[Из песочницы] Как твои дела, Gogoro?
В последнее время очень часто на Гиктаймсе публикуются статьи о деятельности компании Tesla. Оно и понятно, ведь она популярна, она на слуху, хотя при этом и не была первой на рынке электромобилей, но смогла создать тренд и теперь для простых обывателей ассоциируется со словом «электромобиль».
А сегодня я бы хотел поговорить о другой компании, которая делает свою электрическую микро-революцию, но уже среди двухколесного транспорта.
Имя этой компании Gogoro. О ней уже была статья, рассказывающая о старте, я же расскажу о том, каких успехов она достигла за прошедшее время.
Так как основателем компании и идейным вдохновителем является дизайнер Хорас Люк, работавший до этого в HTC, Nike и Microsoft, на дизайн был сделан один из основных фокусов, дабы максимально привлечь внимание молодежи, что удалось ему на пять баллов. Дизайн скутера, взаимодействие с пользователем, подход к подаче информации в маркетинговых материалах, сделаны с оглядкой на мобильную индустрию: сочные и вылизанные фотографии, стильные видео с кадрами производства, скутер имеет широкий выбор персонализации как внешних панелей, так и цветового оформления экрана панели приборов и даже звуков (!) при его эксплуатации, ну и конечно же приложение на смартфонах и даже умных часах, т.е. всё в духе современной моды и запросов целевой аудитории. (Говорить об отсутствии приложения под WP/WM думаю не надо, все и так это понимают).
Почему я вначале написал «микро-революция», а потому, что проект пока ограничен территорией Тайваня. Сам же Тайвань выбран не просто так — в нем самое большое количество скутеров на душу населения в мире, так как для машин там просто очень мало места.
Технические характеристики:
- Основной кузов изготавливается из цельного куска алюминия
- Скутер весит 112 кг
- Электромотор G1 собственной разработки, выдающий 8.58 лошадиные силы, 24.38 Нм крутящего момента
- Разгоняется до 50 км/ч за 4,2 секунды
- Максимальная скорость 95 км/ч
- При средней скорости в 40 км/ч способен проехать на одном заряде до 100 км
- 120 аккумуляторов типоразмера 18650 фирмы Panasonic (аналогичные что и в Tesla)
Возможно будущие поколения фанатов электрического транспорта будут слагать легенды об аккумуляторах 18650, а барды петь песни в шлемах VR перед виртуальным костром…
Так же заявляется возможность преодоления брода глубиной до 30 см, так как начинка скутера защищена от воды и соответствует стандарту IPX7, выше 30 см защита уровня IPX6. Но поплавать как на Тесле не получится.
Насчет самих батарей, в скутере реализована оригинальная идея использования двух аккумуляторов, которые можно быстро заменить на полностью заряженные в специальных станциях (которые называются GoStation). Идея заключается в следующем, вы платите абонентскую плату в месяц и меняете севшие аккумуляторы по необходимости, смена занимает не более минуты, а при определенной сноровке можно уложиться и в секунд двадцать, такой подход избавляет вас от необходимости заряжаться длительное время и быть привязанным к одному месту, как это происходит с электромобилями на данный момент. Так же это снижает стоимость электроскутера, так как батареи берутся в аренду и не платится их полная стоимость. Это выгодно отличает проект от всего другого электрического транспорта.
Да, сведущий читатель возразит что подобные идеи уже не новы, и будет прав, при этом это первый проект доведенный до практической реализации, а так же имеющий несколько выгодных отличий. Во первых это простота замены, не требующая сложного оборудования или навыков, а в во вторых низкая стоимость зарядных станций (около 10000$) и лёгкость её установки и масштабирования.
На вопрос «а как же зарядиться дома?», компания отвечала что обеспечит станциями замены аккумуляторов максимальный охват территории и в этом просто не будет необходимости. Она держит свое слово и на данный момент станции располагаются на расстоянии около двух км друг от друга, что делает ежедневную эксплуатацию скутера вполне комфортным.
Батареи и станции зарядки разработаны совместно с компанией Panasonic, которая же является одним из спонсоров. В батареи встроено 25 датчиков и NFC чип для обмена информацией с зарядными станциями. Полная зарядка длится полтора часа и рассчитана на две тысячи циклов. После отработки положенного числа циклов предполагается схема использования батарей, схожая опять таки с Теслой, к примеру для домашних накопителей.
Не смотря на заявление о «ненужности зарядки дома», компания, на радость владельцам скутеров, 5 января 2016 г. представила зарядное устройство для дома или гаража. На что получили крайне положительную реакцию с заявлениями в духе «это именно то, чего не хватало!».
По данным компании на январь 2016 года:
- Было продано более 4000 скутеров
- Владельцы электроскутеров проехали более трех миллионов километров.
- Было установлено более 212 станций замены аккумуляторов (Данные на июль 2016)
- В день заменяется более 2000 аккумуляторов
- А так же сэкономлено 135 000 тысяч литров бензина и не выброшено в окружающую среду более 261 000 килограмм CO2
Последнее утверждение сомнительно, так как не понятно учитывает ли оно производство электричества, производство и утилизацию аккумуляторов.
Компания освоила полный цикл производства, за неимением возможности заказа необходимых деталей у сторонних производителей. Так же предлагается и постепенно расширяется очень широкий выбор персонализации, от выбора цветового оформления экрана панели приборов (поддержка более полутора миллионов цветов), вплоть до создания через приложение собственного звука гудка, не говоря уже о цветных панелях на кузов с различными принтами, всё это очень ярко выделяет Gogoro среди двухколесных конкурентов.
Но есть и некоторые сложности.
К примеру, сама идея с быстрой заменой аккумуляторов красива, но удобна только при наличии развитой сети станций, а это сильно тормозит экспансию на новые территории и тем более другие страны. В той же Америке сеть «классических» зарядных станций уже вполне развита, а развитие установок станций зарядки GoStation придется начинать с нуля, да и охват территории там нужен совсем другой. Но при этом не мало комментариев на ютубе от людей из других стран, которые спрашивают когда и как можно будет купить электроскутер в их стране, но в ответ пока тишина.
Не обошлось и без аварий, серьезных и не очень. Год назад мне попадался ролик, где авария была очень сильная, алюминиевый кузов был разорван пополам, произошло что то очень страшное, но на данный момент этот ролик как будто исчез, найти мне его не удается, не удивлюсь если власти скрывают он удален по просьбе самой Gogoro.
Аварии же, что можно найти в сети, не очень серьезные, при этом владельцы удивлены высокой стоимостью ремонта, но отмечают качество и прочность конструкции.
Как и в вопросах стоимости ремонта, так и в плане дизайна и продуманности Gogoro сравнивают с Apple. И я с ними согласен, так же как есть «Apple и все остальные», так и Gogoro своей оригинальностью, своим подходом к разработке и качеством исполнения ярко выделяется на фоне остальных электро и обычных скутеров, что, возможно, благотворно повлияет на рынок двухколесного транспорта, как не раз уже делала Apple с рынком мобильным устройств (фанатом последней не являюсь, техникой не пользуюсь). А Gogoro станет именем нарицательным среди электроскутеров.
Хорас Люк не исключает возможность разработки и четырехколесного транспорта, при этом используя ту же схему с батареями, но это пока лишь взгляд в будущее.
Так что проект растет и развивается, но, к сожалению, остается по прежнему локальным, несмотря на то, что компания предлагает возможность запустить развитие в любом другом городе или стране. А вдруг найдется инвестор и в нашем солнечном Сочи начнутся установки станций зарядки и продажи скутеров, ведь всё может быть?
А как вы считаете, есть ли у проекта будущее или он так и не выйдет за пределы Тайваня?
Источники
gogoro.com
zh.wikipedia.org/wiki/Gogoro
fortune.com/2016/01/05/gogoro-electric-scooters-expands
www.slashgear.com/gogoro-smartscooter-is-tesla-for-the-everyman-05362021
youtube.com
интернеты
P.S. При написании статьи в поисках информации приходилось активно пользоваться Яндекс и Гугл переводчиками для понимая текста на различных языках, так как информации о деталях проекта мало на официальном источнике. И если уловить общий посыл с английского или другого европейского языка еще можно, то вот попробуйте найти смысл и полезную информацию когда Яндекс после перевода с китайского выдает вам такое: «Я верю, что тайваньский народ кислота людьми, Тайвань, Тайвань люди не птицы». Через какое то время приходилось брать паузу и отвлекаться от сбора информации, так как у самого мысли в голове начинали формироваться подобным образом…