[Из песочницы] Как основать производственный кооператив. Руководство для  фрилансера в ИТ-сфере (перевод)

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «A Technology Freelancer’s Guide to Starting a Worker Cooperative » от Tech Co-op Network (North American Technology Worker Cooperatives).

ahiometen-kdciysonbmh4tjgnq.png

Примечание переводчика


Для многих «кооператив» это что-то про строительство, гаражи или сельское хозяйство. Тем не менее, по этой модели в мире организованы многие компании в разных областях
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кооператив

В последнее время я интересуюсь вопросами кооперации в ИТ и считаю, что, при определенных условиях, данная модель имеет существенные преимущества.

А что думаете вы?

  • насколько данная модель применима в условиях России?
  • Какие плюсы и минусы?
  • Есть ли среди нас те, у кого был успешный или не успешный опыт создания ИТ-кооператива


Рекомендовано к прочтению не только фрилансерам, но и всем, кто думает о будущем, и возможных траекториях развития своей карьеры.
Зачем создавать производственный кооператив группе фрилансеров?
Что такое производственный кооператив?
Как создать производственный кооператив в сфере IT?
Истории от производственных кооперативов технической сферы
На первый взгляд может показаться, что основание кооператива фрилансеров противоречит самой сути такого рода деятельности. В конце концов, быть независимым, боссом самому себе, свободно странствующем одиноким волком, является, вроде бы, главным мотивом фриланса.

Многие из нас, имея опыт как работы по найму, так и в статусе фрилансера, затем, став частью производственного кооператива, открыли для себя, что такая модель объединяет всё лучшее из обоих форматов занятости. Ты всё также пользуешься всеми привилегиями фрилансерства, и остаешься боссом самому себе, но тебе нет необходимости тянуть всё одному. Вот некоторые преимущества, которые открывает фрилансеру членство в производственном кооперативе: 


Наличие поддержки



В большинстве случаев, фриланс — это «то густо, то пусто». В кризисные моменты, либо во время отпуска, у тебя есть партнеры по команде, знакомые с клиентом и готовые прийти на выручку — ведь являясь членом кооператива, они обладают таким же авторитетом и уважением, как и Вы.

Предоставление клиентам сервиса 24/7 в комфортном для себя режиме

Для тех, кто всегда должен быть доступен для заказчика, и быть готовым принять звонок в любое время дня и ночи, есть возможность разделить это бремя. Особенно актуально это становится, когда ты решаешь обзавестись семьей, либо отправиться на учёбу. А так как кооператив — это демократический союз, каждый его участник может взять на себя честную долю ночных обязанностей вместо того, чтобы один или два новобранца всё время тянули эту лямку.

Возможность прокачать дополнительные навыки



С течением времени, все мы становимся хорошими специалистами в своем деле — возможно, даже слишком. Но изменения в технологиях, либо в индустрии, могут запросто уничтожить нишу, так усердно наработанную в течение многих лет. Являясь частью команды, мы тесно взаимодействуем с коллегами, обладающими отличающимися от наших сильными навыками, тем не менее, близким к ним. И в этом случае естественный взаимный обмен экспертизой обогащает каждого. Формат производственного кооператива, будучи долевым по своей сути, поощряет обмен навыками между профессионалами, которые в традиционной компании могли бы видеть друг в друге конкурентов.

Эффект экономии на масштабах в накладных и административных расходах


Объединение усилий позволяет снизить накладные расходы за счет агрегирования покупательской способности при аренде офисных помещений, покупке информационных систем, бухгалтерских и юридических услуг, и других производственных нужд. В независимости от формата вашего кооператива, он автоматически становится «объединением покупателей» (другими словами, клубом «не-нужно-платить-за-всё-одному», ведь многими объектами и системами можно пользоваться совместно, а также может выясниться, что ваши новые коллеги обладают навыками в тех сферах услуг, которые вы ранее отдавали на аутсорсинг).

Возможность брать масштабные проекты клиентов


Приходилось ли Вам отказываться от работы по причине того, что задачи клиента превосходили Ваши возможности? Или сожалеть о том, что взялся за работу, которая по факту оказалась немного выше Ваших способностей? Являясь членом кооператива, Ваши бизнес-возможности значительно расширяются, ведь тогда не придется справляться со всем объемом в одиночку. В то же самое время, у Вас могут быть установлены гибкие договоренности с другими членами кооператива, без требований «всё, либо ничего», как обычно принято при работе по найму; Например, в кооперативе его членам может быть позволено продолжать вести собственные проекты с уже существующими заказчиками (или даже с новыми), при условии, что они также занимаются поиском новых масштабных проектов и обязаны принимать участие в их реализации.

Доступность большего объема и разнообразия работ, покрытия большего количества ниш


Кооператив из пяти человек может делать в пять раз больше больше работы, чем одиночка, но возросший объем также даёт новые перспективы на рынке и большее количество клиентов. Просто за счёт того, что вы становитесь более заметны на рынке, вам открываются возможности более высокого порядка, при этом больше «мозгов» подключается к анализу и решениям, относительно того, как эти возможности использовать

Поддержка коллег-профессионалов


Даже самые сложные ситуации намного легче разрешать, если к этому подключить несколько «голов», с разным вИдением решения проблемы. Ежедневная взаимопомощь и дух солидарности делают даже самую утомительную работу менее напряженной, и в таких условиях удовлетворенность от работы в целом повышается.

Больше, чем просто сумма участников.

Эффективность отдельных членов команд может расти арифметически, при этом эффективность команды растёт геометрически. Каждый новый сотрудник приносит в группу дополнительную межличностную динамику, больше возможностей для рождения свежих идей и новых взглядов. И команда, чаще всего, принимает более качественные и взвешенные решения, чем каждый ее член по отдельности.


До того, как мы перейдем к подробному описанию того, как основать кооператив, нам важно прояснить основные термины. В сегодняшней бизнес-реальности формат кооператива относительно мало распространен, поэтому Вам могут быть не знакомы некоторые понятия и структуры. Давайте же с ними разберемся!

Кооператив представляет из себя формат организации бизнеса, которым владеют и управляют его участники, призванный обслуживать их интересы. В отличие от большинства форматов бизнеса, в которых прибыль распределяется соответственно доли инвестиций собственников, в кооперативе вознаграждение распределяется на основании того, как они использовали кооператив. И в отличие от других форматов бизнеса, где собственники имеют право голоса на основании того, сколько они инвестировали, кооператив управляется на демократических началах, где каждый член имеет один голос, вне зависимости от размера инвестиций.

Существуют 3 основных типа кооперативов. Возможно, Вам знакомо понятие кооператив производителей — большинство из них являются крупными сельскохозяйственными кооперативами, такими как Organic Valley, Sunkist и Ocean Spray, в которых независимые производители объединяются, чтобы коллективно обрабатывать, продавать или распространять свою продукцию. Работа кооператива в этом случае — обрабатывать, продавать или распространять продукцию его членов, и вся прибыль, которую он получает, возвращается (как дивиденды, пропорциональные закупкам) производителям пропорционально тому, как они использовали кооператив.

Производители-участники кооператива обычно выбирают Совет Директоров, который управляет этим предприятием и нанимает сотрудников, которые в нем работают.

Возможно, вам также известны потребительские кооперативы — ритейлеры, такие как продовольственные кооперативы или REI, кредитные союзы или жилищные кооперативы, где члены являются потребителями товаров или услуг, которые кооператив предоставляет. Работа кооператива здесь состоит в том, чтобы закупать высококачественные товары или услуги и продавать их потребителям по низкой цене. Прибыль возвращается участникам кооператива в качестве дивидендов (пропорционально объему закупок), и они выбирают Совет Директоров, управляющий этим объединением.

Но цель этого руководства — познакомить Вас с производственными кооперативами, представляющими из себя предприятия, которыми владеют и управляют люди, в них работающие. Сотрудники в этих предприятиях являются собственниками и получают прибыль согласно тому, в каком объеме они работали на кооператив. Они сами его контролируют, возможно, путём избрания Совета Директоров, который определяет политику и нанимает менеджеров для организации работы. Иерархическая структура, принятая в прежде описанных типах кооперативов, скорее характерна для производственных кооперативов среднего и большого размера. Маленькие кооперативы обычно управляются/работают коллегиально.

Коллектив — это группа людей, принимающих решения, практикуя прямую демократию. Вместо использования представительной демократии путем избрания Совета Директоров для принятия решений и контроля их выполнения, коллектив просто встречается и принимает решения совместно. При коллективном управлении решения принимаются большинством голосов, либо консенсусом, или другим способом. Обычно при такой системе практически отсутствует иерархия. Как большинство коллективов не являются производственными кооперативами (потому что они не занимаются управлением бизнеса и не владеют им), так и множество кооперативов не управляются коллективно (потому что они осуществляют контроль через представителей, а не напрямую). Тем не менее, большое количество производственных кооперативов небольшого размера используют формат коллективного управления. Кооператив — это форма собственности и управления. Коллективное управление — форма менеджмента.

Является производственный кооператив коммерческим, некоммерческим или неприбыльным? Эти определения могут по-разному толковаться, что может вносить путаницу, и является одной из причин почему мы используем слово «избыток» вместо «прибыль» для сектора производственных кооперативов. Это, безусловно, является правдой, что производственные кооперативы стремятся вести «здоровый» бизнес, что означает получать прибыль, оплачивать все расходы и еще и иметь остаток после этого (избыточный капитал). Но коммерческой организацией обычно называют предприятие, которым владеют один или несколько инвесторов, целью которого является получение прибыли от инвестиций (для собственников). Если получение прибыли означает зарабатывание дополнительных денег, вознаграждения для владельцев (которые не работают на предприятии), тогда кооператив прибыль не получает, ведь у него нет внешних владельцев.

С другой стороны, некоммерческие организации обычно оказывают образовательные, благотворительные и другие услуги, и должны реинвестировать всю нераспределенную прибыль в собственные операции для удовлетворения специальных государственных или федеральных требований по освобождению от налогов и других льгот. Производственные кооперативы редко занимаются благотворительностью и тот факт, что его участники являются его же собственниками, также противоречит принципам некоммерческих предприятий, у которых, строго говоря, нет владельцев. Используя эти определения, производственный кооператив нельзя отнести ни к коммерческим компаниям, ни к некоммерческим.

Однако, легко поместить производственный кооператив где-то посередине этих двух категорий: ведь, с одной стороны, он стремится получить дополнительную прибыль от управления коммерческим предприятием, с другой стороны, возвращает её сотрудникам-собственникам, либо реинвестирует, а не отправляет внешним инвесторам-собственникам. По этой причине производственные кооперативы называют себя некоммерческими предприятиями.

Является ли производственный кооператив отдельным типом юридического лица? Опять же, эти термины имеют несколько толкований, и могут варьироваться от штата к штату («штат США» — Примечание переводчика). Принципы производственного кооператива (владение сотрудниками, демократическая система контроля, распределение дополнительной прибыли согласно вкладу каждого и т.д.) могут быть прописаны в нормативных документах юридического лица любого типа: товариществе, обществе с ограниченной ответственностью, товариществе с ограниченной ответственностью, или стандартной корпорацией.

Если не очень придираться, производственные кооперативы даже можно приравнять к некоммерческим организациям или индивидуальному предпринимательству. Однако, в некоторых Штатах Америки законодательно регламентированы уставы таких предприятий — по сути представляющие из себя гибрид партнерства, коммерческой и некоммерческой организации, где чётко прописано, как должны быть организованы производственные кооперативы, какую структуру иметь, и какие из них могут рассчитывать на специальные условия налогообложения, право иметь в названии слово «кооператив», и другие преимущества. Одни производственные кооперативы принимают решение следовать этим требованиям законодательства, другие нет.

Поэтому когда вас спрашивают: «Являетесь ли вы производственным кооперативом?» они могут иметь в виду: «Принадлежит ли ваш бизнес работникам и ими же управляется, согласно принципам кооператива?» или «Соответствует ли ваша организация законодательным требованиям Штата к кооперативам?». Да они вообще могут спрашивать о том, управляется ваш бизнес коллективно или нет. Особенно если вы только начинаете новый бизнес, важно убедиться, что у всех участников обсуждения единое понимание предмета.


Вы можете заметить, что далее по тексту дана информация, очень схожая с приведенными источниками. Это связано с тем, что невозможно покрыть большое количество важных этапов создания стартапа в формате производственного кооператива в рамках этого краткого руководства; по крайней мере на том уровне глубины погружения в вопрос, который необходим для серьезного качественного старта Вашего бизнеса. К счастью, другие авторы уже проделали эту работу, поэтому мы просто дадим общее представление о процессе и укажем Вам, где найти более детальную информацию.

1. Найдите будущих партнёров по кооперативу


Итак, вы хотите организовать производственный кооператив. Отлично! К сожалению, в одиночку это сделать невозможно. Вам нужно будет найти партнёров — как минимум двух, но лучше, для начала, от трех до пяти. Возможно, у Вас есть на примете друзья, коллеги по цеху (или даже конкуренты!), с кем вы готовы работать вместе. Если нет, это могут быть и люди, с которыми Вы пока не знакомы: можно поискать в Союзе фрилансеров, в релевантных группах в социальных сетях, либо по списку контактов в Вашей индустрии. Дайте знать людям вокруг, что у вас есть желание основать кооператив, и посмотрите, кто откликнется!

2. Согласуйте единую концепцию развития


Соберите команду, объясните, почему Вы хотите запустить производственный кооператив, и приготовьтесь слушать, ведь теперь это общий проект! Скорее всего, у всех будет разное мнение о том, чем должен заниматься кооператив, поэтому формат организации, которую вы в итоге запустите, может отличаться от Вашего изначального представления. На этом этапе очень важно проявлять гибкость и открытость к новым идеям. К примеру, одним может быть важно сокращение расходов за счет объединения в команду, а для других главной мотивацией станет возможность брать большие проекты за счет наличия участников с разнообразными навыками.

Будете ли вы группой специалистов, которые делают примерно одно и то же, либо станете командой, объединяющей работников с разной специализацией? Как будете делить проекты? Клиентов какого типа обслуживать? Почему? Это не обязательно является плохим знаком, если интересы в группе расходятся. Возможно, вам стоит запустить несколько кооперативов!

Прежде чем приступить к запуску, вам нужно написать концепцию развитию кооператива, которая устраивает и вдохновляет каждого члена команды. На данном этапе не нужно прописывать всё детально, тем не менее, важно, чтобы все ясно представляли себе, чем производственный кооператив будет заниматься и в чём выгода объединения в сравнении с индивидуальным фрилансом. И важно, чтобы каждый понимал основные принципы демократического управления (разделение власти и ответственности) и владения (общие риски, общее вознаграждение).

3. Разработайте процессы работы

В скором времени, вам придется начать принимать решения. Прежде чем двигаться дальше, вам нужно утвердить процесс принятия решений, который всех удовлетворяет. Он будет применяться на этапе создания кооператива, и, возможно, эволюционирует в модель управления после его запуска. Два главных вопроса, на которые нужно ответить: (1) кто будет принимать решения, и (2) как они будут это делать? К примеру, какие вопросы требуют группового обсуждения и вовлечения всей команды в принятие решений? Какие решения могут быть делегированы отдельным лицам или небольшим группам? Будет ли группа принимать решения большинством голосов? Подавляющим большинством (например, 75%)? Или группа будет использовать измененный или формальный консенсус? Процесс должен быть предельно ясным, особенно в отношении кворумов, голосов избирателей, ограничений по времени, затраченных на дебаты, и других, на первый взгляд, мелких деталей.

Управление по принципам прямой демократии является нормой в небольших производственных кооперативах, но крайне важно, чтобы каждый член команды действительно принял эту модель, прежде чем вы пойдете по этому пути. Если все участники настроены серьезно, она может работать превосходно, но если нет, то может обернуться кошмаром. Процесс принятия решений — это гораздо больше, чем просто подсчет голосов. Вам нужно подумать об «инклюзивности, вашей преданности следованиям демократическим принципам, взаимоотношениях между людьми в группе, и всех вопросах, связанных с групповой дискуссией: правах выступающих и обязанностях (постановка повестки, информирование, формулирование, убеждение, голосование, и возможность расхождения во взглядах), а также о правах и обязанностей слушателей (осмысление и обсуждение)» [Gastil, стр. 16].

Потратьте время на разработку сценариев на случай, если обсуждение зайдет в тупик. Предлагаем к прочтению по этой тематике:

McLeod, Andrew and Williams, Rachel Deciding how to Decide and Consensus Decision Making. Northwest Cooperative Development Center, Olympia, WA. 2008.

Gastil, John Democracy In Small Groups: Participation, Decision Making & Communication. New Society Publishers, Gabriola Island, BC. 1993.

Kaner, Sam, et al. Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making. New Society Publishers, Gabriola Island, BC. 1996.

4. Создайте план запуска, который поможет вам начать работу

Отлично, у Вас есть команда, согласованная концепция развития и общее представление о том, как вы будете принимать совместные решения. Теперь пришло время для первого совместного проекта: превратите себя из группы заинтересованных людей в работоспособный, полноценный производственный кооператив!

Потратьте некоторое время на проработку шагов 5–10, описанных ниже, и сформируйте на основании этого план запуска.

Разбейте проект на более мелкие задачи, оцените даты завершения и сроки, сопоставьте их с человеческими ресурсами, согласно навыкам и опыту участников, разбейте их на группы. Здесь вы можете протестировать (и отладить) процесс принятия решений, который был утвержден на шаге 3. Фасилитатор, координатор или председатель могут тут понадобиться, чтобы направлять людей и удостовериться, что работа выполняется и все идет более-менее по плану. Убедитесь, что все готовы учиться вместе, в процессе совместной работы.


5. Проанализируйте себя и свои возможности

Вы — группа фрилансеров, полностью поглощенная своей основной специализацией, верно? Вроде бы так. При этом у большинства участников кооператива, вероятнее всего, есть навыки и опыт, которые они не «демонстрируют», либо даже забыли о том, что они имеются. Ваше новое предприятие будет требовать более глобального видения, и его с высокой долей вероятности будет ждать процветание, если каждый будет полностью осознавать, какой вклад может внести для успеха общего дела. Опыт работы в таких областях, как маркетинг, подготовка коммерческих предложений, бухгалтерия, управление бизнесом, ведение переговоров, организация встреч, обучение, техническая поддержка, обслуживание офиса и даже политика, может иметь неоценимое значение для кооператива.

Прежде чем вы пойдете дальше, потратьте некоторое время на самые настоящие раскопки. Подумайте о проведении опроса, который будет выходить за рамки резюме, содержать открытые и проверочные вопросы. Этот процесс обычно приносит приятные сюрпризы; по завершении практически все впечатляются тем, что нового они узнали о своей команде и изменению представлений о ее возможностях. Таким образом, данный процесс не только проясняет доступные ресурсы кооператива, но и способствует объединению команды, а также рождает идеи по выходу на новые рынки, предложение новых услуг, другими словами, возможности, о которых вы раньше даже не думали.


6. Проверка осуществимости идеи: семь раз отмерь

На этом этапе уверенность всех участников довольна высока. Как группа независимых профессионалов, вы вероятнее всего чувствуете, что ваших знаний достаточно для успеха. При запуске бизнеса с нуля, имеет смысл провести исследование рынка и экономическую оценку целесообразности для того, чтобы детально обосновать и количественно оценить вашу отличную идею.Если на рынке клиентов недостаточно, или стоимость ваших услуг будет для их уровня дохода слишком высока, лучше знать об этом заранее и не тратить деньги и время на идею, которая себя не оправдает.

В вашем случае, вы запускаете бизнес похожий во многом на то, чем команда кооператива раньше занималась в одиночку, поэтому, скорее всего, у вас уже есть довольно ясное представление о том, будет ли бизнес-модель кооператива осуществима. Но если Вы хотите добавить новые элементы в свою бизнес-модель, нужно хорошенько подумать о том, каких финансовых показателей вы можете достичь. В любом случае, экономическая оценка целесообразности (неофициальная или строго формальная, в зависимости от ваших потребностей) — это важный этап в развитии вашего кооператива.

Итак, Вы на этапе «семь раз отмерь». Это не только проявление осторожности (и так называемая «юридическая экспертиза»); также Вы сможете быть уверены, что все члены команды осведомлены о возможностях, открывающихся перед ними. Есть и другая причина — это обучение команды, ведь крайне важно, чтобы у вас были общие ожидания относительно будущего вашего кооператива. Проведите SWOT — анализ, чтобы определить ваши сильные стороны, слабости, возможности и угрозы (шаг 5 Вам в помощь), и организуйте мозговой штурм на тему того, как смягчить негативные факторы и по максимуму использовать позитивные. Какие внести изменения? Нужен ли вам офис, дополнительное оборудование, помощь бухгалтера и т.д.? Хотите ли начать с малого и пока работать дома в гостиной, а потом уже вырасти в отдельный офис? Или вы готовы сразу инвестировать в какие-то вещи?

Соберите команду участников вашего коллектива из тех, кто любит покопаться в цифрах, потратьте время на расчёты, а затем организуйте общую презентацию. Особое внимание уделите финансам — хотя Вам может и не понадобятся большие инвестиции от участников кооператива, преданность делу, объединенная с финансированием умножает ваши шансы на успех.

Перепроверьте свою маржу, расходы, налоговые обязательства и т. Д. Сделайте консервативный прогноз ваших расходов и доходов. Создайте как оптимистичные, так и пессимистичные сценарии и убедитесь, что все о них осведомлены и отдают себе отчет в возможных рисках.

Хотя ваша команда имеет достаточно знаний о рынке, на котором вы планируете работать, не лишним будет организовать нестандартное маркетинговое исследование. Многие, кто имеет опыт запуска кооперативов, подчеркивают необходимость проведения относительно объективной экономической оценки целесообразности независимым человеком, чтобы ее признали заслуживающей доверия; контакты можно получить в справочнике Democracy at Work, указанном в шаге 8.

Консультация профессионального маркетолога в вашей сфере как минимум позволит сверить ваши предположения и дать критическое представление о трендах индустрии и новых рынках. Некоторые кооперативы предпочитают отдавать проведение маркетинговых активностей на аутсорсинг, чтобы сотрудники могли сосредоточиться на выполнении производственных задач, которыми им нравится заниматься. Необходимо, чтобы ваша команда устроила яркую маркетинговую презентацию, где каждый расскажет о результатах проведенных исследований, и тогда дух сотрудничества будет способствовать поиску новых, более крупных клиентов.
Результат этого процесса также станет базой для разработки Вашего бизнес-плана, о чем пойдет речь в следующих шагах.


7. Бизнес-план

Если вы добросовестно прошли все предыдущие шаги, на этом этапе вам просто нужно будет «собрать всё воедино». Возможно, разработка бизнес-плана не откроет для вашей команды ничего нового, но в процессе вы обратите внимание на зоны, требующие более детальной проработки или группового обсуждения. Также это важно для введения в курс дела новых членов кооператива — фрилансер, раздумывающий о присоединении к вашей команде, захочет посмотреть бизнес-план предприятия и получить всю необходимую для принятия решения информацию.

Если Вы хотите взять кредит или получить кредитную линию в банке, потенциальные кредиторы захотят ознакомиться с бизнес-планом, и пожелают, чтобы он был очень детально проработан. (Итак, еще раз: если вы начинаете с малого, с самофинансирования, вам может и не понадобится очень формально написанный бизнес-план. Но в случае необходимости привлечения новых участников, либо кредитных средств, он должен быть написан по всем правилам). Важно, чтобы ваш бизнес-план чётко отражал финансовые и другие риски для его участников, и тогда ваши потенциальные партнёры будут иметь возможность принять взвешенное решение до того, как инвестируют время, энергию и свой капитал.

Традиционный бизнес-план обычно содержит: краткое резюме документа, информацию о компании, описание продуктов и услуг, маркетинговый и финансовый планы, а также различные сопровождающие документы. Так как вы, как группа профессионалов, хорошо знакомы с индустрией, возможно, сможете написать большую часть силами кооператива. (С другой стороны, независимая оценка добавит авторитета для кредиторов, если вам нужно дополнительное финансирование. Если вы планируете привлечь профессионала позже, сфокусируйтесь сейчас на сборе информации и выработке основных стратегий, а придание финального лоска оставьте ему).


8. Организационный план

Наконец, пришло время определиться с типом юридического лица, который будет использовать ваш кооператив, и его оформить. Будет ли ваш кооператив партнерством, обществом с ограниченной ответственностью или корпорацией? Есть ли в вашем штате особое законодательство о компаниях кооперативного типа? Вы должны изучить преимущества и недостатки всех возможных типов и обсудить их командой. Наиболее важные вопросы: в каком объеме владельцы разделяют юридическую ответственность организации; каким образом облагается налогом прибыль предприятия; насколько легко зарегистрировать юридическое лицо и им управлять; и насколько легко будет добавлять или исключать членов в будущем.

Можно обратиться к уже работающим ИТ-кооперативам, чтобы они поделились с вами своим опытом. Если у вас есть возможность нанять опытного адвоката, который бы помог вам разобраться с юридическими аспектами во избежание серьезных неприятностей в будущем, это определенно стоит сделать. (Но остерегайтесь адвокатов, которые не разбираются в особенностях работы кооперативов. Некоторые из них имеют сильные ложные убеждения в этом вопросе и только внесут путаницу).

Когда определитесь с правовой структурой, создайте ваши основные уставные документы, управленческие и операционные процедуры. Вам может потребоваться соглашение о партнерстве (для полного товарищества), Устав организации и учредительный договор (для ООО), или Свидетельство о регистрации корпорации (в случае Корпорации). Среди прочего, в них должны быть обязательно прописаны: первоначальная капитализация участников, ответственность, процедура принятия решений, распределение прибыли, правопреемство, выход участников и процедура ликвидации.

Этот этап может отнять много сил, но небольшая предусмотрительность в этих вопросах позволит предотвратить очень болезненные ситуации в будущем. Некоторые люди легко справляются с такого рода работой. Вам нужно обнаружить таких в вашей команде и предоставить им возможность руководить этим процессом. Опять же, помощь адвоката здесь будет очень полезна, либо вы можете позаимствовать для переработки Уставные документы функционирующих производственных кооперативов.

Если вы разработали документы самостоятельно, вам нужен юрист, который, по крайней мере, проверит их, прежде чем вы пойдете дальше. Также вам нужно создать первоначальный план операционной деятельности, где будут описаны все политики и процедуры, по которым ваш кооператив будет работать.


9. Регистрация и запуск

Во-первых, прежде чем получить первый доллар дохода, найдите хорошего бухгалтера, который настроит бухгалтерский учёт вашего кооператива. Если в вашей команде есть человек, который «дружит с цифрами», он может выполнять эту роль; в противном случае вам может потребоваться помощь внешнего специалиста. В любом случае, настройте эту работу заранее. Позже вы скажете себе за это «спасибо».

Теперь, когда все предварительные подготовительные этапы пройдены и вы готовы совершить финальные шаги и юридически основать свой бизнес. Далее подайте все необходимые документы и ждите подтверждения; зарегистрируйтесь в Вашем штате и Федеральном правительстве, чтобы получить реквизиты работодателя; зарегистрируйте свое предприятие. (Вероятно, в вашем штате или городе доступны «Руководства по запуску предприятия малого бизнеса», которые помогут вам не пропустить ни одного шага). Соберите со всех участников первоначальные денежные взносы («долевое участие») и положите их на открытый для вашего кооператива банковский счет. Потратьте время на изучение различных видов страхования бизнеса и приобретите подходящую вам страховку (особенно важно обеспечить страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, страхование на случай ущерба вследствие ошибки или упущения).


10. Ведение деятельности


Вы сделали это! Хотя, постойте, это — только начало пути. Начните свой бизнес! Поделитесь информацией о вашем новом статусе с существующими клиентами, или разместите рекламу для поиска новых. Обязательно раскрывайте преимущества вашего кооператива в своих маркетинговых активностях; Вы, возможно, с удивлением узнаете, что люди счастливы работать с вами, так как они воспринимают вашу команду как демократичную, заслуживающую доверия, ответственную и этичную, либо по каким-то другим позитивным о вас представлениям.

Скорее всего, многие вещи проявятся только после того, как вы по-настоящему начнёте работать вместе: не совсем работающие структуры и процедуры, всплывут ситуации, к которым вы не были готовы. Ничего страшного, просто обязательно фиксируйте ваши операционные политики и процедуры и пересматривайте их в случае необходимости.

Обязательно часто встречайтесь всем составом кооператива. Подробно ведите протоколы каждого собрания — прописывайте обсуждаемые вопросы, принятые решения и совершенные действия. Тщательно записывайте и храните эти записи, поскольку они являются юридическим подтверждением ваших бизнес-решений.

Убедитесь, что ваши сотрудники в курсе положения дел в кооперативе: его политиках и процедурах, финансовом положении и т. д. Большинство производственных кооперативов считают, что это способствует непрерывному обучению всех участников — в области финансов, управления бизнесом, маркетинга, а также развитие корпоративной культуры, что укрепляет бизнес и способствует предотвращению проблем. Поддерживайте отношения с другими производственными кооперативами в вашей отрасли и в регионе для получения поддержки и поддержания духа солидарности. Если в вашем районе есть местная федерация производственных кооперативов, присоединяйтесь!


Далее следуют истории десяти небольших демократически управляемых поставщиков ИТ-услуг, рассказанные из первых уст. Семь из них являются производственными кооперативами со всей территории Соединенных Штатов, предоставляющими широкий спектр технологических услуг (проектирование, программирование, хостинг, ремонт) с разными бизнес-структурами. За ними следуют истории трех кооперативных предприятий, которые не совсем можно назвать производственными кооперативами: одно в процессе трансформации в кооператив, неформальный кооператив производителей и неформальный кооператив потребителей, управляемый на добровольной основе.

Каждый из десяти авторов говорит с разных точек зрения — вы прочтете истории формирования кооперативов и их деятельности, узнаете о финансовых структурах, истории запуска бизнеса, совместной работы, аспекты организации работы группы и процесса принятия решений, условиях труда, схемах

© Habrahabr.ru