[Из песочницы] Мой опыт трудоустройства на роль Agile Coach в Европе, часть первая

Всем привет!
Меня зовут Денис, мне 27 лет и я работаю Agile Coach в компании N26 (Берлин, Германия) — самом быстрорастущем мобильном банке в Европе.

image

Прежде чем переехать в Берлин в апреле 2018 года, я провел 9 месяцев в поисках подходящего места работы в Европе. За это время я успел:
— пройти порядка 20 интервью;
— дойти до финального этапа с 7 компаниями*;
— получить 3 оффера.

Для этого мне пришлось совершить порядка 18 перелетов и посетить 3 страны (Германия, Нидерланды, Австрия).

Рассказать о своём опыте меня сподвигло несколько факторов:
1) Высокий интерес к подобным материалам в IT-сообществе при практически полном отсутствии историй «тракторизма» от специалистов в области Agile на просторах сети;
2) Стремление поделиться с сообществом полученными инсайдами о том, как же выглядит «тот самый» Agile в Европе;
3) Желание зафиксировать все пережитое для себя лично, пока краски не потускнели и воспоминания еще живы.

* В данной статье Вы не встретите прямого указания на компании, с которыми я успел пообщаться, но общее описание контекста я постараюсь все же давать.

Пролог


Желание выбраться за пределы горячо любимой Родины терзало меня довольно продолжительное время. Активный поиск вакансий и прохождение собеседований я начал летом 2016 года, когда совокупность личных, экономических и других факторов, а также желание активно развиваться в выбранном направлении, подтолкнули меня сделать первый шаг.

На тот момент мой опыт знакомства с Agile составлял порядка двух лет и я успел предпринять несколько попыток его применения на практике с разной степенью успешности. Это вылилось в опыт работы с 2 Scrum командами в качестве Scrum Master, запуска Agile-трансформации в организации, а также несколько попыток выстроить Kanban на паре других проектов. К моему большому счастью, суть проектов, находившихся в разработке в компании, где я трудился на тот момент, позволяла и даже вынуждала реально формировать кросс-функциональные команды, в которых полноправно участвовали как Back-End, Front-End и Mobile dev специалисты, так и QA инженеры и дизайнеры.

Первым направлением поисков работы была выбрана Польша, Чехия, Германия и Прибалтика. В итоге же я оказался на Кипре, где удачно и с большим удовольствием трудился по своему направлению в течение 18 месяцев. Условия работы и коллектив устраивали меня полностью, но сама жизнь на Кипре — нет. Я не буду вдаваться в детали, так как все это вопрос субъективного восприятия, но меня тянуло пожить в более развитой стране. Дополнительным фактором было желание работать в полностью англоговорящем коллективе (своеобразный челлендж) и иметь возможность развиваться, принимая участие в жизни местного Agile-коммьюнити, признаков которого на Кипре я не обнаружил.

image

Май 2017 *

Поворотным моментом стала длительная поездка на конференцию XP Cologne 2017 — после недели проведенной в Кёльне в середине мая, желание продолжать жить на Кипре отбило начисто. Вдобавок и сама конференция привела к мысли, что уровень моего владения вопросом и понимания многих вещей вполне удовлетворяет европейскому рынку труда. Проблемы языкового барьера для меня также не стояло, так как мое судьбоносное знакомство с английским языком началось еще в пятилетнем возрасте.

* Чтобы ориентироваться в моей истории было проще, я буду указывать временные ориентиры на протяжении всей истории

Акт первый: «Начало поисков и первые успехи первый урок»


Июнь 2017.

Первым шагом по возвращении на остров стало обновление и существенная переработка резюме. Сразу скажу что первая попытка адаптировать его под активно продвигаемый во многих Telegram-каналах и блогах «немецкий формат» (Lebenslauf + Bewerbungsanschreiben + Empfehlungen) не принесло абсолютно никакого результата и доля назначенных собеседований относительно общего числа оставленных откликов была крайне невысокой. Причина была банальна — IT рынок Германии состоит как минимум на 60% из экспатов и большинство HR-ов, будучи иностранцами, банально не имели желания разбираться с моей писаниной на немецком. В итоге я оптимизировал свой профиль на LinkedIn и стал использовать его PDF-версию в качестве CV.

Тем не менее, в течение июня мне удалось пообщаться с парой компаний, одна из которых даже пригласила меня на финальное собеседование в свой берлинский офис в начале июля.

Июль 2017

Классический процесс рекрутинга почти во всех компаниях, с которыми я имел удовольствие общаться, состоял из 3 этапов:

  • 30-минутное интервью с рекрутером или другим представителем HR департамента;
  • 60- или 90-минутное интервью с будущими коллегами в расширенном составе (действующий Agile Coach; Product Owner или другой менеджер со стороны бизнеса; разработчик или Team Lead)
  • On-site интервью, продолжительностью от 3 до 6 часов и включающее в себя встречи с разными сотрудниками компании и выполнение различных заданий, в частности проведение Ретроспективы у одной из существующих команд. (так было в 3 случаях из 7) Заканчивался процесс короткой беседой с рекрутером, где у меня спрашивали впечатление о проведенном дне и информировали о сроках предоставления решения.


Как и в случае с большинством разработчиков, чьи статьи Вы наверняка уже читали, все расходы по организации посещения офиса брала на себя компания (перелеты, отель, завтрак в отеле). Отдельную прелесть подобных собеседований была в том, что прямые рейсы в Берлин с Кипра являются большой редкостью и я не раз оказывался в ситуации, когда время проведенное в дороге могло доходить до 10–12 часов с учетом пересадок. Все это ради 1–1,5 дней в пункте назначения, из которых 3–6 часов ты проводишь на собеседовании.

Так было и в тот раз — вылетев с Кипра в районе 12 часов дня, я приземлился в берлинском аэропорте Тегель лишь в районе 9 часов вечера и не имел ни сил, ни желания проводить осмотр достопримечательностей.

Как Вы уже должно быть поняли, первое собеседование я провалил. Продолжалось оно порядка 5 часов, по итогам которых я чувствовал себя вымотанным, а до обратного рейса оставалось всего 4 часа. При этом, общее впечатление от собеседования было крайне позитивным и я уже предвкушал надвигающийся переезд в столицу ФРГ. Дополнительным фактором была сама компания — один из лидеров на международном рынке навигации и геолокации, активно применяющий такие интересные для меня технологии, как Machine Learning, и, к тому же, имеющий ряд внутренних стартапов в области autonomous driving, wearables и IoT. «Будущие коллеги» были крайне доброжелательны и открыты, в целом, выражали оптимизм и внушали уверенность в светлое будущее.

В начале своей статьи я пообещал также делиться инсайдами о состоянии Agile в Европе. Большинство команд в берлинском офисе данной компании не были кросс-функциональными, т.к. офис отвечал исключительно за навигационную составляющую продукта. Средний размер команды — 6–8 человек. Со слов тех, с кем мне удалось пообщаться, большинство команд следовало «чистому Scrum» с применением технических практик из XP, однако некоторые, считавшиеся более зрелыми, также применяли элементы Kanban. Каждая команда имела закрепленного за ней Product Owner. Scrum Master «шарились» между 2–3 командами. Предпочтение отдавалось ведению Бэклога Продукта и Спринта на физической доске. Это отразилось, в том числе, и на заданиях в ходе собеседования: мне было предложено продемонстрировать какой я вижу «идеальную» физическую доску (колонки, WIP лимиты и прочее), а также составить формулу для вычисления Velocity команды в Google Spreadsheet. Визуализации иных артефактов команд, таких как Definition of Done, Working Agreements и прочие обнаружить не удалось.

Пришедший спустя 2 дня отказ стал для меня неожиданностью. Но самым неприятным была его форма — полученный мной email был стандартным темплейтом, который обычно рассылают кандидатам, получившим отказ еще на уровне CV скрининга. Учитывая количество потраченного на собеседования времени, а также достаточно стрессовую поездку на очное собеседование, я явно рассчитывал на нечто большее — как минимум, на какой-то детализированный фидбэк, который мог бы указать мне на «точки роста» и стать подспорьем в дальнейших поисках.

Мое письмо с просьбой дать хотя бы какой-то фидбэк осталось проигнорированным и с этого момента саму компанию я добавил в персональный «чёрный список».

Акт второй: «Немецкий орднунг или сказка о потерянном времени».

image

Тем не менее, урок из произошедшего был мною вынесен и поиски продолжились. Счет откликов на вакансии шел на десятки и упомнить все компании, куда я откликнулся, становилось практически нереально. Следующая «зацепка» пришла в самый неожиданный момент — в мой день рождения, который мы с женой с удовольствием проводили в парижском Диснейленде. Звонила девушка из рекрутингового агентства и сообщила что мое CV заинтересовало одного из их клиентов и они готовы назначить первое собеседование.

Тут стоит сделать небольшое отступление и указать что помимо стремления к новым знаниям и улучшению условий жизни, на поиски работы, в первую очередь, меня подтолкнуло желание поучаствовать в работе над продуктом, имеющим реальную социальную значимость и пользу. Заинтересованная мной компания занималась разработкой и поддержкой собственного мобильного приложения, агрегирующего предложения от десятков каршеринг-сервисов, а также прокатов электрических мопедов и велосипедов в крупнейших городах Европы и США. Прожив 25 лет своей жизни в Краснодаре, занимающем 24 место в топ-100 городов мира с самыми большими автомобильными пробками по итогам 2017 года, я прекрасно понимал какой вклад Sharing Economy способна внести в улучшение городской инфраструктуры.

Помимо интересного продукта, меня привлек факт того, что офис компании также располагался в Берлине и я не нашел ни малейшей причины отказаться от столь соблазнительного предложения. Параллельно с этим «выстрелил» один из откликов оставленных мною лично — тоже из Берлина, но в менее интересной для меня отрасли. Это был мелкий стартап, занимающийся разработкой решений на стыке hard- и software для ускорения работы баз данных. Оглядываясь назад, я особо и не помню почему решил откликнуться на вакансию этой компании — видимо это было в один из тех моментов апатии, когда я был готов пойти работать куда угодно, лишь бы по моей специальности и в Германии.

В своем дальнейшем рассказе я буду называть их просто Компания №1 и Компания №2 для Вашего удобства. Общение с этими компаниями стало для меня еще одним опытом: оно научило меня по-новому смотреть на пресловутый «немецкий орднунг». Хотя, пожалуй, здесь такая интерпретация не совсем верна, так как редкий берлинский стартап имеет в своем штате хотя бы 60% коренных немцев, и переносить на них блуждающие в сети стереотипы о культуре работы в Германии совсем не стоит.

Первый этап общения с обеими компаниями произошел в 20-х числах июля. Компания №2 сразу призналась мне что поиск Agile Coach в штат для них в новинку и второй этап процесса у них еще не продуман, поэтому это может занять какое-то время. Меня это устраивало, так как жена была со мной на Кипре до начала учебного года в университете и заниматься организацией переезда раньше сентября не сильно то и хотелось.

Август 2017

Каршеринг-сервис (Компания №1) дал положительный фидбэк по первому этапу достаточно быстро и предложил организовать второй звонок — с СТО компании. Стоит отметить, что из всех пройденных мной Skype интервью, первый этап с данной компанией по-прежнему держит пальму первенства по части сумбурности происходящего и отсутствия адекватных вопросов — на тот момент я списал это на качественную «предпродажную подготовку», проведенную представителями рекрутингового агентства, так сильно хвалившими моё CV и опыт. Звонок с СТО состоялся на следующей неделе, и буквально на следующий день мне был предложен этап, который должен был стать финальным — Skype интервью с СЕО (отсуствие on-site интервью меня тогда не смутило, так как это была всего вторая компания, с которой я зашел так далеко, да и мой работодатель на Кипре выставил мне оффер также по итогу 2 Skype интервью).

СЕО, как и положено руководителю и одному из основателей стартапа в фазе бурного роста, оказался человеком занятым и собеседование несколько раз приходилось переносить, к чему я относился с пониманием. В итоге разговор состоялся: мне было озвучено, что фидбэк от всех 3 коллег, общавшихся со мной ранее, крайне положительный и итоговый результат мне сообщат в течение одной-полутора недель. Тут стоит отметить, что на всем протяжении общения с этой компанией на связи со мной был человек из того самого рекрутингового агентства, который уже не в первый раз работал с этой компанией и старался максимально «накачать» меня полезными знаниями перед каждым из этапов переговоров. В итоге, именно благодаря нему я узнал, что СЕО также попал под действие моих профессиональных чар, однако возникла непредвиденная сложность в виде замаячившей перспективы найма в компанию СРО, контракт с которой должен быть подписан со дня на день и которая также должна будет пообщаться со мной и окончательно утвердить мою кандидатуру. Делать было нечего, компания действительно была мне очень интересна и я согласился подождать. На календаре было 22 августа.

Терпение представителей рекрутингового агентства истекло через 3 недели — устав получать «завтраки» от компании, в итоге пригрозившей агенту отказать мне исключительно из-за его настойчивости, мы по общему согласию решили «отпустить вожжи» и проследить за дальнейшим развитием событий.

Параллельно с этим «проснулась» Компания №2 и пригласила на второй этап к себе в офис. Произошло это за 1 день до моего интервью с СЕО Компании №1, поэтому моим первым ответом была вежливая просьба дать мне неделю на раздумья. Спустя две недели Компания №2 написала мне сама и попросила дать ответ — я согласился, решив что попробовать стоит хотя бы для опыта. Дополнительным фактором была возможность посетить Берлин и успеть заскочить в офис каршеринга, чтобы попытаться прояснить ситуацию с глаза на глаз и постараться склонить-таки чашу весов в мою пользу.

Сентябрь 2017

Состоялась поездка в конце сентября. На мое предложение встретиться лично, CTO каршеринг-сервиса ответил радушным согласием выделить мне «драгоценные 40 минут» времени. В ходе нашей беседы я в очередной раз услышал, что все заинтересованные стороны «поддерживают мою кандидатуру» и все упирается в ту самую злосчастную СРО, которая все никак не подпишет контракт (при этом с момента, когда она впервые стала фигурировать в обсуждениях, прошел уже 1 месяц). Моя инициативность и желание посетить их лично также было «оценено».

Офис компании произвел позитивное впечатление — спейсы команд имели физические доски, визуализацию артефактов и в целом нормальную продуктивную атмосферу. Впечатление не портил даже продолжавшийся ремонт. Единственное что меня смутило на тот момент — полная укомплектованность имеющихся на данный момент команд, в том числе и специалистами на роль Scrum Master. Однако, CTO заверил меня что перед компанией был поставлен «очень агрессивный план роста» и за наймом новых сотрудников дело не стояло. «Отлично», — подумал я и поехал готовиться к основному мероприятию поездки.

Вторую половину дня я провел в офисе Компании №2. «Атмосферой стартапа», опенспейсами и кикером тут и не пахло — в офисе было как-то строго и некомфортно, даже несмотря на пятницу. Средний возраст сотрудников в районе 35 лет и совет директоров, состоящий из серьезных взрослых людей, не очень то вязался с моим представлением о стартапе.

В течение предыдущего года переводом Компании №2 на Agile-рельсы занимались сторонние консультанты. Нанять штатных Scrum Master-ов при их участии не удалось, поэтому они обучили несколько сотрудников компании. В спейсе каждой команды были физические доски, в главном холле располагалась визуализация общего роадмапа компании и всех команд. В дальнейших планах значилось формирование кросс-функциональных команд с участием специалистов как по hard-, так и software и я воспринимал это как серьезный и интересный челлендж.

Само интервью состояло из 4 сеансов общения с двумя-трёмя «будущими коллегами». Мне задавали различные вопросы, основной целью которых, очевидно, было желание посмотреть как я понимаю Agile, оценить ход моих мыслей и стиль работы. Я не возлагал особых надежд на эту компанию. Возможно, именно поэтому мне удалось вести себя максимально расслабленно и непринужденно. В итоге, именно это и привело к тому, что спустя 5 дней мне поступил оффер.

Каршеринг по-прежнему оставался для меня приоритетным вариантом, поэтому я решил воспользоваться ситуацией, чтобы очередной раз поторопить их, параллельно потянув время на рассмотрение оффера. Помимо вышеперечисленных поводов для сомнения, я также был несколько разочарован предложенной Компанией №2 цифрой, находившейся существенно ниже озвученных мной зарплатных ожиданий (примерно на 20%). Начиная эти поиски, я был готов «потерять» в деньгах при условии социальной значимости продукта и перспектив расширения профессионального кругозора. К сожалению, ни того ни другого эта компания в моих глазах не представляла.

Октябрь 2017

В итоге спустя 5 дней я получил шаблонное письмо с отказом из каршеринг-сервиса. Что послужило тому причиной до сих пор остается для меня тайной — возможно, они так и не нашли поводов брать кого-то на эту позицию прямо сейчас и решили прекратить эту трёхмесячную эпопею. Возможно, проблема была в нежелании платить процент «подогнавшему меня» рекрутинговому агентству. Узнать мне не дано, но вакансия так и висит открытой на сайте компании и регулярно обновляется на профессиональных ресурсах, хотя минуло уже без малого полгода.

Шёл пятый месяц моих поисков. Оставшись «у разбитого корыта» с «работой моей мечты», я решил выбрать синицу в руках и согласился на оффер Компании №2. Но, как показало время, это было только начало.

Продолжение следует…

© Habrahabr.ru