[Из песочницы] Мессенджеры и телеком законодательство

?v=1

WhatsApp, Telegram, Viber, Skype и другие мессенджеры имеют огромную популярность, многие пользуются ими в качестве основных средств связи. Однако телекоммуникации — это сфера, которая регулируется государством и в России, и в иностранных юрисдикциях. Распространяется ли законодательство, регулирующее телекоммуникации, на мессенджеры? Разберем на примере России и Европейского союза.

Россия


В Федеральном законе «О связи» закреплено, что услуги связи оказываются пользователям операторами связи на основании договоров об оказании услуг. При этом под услугой связи закон понимает деятельность по передаче сообщений электросвязи (и почтовых отправлений). Электросвязь, в свою очередь, это передача сообщений любого рода по «радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам».

Однако мессенждеры — это разновидность ОТТ («over-the-top») сервисов, они предоставляются «поверх» существующих сетей связи, через публичный интернет. Для целей закона «О связи» передача должна осуществляться по сетям связи, не «поверх» них.

Поэтому мессенждеры, несмотря на то, что с точки зрения функционала оказывают именно услуги связи, не должны соблюдать важные обязанности операторов связи: изначально получить лицензию на осуществление деятельности, взаимодействовать с другими операторами связи, обеспечить возможность круглосуточного бесплатного вызова спецслужб, и т.д.

Закон упоминает контентные услуги, но определяет их как услуги, которые направлены на «повышение потребительской ценности» услуг мобильной связи; абонент должен оплачивать такие услуги оператору связи. Мессенджеры под контентные услуги тоже не подходят.

Таким образом, российское законодательство о телекоммуникациях на мессенджеры не распространяется.

Следует отметить, что Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает обязанности «организаторов распространения информации», которые распространяются на мессенджеры, но они отличаются от обязанностей операторов связи.

Евросоюз


До принятия Евросоюзом в декабре 2018 года нового Европейского Кодекса электронных коммуникаций телеком регуляторы в некоторых странах признавали OTT сервисы операторами связи, на которые распространяются такие же правила, как и на традиционные телекоммуникационные копании.

Так, немецкий регулятор BNetzA признал Gmail средством связи и обязал Google соблюдать применимое законодательство о телекоммуникациях; суд первой инстанции поддержал это решение. Регулятор в Бельгии наделил таким же статусом Skype с его функцией SkypeOut, которая позволяет звонить на номера телефонной сети общего пользования. Оба дела дошли до Суда Европейского союза (дело Google и дело Skype) и были решены в июне 2019 года — уже в духе нового Европейского кодекса.

Кодекс ввёл понятие «сервис межличностных коммуникаций» (interpersonal communications service). Под ним понимается сервис, обычно оказываемый за вознаграждение, который позволяет осуществлять «межличностный и интерактивный обмен информацией через сети электронных коммуникаций между конечным числом участников, при этом инициаторы или участники коммуникации определяют ее получателей».

Под вознаграждением Кодекс поднимает не только совершение платежей пользователем, но и передачу персональных данных и иной информации пользователя, предоставление доступа к такой информации, а также получение оплаты не от пользователя, а от какого-либо стороннего лица.

Таким образом, ОТТ сервисы, которые функционально оказывают услуги связи (мессенджеры, VoIP, электронная почта), подпадают под законодательство о телекоммуникациях в Евросоюзе.

Кодекс делит такие сервисы на две категории — независимые от номеров и основанные на номерах (number-independent и number-based).
Сервис считается основанным на номерах, если он предоставляет возможность позвонить на номер национального или международного плана нумерации, то есть на обычный телефонный номер. Таким функционалом обладает, например, Skype. Именно эта категория ОТТ сервисов связи подпадает под регулирование в полной мере, обязанности провайдеров в данном случае не отличаются от обязанностей традиционных телеком операторов.

Независимые от номеров ОТТ сервисы связи изначально от таких обязательств освобождены. Однако страны-участницы Евросоюза могут наложить на них обязанности, если это необходимо для защиты «публичных интересов». Кодекс также предполагает, что с развитием технических средств может стать необходимым обязать ОТТ сервисы связи быть совместимыми, а также давать возможность совершать экстренные вызовы.

В связи с тем, что Кодекс был принят в виде директивы (Directive), а не предписания (Regulation), он не имеет непосредственного действия на территории стран-участниц Евросоюза и должен быть имплементирован в законодательство стран в течение двух лет с даты вступления в силу. Таким образом, к декабрю 2020 года мы можем увидеть расширенное регулирование ОТТ сервисов связи законодательством о телекоммуникациях стран-участников Евросоюза.

Претворяя в жизнь дихотомию ОТТ сервисов, установленную Кодексом, в судебных спорах с Google и Skype Суд Европейского союза постановил, что Gmail соблюдать отраслевые требования не обязан, а Skype — обязан.

Законодательство РФ в сфере телекоммуникаций пока не обращает внимания на функционал мессенджеров как средств связи. Евросоюз в этом намного более прогрессивен — или «прогрессивен» — и подводит новые интернет сервисы под традиционное регулирование.

Интересно, последует ли законодательство России по пути Евросоюза.

© Habrahabr.ru