[Из песочницы] Как автопилот въехал в нашу жизнь, а мы и не заметили
Современные технологии стали неотъемлемой частью урбана, передовые страны следуют мировым тенденциям и вводят гаджеты, упрощающие жизнь горожан. Россия не стала исключением на пути к созданию инновационных городов. В 2019 году дали зеленый свет беспилотным автомобилям на улицах Москвы и Казани.
В правительственном эксперименте до конца года примут участие 150 автопилотируемых прототипов, сообщил президент партнерства «ГЛОНАСС» Александр Гурко. Следуя постановлению, российские компании, участвующие в испытаниях, обязаны регистрировать каждый самоуправляемый автомобиль, а за рулем должен быть водитель-страховщик. В то время как, зарубежным маркам беспилотных автомобилей, таким как Tesla, нет необходимости соблюдать тестовый режим.
В этом году беспилотные автомобили стали центром внимания благодаря двум дорожно-транспортным происшествиям. В ноябре беспилотник Яндекс въехал в легковой автомобиль в районе Аминьевского шоссе, пресс-служба компании уверяет, что авария произошла по вине тестировщика и автономная система управления тут ни при чем. Вторая авария, которая несколько дней активно обсуждалась в СМИ, произошла на МКАДе. Электрокар Tesla врезался в неподвижный эвакуатор и взорвался. Несмотря на очередной факт возгорания Tesla, ДТП не стало бы сенсацией, если бы не автопилот. Именно он управлял автомобилем в потоке в Москве.
Нейронная сеть беспилотника совершенствуется изо дня в день. Накапливая негативный опыт в базе данных, разработчики обучают нейросети, чтобы «робокар» не повторял ошибок. И что если Tesla соберет достаточное количество инфо-часов и устранит такие баги? Окажется, что наблюдательные способности беспилотника оставили человеческие далеко позади.
Система из датчиков, камер и специальных лидаров сканирует дорожную поверхность и обстановку в режиме 360 градусов, страхуя транспорт и пассажиров не только от собственных ошибок, но и от чужих. И все же важнейшим преимуществом беспилотников остается искусственный интеллект (ИИ), который в отсутствие сбоев, способен буквально предвидеть аварии.
Согласно общепринятой классификации SAE, существует 5 уровней автономности автопилотов. На первых уровнях водитель сам ведет машину, а система только помогает при необходимости, например, поддерживает скорость. Начиная с третьего уровня, устройство может самостоятельно вести машину на магистралях и парковаться, а уже с 4-го уровня водитель может спать за рулем и полностью доверится искусственному интеллекту. Высокие уровни автопилотирования реализованы пока только в выставочных экспонатах.
Как утверждают исследования Intel и Strategy Analytics, система обучится безрисковому вождению в течение 10 лет. И это сможет сохранить полмиллиона жизней в местах наибольшего развития в период с 2035–2045 года. Ведь по данным профильной ассоциации, ежегодно по всему миру в автомобильных авариях погибает более 1,25 млн. человек.
Однако владельцы Tesla уже настолько привыкли к, казалось бы, надежному ИИ, что спят за рулем. Так, в США случайный очевидец запечатлел на хайвее электрокар, водитель и передний пассажир которого уснули в пути. Tesla предупреждает владельцев о небезопасности такого «вождения», но водители чрезмерно доверяют системе, и такие случаи встречаются все чаще.
Ученые из MIT опросили участников дорожного движения, предложив им непростой выбор: спасение большего количества людей или жизнь владельца автомобиля. С одной стороны, опрошенные выступали за спасение пешеходов, допуская гибель водителя. С другой стороны, покупать автомобиль, который не пощадит их самих за рулем, опрошенные категорически отказались.
Эта дилемма присуща только автомобильным дорогам. Вероятно, поэтому в отличие от авиационного, железнодорожного и морского транспорта, где на пути прогресса мало преград в прямом и переносном смысле слова, в автоиндустрии автопилот все еще применяется с опаской.
Газ и тормоз беспилотников в России
Ситуация с российским рынком автопилотов выглядит неоднозначно. С одной стороны, консультанты из KPMG оценили готовность России к внедрению беспилотных автомобилей 22 местом из 25. В то же время аналитики из GlobalData выделили работу российских разработчиков. По мнению Давида Легрета (David Leggett), российские инженеры займут значительное место в конкурентной борьбе среди «робокаров», а к 2028 году в России будет производиться более 3-х миллионов беспилотников в год, но объем мирового рынка аналитики не уточнили.
Российским компаниям еще не удалось добиться бесперебойной работы систем автономного управления автомобилями и монетизироваться на внутреннем рынке. В декабре 2019 года прошли соревнования беспилотных автомобилей в сложных погодных условиях — Up Great «Зимний город». Призовой фонд конкурса составляет 175 млн рублей. В этом году ни одна из команд так и не смогла преодолеть запрошенный технологический барьер, несмотря на то, что изначально заявились 30 участников, а до финала добралось только 5 команд: StarLine, НГТУ, Авто-РТК, МАДИ и BaseTracK.
Тем не менее эпизодические успехи всё же заметны. 2019 год был плодотворным для российских разработчиков: КАМАЗ стал использовать беспилотные грузовики для перевозок внутри промзоны, а фирма Cognitive Technologies разработали систему компьютерного зрения для Hyundai Mobis и заключили договор со Сбербанк по развитию инновационного транспорта. Стартап BaseTrack представил беспилотное маршрутное такси, которое работает на основе высокоточной навигации без использования дорогостоящих лидаров.
Парк беспилотных автомобилей Яндекс достиг ста прототипов к концу 2019 года. По словам руководителя направления беспилотных автомобилей Яндекс Дмитрия Полищука, количество тестовых машин увеличится до тысячи в 2020 году. В сентябре этого года руководители популярной поисковой системы заявили, что их беспилотники проехали в целом в США, России и Израиле более 1 миллиона километров. Кроме того, стало известно, что в декабре 2019 года компания перешла на лидары и камеры собственного производства, что вдвое дешевле иностранных аналогов. Аналитики банка UBS предсказывают, что к 2030 году Яндекс будет монополистом на российском рынке беспилотников, ожидается капитализация их бизнеса в более чем 6,4 млрд. долларов.
Медвежья услуга
Пока российские беспилотные автомобили формально могут разъезжать по нескольким городам и то только в тестовом режиме. В октябре 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах Москвы и Казани. Тесты начались с 1-го декабря 2018 года и продлятся до 1-го марта 2022 года, у всех прототипов будет знак «А» — «Автономное вождение».
Де-юре государство признало положительные стороны внедрения самоуправляемых автомобилей: в постановлении отмечается минимизация использования топлива на 19–22%, уменьшение потраченного времени в пути на 26–30% и снижение аварийности и другие. Вместе с тем регулятор уже на этапе испытаний начал создавать для технологии явные административные ограничения.
Так, например, беспилотную технологию разрешили испытывать только в присутствии пилота. Кроме того, регулятор обязал компании-разработчиков из России проводить сертификацию каждого тестируемого автомобиля в профильном центре ФГУП НАМИ. Процедура занимает 25 дней и обходится в 214 тыс. руб. за авто. Причем зарубежных производителей автопилотов документ вывел из-под регулирования, чем поставил российских производителей в заведомо невыигрышные условия.
Директор направления разработки беспилотников Яндекс Артем Фокин сетует на то, что развитие технологии сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы в России, а также наличием административных барьеров, например, таких, как процедура сертификации НАМИ. По прогнозам J’son & Partners правовые вопросы касательно самоуправляемых автомобилей удасться решить не ранее 2023 года.
Через тернии к звездам
Tesla предупреждает, спать за рулем пока рано. По мнению экспертов Mckinsey ближайшие десять лет искусственному интеллекту беспилотника нужно учиться и наматывать инфо часы, чтобы водитель мог полностью довериться беспилотной машине. Технологии управления автомобилями предстоит непростой путь, Марк Роузкайнд (Mark Rosekind), бывший глава Национальной службы по обеспечению безопасности дорожного движения США, говорит, что гибель людей на этапе испытаний беспилотных автомобилей неизбежна. Кроме того, отлаживание нормативно-правовых вопросов тоже требует времени. Так, по мнению американского эксперта Натана Гринблата (Nathan A. Greenblatt) самоуправляемые машины будут готовы раньше, чем законы, регулирующие их деятельность.
Развитие беспилотных автомобилей это тернистый, но самый верный путь. Аналитики UBS, KPMG и McKinsey отмечают, что перемены, которые несет автопилотируемый транспорт имеют неоценимое значение. Беспилотные автомобили устранят 90% аварий и спасут тысячи жизней. Возможно, уже через поколение люди могут даже не знать, что такое автокатастрофа и что в ней могут быть погибшие или пострадавшие. Так же как и «поколение Z» не представляет, что такое палец застрявший в дисковом телефоне.
Автор: Амина Эмерсон