, НДФЛ это лишь одна из частей бюджета, не самая кстати большая (хотя и значительная). Т.е. даже если ее целиком исключить, бюджетная система не изменится, просто в ней окажется меньше денег, и соответственно какие то программы не получат финансирование.

Что касается возможности распределения этой части бюджета гражданами, то хотелось бы выделить несколько моментов:

  • Начнем с банального, не у всех есть интернет (представьте себе:)), соответственно принцип личного кабинета на сайте, не обеспечит доступ большей части граждан к этой системе, даже если интернет есть, это еще не обеспечивает у пользователя необходимый уровень знаний.
  • Как уже говорил, большая часть бюджетных расходов это скучная обязаловка. Мы не можем выносить на голосование необходимость платить зарплату учителям или врачам.
  • Соответственно подобным принципом могут финансироваться только какие то целевые проекты. При этом сразу надо исключить проекты федерального значения, потому что их будут поддерживать регионы которые получают от этих проектов какие либо плюшки, и против будут регионы которые остались в стороне. Так же вряд ли жители европейской части России согласятся отдавать свои налоги на развитие например дальнего востока, хотя в этом есть безусловная необходимость и сейчас в какой то мере так и происходит.
  • Остаются какие то небольшие проекты регионального и местного значения. В целом на этом уровне у граждан и так есть достаточно количество рычагов влияния. Т.е. если я хочу что бы у меня на улице положили новый асфальт, я могу ходить и долбить районную администрацию. При этом система самостоятельного распределения мне никак не поможет, я проголосую за свою улицу, остальные проголосуют за свои (грубо конечно, но примерно так и получится), соответственно все равно администрация района или города будут устанавливать очередность в соответствии с имеющимися средствами. Ровно то, что делается и сейчас.

В комментариях к статье, в качестве примера приводили Польшу, где можно отчислять 1% своих налогов на спец счет, и указывать на какие конкретно цели этот процент будет потрачен. При этом список целей заранее определен и утвержден. На мой взгляд это максимально возможный вариант, который в любом случае является в большей части популистской мерой. Какого либо влияния на баланс бюджетной системы эти мизерный суммы не оказывают. Но людям это может быть просто приятно, почувствовать себя причастным.

Думаю подобный принцип (с небольшой частью налога) можно реализовать в рамках например региона, на добровольной основе. И тратить эти деньги на какие то крупные социальные мероприятия регионального значения.

Отдельно хотелось бы коснуться поднятой в комментариях к статье GreatNonentity темы, что граждане должны знать сколько налогов они платят, а в идеале платить их самостоятельно.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, работодатель обязан выплачивать работнику зарплату не реже чем два раза в месяц, а так же в обязательном порядке, письменно, уведомлять работника о составных частях заработной платы, это так называемый расчетный лист.
Расчетный лист должен выдаваться каждый месяц, под роспись сотрудника. Не выдача расчетного листа — это нарушение ст. 136 ТК РФ, соответственно это до первой проверки трудовой инспекции или налоговой.

Расчетный лист содержит в себе:

1. Ф.И. О. работника, должность, подразделение, табельный номер;
2. Период, за который производятся начисления;
3. Отработанные дни (часы);
4. Составные части заработной платы:
— оклад (тарифная ставка, должностной оклад, базовый должностной оклад);
— надбавки за работу во вредных условиях, за работу в особых климатических условиях, районный коэффициент, за совмещение профессий (должностей), за выслугу лет, интенсивность работы и т. д.;
— премии (единовременные, квартальные, годовые, за достижения в работе и др.);
5. Пособие по временной нетрудоспособности;
6. Отпускные;
7. Денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат работнику;
8. Общая начисленная сумма;
9. Сумма, подлежащая выплате;
10. Удержания из заработной платы:
— суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды;
— профсоюзные взносы;
— не отработанный и (или) полученный работником аванс;
— суммы, излишне выплаченные работнику в результате счетных ошибок;
— взыскания по исполнительным листам;
— другие удержания.

Таким образом, любой работник получая расчетный лист, видит сколько и куда он платит денег. Буквально держит в руках все расчеты по этим суммам. Другой вопрос, что большинство работников забивают на это дело, особенно если зарплата постоянная, и не меняется из месяца в месяц.

Спасибо за внимание! Надеюсь этот небольшой текст был интересен и полезен, если у кого то есть уточнения по сути статьи, я с удовольствием их приму.

© Geektimes