[Из песочницы] Как я уехал работать айтишником в Лондон
На протяжении всей моей карьеры в молодой прибалтийской республике у меня постоянно росло ощущение того, что «надо валить». Причины этого достойны отдельной главы, которую я опущу. Суть в том, что понимание этой необходимости стало невозможно игнорировать — надо было действовать.Я мог выбирать между Западом и Востоком — как гражданину ЕС и рожденному в СССР, мне были открыты оба направления, миграционные проблемы ограничивались бумажными формальностями. Тут надо сказать, что решение принималось о перманентном изменении, возврат назад вообще не принимался в расчет — это сильно упростило многие решения в дальнейшем.
Достаточно быстро все свелось к трем вариантам — Москва (остальная Россия не рассматривалась), крупная агломерация в Германии — Мюнхен был наиболее привлекателен и Лондон. Все три имели хорошие перспективы с точки зрения карьеры и финансов. Германия отпала из-за незнания немецкого. У меня был опыт работы за границей и даже в ИТ отсутствие знания местного языка — огромный минус. Москву не одобрила семья. Оставался Лондон.По старой привычке я делю всех в ИТ на программистов и администраторов. Это давно уже на порядок сложнее, но я начал в 90-х и тогда можно было разделить всех на инженеров, постоянно пишущих код, и тех кто пишет код только когда надо что-то пропатчить или апдейтить. По этой классификации я администратор, исключительно серверов, преимущественно Unix и Windows. На момент переезда работал системным интегратором в крупном банке.
Кажется присказка закончена, теперь, наконец, сам переезд.
После выбора собственно точки переезда, надо было удаленно найти работу, распланировать переезд, накопить денег и еще много всего. Так делают взвешенные, умные люди. Это очень хорошая и правильная тактика, но у нее есть неприятный недостаток — она не давала результатов быстро, а значит совершенно не сочеталась с моим темпераментом. Когда стало понятно, что поиск работы из-за границы займет месяцы, я бросил это. Купил нетбук, кинул его в портфель, уволился с работы, взял несколько сотен фунтов и кредитки, какие были, внимательно посмотрел в глаза жене — «я за вами вернусь» — и прыгнул в самолет.
Когда вылетал, за иллюминатором была метель, крылья обливали незамерзайкой — одним словом, зима. Однако по прилету меня встретила солнечная весна. Погода в Лондоне и на юго-востоке Англии теплая и мягкая и, что меня удивило — довольно много ясных дней. В течении весны-лета-осени температура колеблется от +10 до +25. О лютых морозах начинают говорить при -5. Такой вот солнечный Туманный Альбион.
Поскольку я не готовился к переезду, то прежде чем искать работу мне надо было найти жилье — до тех пор я жил в дорме — это такой «отель», в котором живут по 8 — 16 человек в к комнате. Стоит 10 фунтов в день.
В Лондоне кроме рынка квартир и домов есть очень неплохой рынок общежитий — flatshare. Это когда снимаешь одну комнату в доме\квартире, а удобства и кухня общие. Обычно к этому прилагается обязательство убирать все совместно используемые помещения. Надо ли говорить, что в общежитии главный аспект — это соседи. Очень часто владельцы фильтруют съемщиков по социальным или половым признакам. То есть берут, например, только работающих или только женщин. Животные и курение в доме, как правило, запрещены. Часто лендлорд живет в том же доме или неподалеку. Я снял свою комнату в 4-й транспортной зоне (в восточной части Лондона) за 350 фунтов в месяц + 10 фунтов стоил сносный интернет. Соседями были — африканка, индус и две британки — одна арабского происхождения. Все за 30, все работающие. Очень тихие и приятные соседи. Поиск занял три дня, посмотрел всего 4 комнаты. Искал тут: www.intolondon.com
Второй задачей был поиск работы. Переехав в свою комнату, показавшуюся мне райским уголком после дорма, я принялся рассылать СV и беседовать с агентами. Два сайта, на которых я искал: — www.jobserve.com/gb/en/Job-Search— monster.co.uk
Надо отметить, что большая часть рынка труда проходит через агентства. Некоторые компании нанимают сами, некоторые ищут сами и через агентов, но агентства являются неотъемлемой частью рынка труда, поэтому с ними надо работать. Агенты мало чем отличаются от сотрудников HR, кроме того, что они получают комиссию за работника и, как следствие, рассматривают кандидатов через призму собственной выгоды. Поэтому на этапе прохождения агента важен не столько реальный скилл, сколько бойкость в ответах и формальное соответствие всем заявленным в предложении требованиям. Чтобы было понятно, скажу, что 90% того, что просят (технологий, фреймворков, систем, программ, наконец) должно быть указано в CV.
СV — важнейшая часть процесса. К сожалению, я поздно узнал, что агент читает только первую и лишь иногда вторую страницу резюме. Это стоило мне лишних недель поиска, поскольку на первую из пяти страниц поместились только фотка, имя, контакты и половина последнего места. Никаких шансов. К счастью, удалось понять, что что-то идет не так (был маленький процент звонков на количество отправленных заявок) и я принял меры.
Агенты выполнят важную функцию, они обсуждают «технические детали» вакансии — место, время и деньги. Да, о деньгах тут говорят сразу. Обычная бизнес логика — если предлагают N денег, а вам хочется N+50%, то темы для дальнейшего разговора просто нет и не надо тратить время друг друга. Тоже касается места и времени работы. Одним словом, к клиенту на собеседование можно попасть, только если вы готовы работать в данном месте за данные деньги. Могу сказать, что для инженера «с улицы» с 7–12 летним опытом рыночная ставка 40 000 — 60 000 фунтов в год. Потолок — 80 000. От этой суммы надо отнять 32%, что-бы получить «чистые деньги». При это программисты получают столько же или чуть меньше, чем админы. Из технарей хуже всех живут сетевики, лучше всех админы баз данных. Считать деньги можно тут: www.thesalarycalculator.co.uk/salary.php
После агента, если повезло, начинаются этапы обычные — телефонное и техническое интервью, беседа на общие темы. Обычно телефонное интервью является еще и техническим, работодатель пытается отсеять совсем уж никаких кандидатов. Я насчитал три типа технических интервью — «что ты делал», «как это работает» и «вопросы про галочки».
Первый — это рассказ на тему прошлого, что делал, как делал без углубления в технические детали. Вариант так себе, так как засветится знаниями не получится. О них просто не спрашивают. А что ты делал на прошлой работе — классика жанра.
«Как это работает» всегда был моим любимым вариантом, это когда спрашивают как работает тот или иной протокол или технология. Простой пример — как работает ДНС с примерами реализаций и их отличиями.
Ну, а вопросы про галочки — это когда спрашивают, на какой вкладке консоли можно посмотреть атрибуты сервера. Чистая лотерея, попал — не попал.
Техническое интервью — главное, именно на нем определяется, получишь вакансию или нет. Не то что бы облажаться на общем интервью нельзя — можно, но значительно труднее.
Поскольку у меня было паршиво сверстанное резюме, да и язык поначалу прихрамывал, мне пришлось ждать того редкого случая, когда сотрудников ищет сама компания силами своего отдела кадров. Они гораздо более терпимее к резюме. В итоге после 3-х интервью и 3-х недель ожидания они таки взяли меня. Итого поиск работы растянулся на 2 месяца.
Конечно, есть еще разные нюансы по оформлению National Insurance Number и открытия счета, но после устройства на работу это лишь технические процедуры — довольно простые.
Потом я еще искал и снимал квартиру, перевозил семью, увольнялся, открывал фирму и учился зарабатывать хорошие деньги. Но это уже в следующей части.