[Из песочницы] Как не потерять посещаемость при переезде на новый домен: кейс «Все10»
Мы постоянно набираем тексты на клавиатуре, поэтому неудивительно, что клавиатурные тренажеры пользуются популярностью. В 2009 году компания «Реактор» создала клавиатурный тренажер «Все10». В месяц его посещали порядка 50 тысяч пользователей.
В 2013 году был создан по образу и подобию «Все10» англоязычный тренажер Ratatype, ориентированный на Америку. Спустя 5 лет — русский Ratatype, который гораздо современнее «Все10», мы постоянно занимаемся его развитием, а так же он удобнее для масштабирования. Кстати, Ratatype существует еще на украинском, французском и испанском языке.
В конце 2018 года на Ratatype.ru добавили русские уроки, так что он стал полноценным тренажером русского языка, и необходимость поддерживать «Все10» отпала. Зато появилось много вопросов о том, как лучше перенести данные пользователей. На «Все10» зарегистрированы 1,9 млн человек, многие из них ходят на сайт, тренируются и получают сертификаты скорости. Поэтому решили не просто закрыть «Все10» и настроить редиректы, но и перенести базу пользователей с их достижениям.
Ожидания
Для нас важно было не потерять аудиторию. Переезды на другой домен уже несут определенные риски, а в нашем случае менялся не только домен, но и весь сайт. Перед переездом мы решили, что посещаемость просядет однозначно: частичное проседание органического трафика, нежелание пользователей оставаться на сайте при редиректе. Мы решили, что хорошим результатом будет процент падения в районе 10.
План переезда
Мы определили несколько важных этапов переезда:
- предупредить пользователей;
- перенести базы пользователей и их результатов обучения;
- настроить редиректы;
- разослать письма о переезде.
А теперь по порядку
- Прежде всего мы решили предупредить пользователей «Все10» о том, что вскоре их ждут перемены. На главной странице под логотипом вывели сообщение, ведущее на новость о переезде.
- Затем занялись переносом всех достижений пользователей (результаты обучения, сертификаты и даже аватарки) и сделать это было несложно, т.к. Ratatype спроектирован так же, как и «Все10», так что таблицы с пользователями и их данными были идентичны.
- Но совсем без сложностей не обошлось. С 2013 года проекты существовали одновременно, а значит, пользователи пересекались, их достижения могли быть на двух проектах разные и это усложнило работу. Так что для таких пользователей мы объединили все их результаты.
- За 10 лет «Все10» собрал приличную ссылочную массу и находился на довольно хороших позициях по ключевым запросам. Поэтому для нас было важно правильно настроить редиректы, чтобы новому сайту передать хотя бы часть его мощи. Для этого использовали 301 редирект, но постранично, чтобы распределить ссылочную массу равномерно.
- А чтобы пользователи не пугались и не убегали после редиректа, то решили не просто редиректить их на Ratatype, а выводить для них сообщение о том, почему все пошло не так, как они ожидали.
- Подготовили скрипты переноса, тщательно протестировали все возможные варианты. Продумали редиректы. И началось самое интересное. Скопировали всю базу, начали ее миграцию на Ratatype, при этом работу «Все10» не прекращали. Мы понимали, что если на этом этапе просто закрыть сайт, то начнут сыпаться вопросы от пользователей «Почему не работает сайт?», «А когда заработает?», «Как перенесли?», «А моих данных нет нигде». Поэтому на данном этапе «Все10» продолжал существовать. Миграция длилась почти сутки. Все прошло успешно.
- Затем настало время закрыть «Все10». Включили редиректы, все. «Все10» больше нет. Осталось только перенести тех пользователей, которые тренировались во время миграции. Так что следующим этапом мы донесли всех везунчиков, которые тренировались в последний день жизни «Все10».
- После того как все работы по переносам завершились, мы разослали письма пользователям «Все10» о произошедших изменениях.
В цифрах
Посещаемость наших тренажеров очень зависит от сезональности. Поэтому для чистоты эксперимента будем сравнивать аналогичные периоды год к году. Данные «Все10» — июнь-июль 2018, Ratatype.ru — июнь-июль 2019. Напомню, что мы ожидали проседание посещаемости процентов на 10.
- Посещаемость: +22% (а из органики +38%)
- Показатель отказов: -50% (с 48,94% до 19,67%)
- Среднее время на сайте: + больше чем в 2 раза (с 5 минут, до 12)
Пользователей стало больше, они проводят на сайте больше времени, смотрят больше страниц.
Мы однозначно остались довольны переездом, хотя в начале и были некоторые опасения. А еще супербонусом стало значительное увеличение прибыли.