[Из песочницы] IT в системе школьного образования

?v=1

Приветствую, хабравчане и гости сайта!

Начну с благодарности за Хабр. Благодарю.

О Хабре узнал в 2007-м. Почитывал. Собрался даже написать свои соображения по какому-то животрепещущему вопросу, а попал в то время, когда «просто так» это сделать было нельзя (возможно и скорее всего — ошибался).

Тогда, будучи студентом одного из ведущих вузов страны по специальности «Физическая электроника», и представить себе не мог, куда выведет тропа судьбы. А вывела она в Школу. Обычную общеобразовательную, хоть и гимназию.

Выбирая хаб для публикации, остановился на хабе «Учебный процесс в IT», хотя пишу, скорее, об «IT в Учебном процессе».

В Школу меня привели странные на первый взгляд соображения. В 2008-м, размышляя о будущем, оглянулся вокруг и как-то не вдохновился системой (если таковая вообще имелась/имеется) микроэлектронной промышленности/инфраструктуры России. Причём за спиной была уже кратковременная практика на действующем предприятии по производству электронных компонентов. Примерно же в это время, стремясь к финансовой независимости от родителей, начал зарабатывать «свои кровные». Больше всего на тот момент подошло репетиторство по математике, физике, информатике. Как раз начали развиваться репетиторские «стоки заявок», вводилось ЕГЭ, несколько оторвавшее «кормушки» от школ и бросившее эти самые «кормушки» на съедение в том числе репетиторам. В общем, попал в струю, как говорится.

Закончив в 2010-м универ, устроился стажёром инженера-разработчика (как же романтично это звучало!) в вышеупомянутое предприятие. Постепенно, «спускаясь на землю» и чувствуя некую «безжизненность» (на тот момент) и финансовую бесперспективность своего профессионального положения (о колоссальной жадности при не менее колоссальной некомпетентности моего поколения написано немало книг и статей), постепенно отдалятся от инженерного дела и приближался к образовательному, учебному.

Нелепая мысль промелькнула: «Начинать надо не с заводов. Начинать надо со школьной скамьи». Угораздило же так подумать. Как оказалось, если и начинать, то начинать надо еще раньше, доходя до родителей, которые сами были детьми и т.д., т. е. процесс бесконечный…
Но что есть, то есть, и вот, добро пожаловать, — Школа!

Тем более, посчастливилось родиться мужчиной (уж очень «дефицитный продукт» в современной российской Школе), тем более, всегда любил учиться сам.

При этом не случайно упомянул о заядлом посещении Хабра в конце 2000-х. С детства был неравнодушен в том числе к IT. Эти первые впечатления о компьютере на папиной работе — папа иногда брал меня с собой и разрешал копаться в ПК с 95-той Виндой (эти заманчивые красные крестики на «окошках», которые было откроешь целую уйму, а потом с удовольствием закрываешь, этот «сапер» с всегда почему-то непредсказуемым результатом, эта непонятная «косынка», в которую почему-то «рубились» папины коллеги, какие-то непонятные бумажные ленточки…). Все это вызывало жуткий интерес и благоговейный трепет перед «загадочной машиной».

Следующий эпизод связан с летом у бабушки в деревне, где, взяв в библиотеке, проводил время с книжкой по истории программирования. Тогда я узнал об Аде Лавлейс, Чарльзе Бэббидже, Конраде Цузе, Алане Тьюринге, Джоне фон Неймане, Дугласе Энгельбарде и многих многих других классиках и пионерах IT (читая сейчас книжку об IT в СССР, понимаю, что летний источник был далеко не полным!).

Да, будучи ярким (в плане материальной жадности) своего поколения, наверняка привлекался и огромными зарплатами, которые получают IT-шники. Но все же, постепенно взрослея и расставляя приоритеты, стал лучше понимать, что действительно является важным в жизни. Колоссальные зарплаты в IT (относительно средних значений на рынке труда) стали показателем актуальности и важности сферы IT сегодня и в ближайшем будущем. Постоянное взаимодействие с детьми влило вышеупомянутую «жизненность» в работу и расставила приоритеты (между созданием будущего образованного поколения и бешеным доходом — работу в современной Школе мало кто назовёт прибыльной, по крайней мере, сегодня).

Наблюдения, собранные за прошедшие 10 лет репетиторской и учительской деятельности, стойкий и сильный интерес к IT, позволяют сделать вывод о неудовлетворительном положении, если не катастрофичном состоянии IT в современном учебном процессе.

Если следовать мысли педагога-классика Джона Дьюи, и считать образование «не подготовкой к жизни, а самой жизнью», то наши современная система образования (если подходить системно, исключая приятные и вдохновляющие примеры некоторых Школ) — это не жизнь. А способность наших современных учеников обучаться — мертва.

Понятно, почему упоминаю жизнь и IT вместе. Сегодня IT проникла и продолжает проникать еще глубже почти во все сферы нашей жизни. И вот это «почти» — это наша система образования.
Поймите меня правильно, я ни кого не осуждаю и не обвиняю. Уверен, что те, кто принимает решение о том, какая должна быть и будет в ближайшее время система образования, искренне хотят улучшений и совершенства российской системы образования. Я лишь констатирую факт.

Сегодня школьный учитель является «отсталым существом» в глазах ученика, человеком каменного века, который не то что не «запостит туториал в ТикТоке или Инсте», чтобы стать каким-никаким «крашем», но даже не всегда может пользоваться возможностями своего телефона (а иногда и компьютер представляется учителю «неведомым существом» или «черным ящиком»).
И если ученик не получил должного воспитания в семье и не научился уважать человека, независимо от его качеств и проявлений (этой способностью обладает и редкий взрослый ученик), то с авторитетом у такого учителя будут, мягко говоря проблемы. А те ученики, которые оказались более воспитаны, не смогут получить то, что могли бы, обладая их учитель развитой IT-компетентностью.

И дело даже не в возрасте (не в том, что учителя «кому за сорок» и «в глаза не видели компьютеры»), не в практическом развале/отсутствии IT-индустрии после 1970-х в СССР, а затем России. Дело в нашем отношении. В желании и способности учиться. В любознательности, в конце концов, о которой говорили и писали Айзек Азимов и Ричард Фейнман и многие другие авторитетные жители нашей планеты.

Учитель, наряду с родителем, также становится невольным воспитателем. А «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (Владимир Даль). «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению» (Антон Макаренко). Оно «начинается с его рождения; человек еще не говорит, еще не слушает, но уже учится».(Жан Жак Руссо). Воспитать — очень важно, «от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» (Джон Локк).

И возникают уместные вопросы. Действительно ли мы являемся тем, чем хотим сделать нашего ученика? Какой опыт мы ему передаем и насколько он ему будет актуален именно в то время, в которое будет жить он, а не мы? Мы действительно уверены, что главным навыком через 20–30 лет будет умение красиво писать или правильно вычислять результаты арифметических действий?
А будем ли мы вообще писать и считать в это время? или как утверждают некоторые специалисты, мы уже будем загружать информацию прямо в мозг, минуя эти рудиментарные действия?

Пора проснутся, дорогие господа, товарищи или граждане, как Вам будет угодно. Иначе мы рискуем искалечить жизнь нашим будущим поколениям. «А то мы правнуков оставим в дураках», — пел Владимир Высоцкий о возможной войне (тогда это было более чем актуально), и это вполне можно отнести к нашей теме.

И возникает давний национальный вопрос — «Что делать?».

Именно это, если данный вопрос окажется и для Вас интересным и актуальным, мы обсудим в следующих публикациях.

С искренним желанием высокого качества российского образования с обязательным участием IT и с наилучшими пожеланиями хабрасообществу,

Руслан Пронькин

© Habrahabr.ru