[Из песочницы] Как перестать беспокоиться и начать снимать панорамы
Иногда технических возможностей фототехники не хватает для того, чтобы запечатлеть ту картину, которая предстает нашему взору. В такие моменты приходится идти на всякие ухищрения, без которых фотография просто не получится.
Например, один из моих любимых объектов съемки — облака. Я очень люблю наблюдать за небом, как облака появляются, перекатываются из одной фигуры в другую, исчезают, и на их месте появляются новые. Но для того, чтобы сделать красивую фотографию облаков зачастую недостаточно разрешения и угла обзора цифровой камеры, поэтому приходится делать панорамы. Панорамная фотография — это общая фотография, собранная из множества отдельных кадров с фрагментами сцены. Процесс сборки панорамы в редакторе называется склейкой панорамы. Я не буду расписывать каждый шаг — дам общую информацию, которая позволит начать клеить панорамы, а уж детали программ разберете сами, если будет желание.Фотографировать и клеить панораму не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для съемки есть простые правила, придерживаясь которых можно получить хороший исходный материал для склейки панорамы.
Первое правило — использовать одинаковую экспопару для всех фрагментов. То есть, надо перевести камеру в режим «М», выставить чувствительность, выдержку и диафрагму и с этими параметрами снимать все кадры для склейки панорамы. Для того, чтобы узнать эти параметры, сделайте несколько тестовых кадров интересующих фрагментов будущей панорамы и посмотрите, что получается.
Второе правило — снимать с перекрытием как минимум на ⅓ кадра. То есть, если вы, например, фотографируете панораму в один ряд двигая камеру справа налево, то левая ⅓ часть кадра становится на следующем кадре правой ⅓.
Здесь перекрытие даже больше, чем на ⅓
Третье, даже не правило, а скорее рекомендация, старайтесь не снимать панораму широкоугольным объективом, иначе получите большие переспективные искажения в итоговой картинке.
Здесь неузнаваемо изменились прямые улицы. Снято на 24 мм (34 вертикальных кадра в 3 ряда. Разрешение панорамы — 16782×9071, 152 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)
Таким образом, руководствуясь этими простыми правилами, можно получить отличный материал для последующей склейки панорамы.
Итак, у вас есть материал, пора приступать к склейке. Для начала, если вы снимаете в RAW, надо сконвертировать фотографии с одинаковыми настройками, чтобы фрагменты панорамы не отличались друг от друга по экспозиции. После этого нужно в фотошопе выбрать пункт меню Photomerge и загрузить исходные фотографии
Чаще всего фотошоп в автоматическом режиме прекрасно собирает панорамы без вмешательства пользователя.
Для более сложных случаев я предпочитаю использовать программу PTGui.
В особо сложных случаях, когда программа не сможет сама сопоставить фрагменты, она попросит это сделать вас.
Вот, к примеру, панорама, собранная в фотошопе:
Снято на Sony Nex-3 с объективом Pentax 50/2 (89 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 26750×11024, 295 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)
Кроп масштабом 100%. Обратите внимание на птицу внизу справа.
А это исходные кадры. Снимал вертикальными полосами снизу вверх, слева направо.
Автоматика иногда не может все сделать правильно и иногда приходится вмешиваться в процесс склейки, или корректировать результат.
Помимо пейзажей с помощью панорамирования можно имитировать съемку на большеформатные камеры, когда нужно получить широкий угол обзора и малую глубину резкости. Этот метод называют методом Бренайзера. Другое название — бокерама. Суть в том, что мы снимаем фрагментарно, например, портрет телеобъективом, а затем собираем из этих кадров панораму.
Снято на Nikon D300 с объективом Nikkor 85/1.8D (50 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 11470×14337, 164 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)
Кроп масштабом 100%.
А это исходные кадры. Снимал горизонтальными полосами слева направо, снизу вверх.
Вот, кратко, но, кажется, вполне понятно рассказал о том, как я снимаю панорамы. Надеюсь вам понравилось. Если есть вопросы — задавайте в комментариях. И еще — стоит ли продолжать цикл статей по фотографии (в том числе и с ИТ-уклоном — лазерные триггеры для вспышки)?