[Из песочницы] История еще одного электровелосипеда своими руками: reloaded

Приветствую, уважаемое Хабрасообщество.Вдохновленный статьями за авторством chomper«История еще одного электровелосипеда своими руками«и «История еще одного электровелосипеда своими руками v2.0», решил создать что-то свое.Что получилось, так сказать, «по мотивам», а также много фото и текста — под катом.Адептам мотор-колес скажу сразу — не хочу гирю весом 7 кг ни на переднем колесе, ни на заднем. Работаю на третьем этаже и таскать по лестнице эту прелесть — нет уж, увольте.

Из первоисточников была взята концепция и переосмыслена под свои нужды.Мотивы постройки частично тривиальны — хочется ездить на работу на велосипеде, но одна горка убивает напрочь все порывы, а частично нет — хотелось своими рукам пощупать «электробайк».

За основу был взят беспородный велосипед, купленный много лет назад у коробейников «б.у. из Европы ».

Из покупного: Электродвигатель (модельный outrunner) типоразмера 6354 kv200 bee2e6882ae7f05f2278c64fc1c009d0.jpgСпецификации от продавцаRotational Speed: 200 (kv) RPM/VContinuous Current: 90AMax. Current: 100AInput Voltage: 14.8 — 37VMax. Efficiency: 98%No Load Current: 0.9AInternal Resistance: 74m (Omega)Power: 2450WMotor Dimensions (Diameter x Length): 63mm x 72mmPropeller Dimensions: 19×10 /19×12/18.5×12Input Battery Types: NiCd/ Nimh/ Li-po BatteryRecommend Model: Airplane Спидконтроллер (ESC) В первом варианте был Mystery Firedragon 80A, он же Hobbywing, он же Fentiumd55c2aa2db2d3b4169dd983e91d44c7a.jpgНо с ним были получены неудовлетворительные результаты. Срывы синхронизации под нагрузкой портили все удовольствие от пользования девайсом.Позже был куплен Hobbyking SS Series 90–100AС этим контроллером все намного лучше, незначительные срывы наблюдаются если слишком резко надавить на газ.877f2e84a867c504c5be1c7898423016.jpg Сервотестер наверное самый простой и распространенный. b26b252a614a08302f94beee1b4aaa0d.jpg Ваттметр- клон Turnigy 130A fc35814148931581fed5e67126057c89.jpg Батарея- модельная LiPO 6S 22.2V 5a-h Китайского бренда HRB с декларированной токоотдачей 50Cbdeab48ffee5f548f336b7ea17805ca1.jpg Ручка газа от серийного электровелосипеда, под большой палец Внутри датчик Холла с линейным выходом и система магнитов на подвижном кольце.Питается от 5 вольт и выдает приблизительно от 0.7 в до 4.6в.f86fa3511e6bd96090e063e30f70698f.jpg Ручки тормоза с датчиками нажатия Планировал сделать отсечку газа при нажатии на любой тормоз, но возможно просто сделаю сзади фонарь «стоп»6721daf0d5b5b69d9023f25f967d0243.jpg Фривилл (трещетка) на 16 зубьев 62009abd23fc18e46c8b37feaf5d817c.jpg Задний багажник, в качестве элемента конструкции 71e399e10f799d5904f7416721758367.jpg Готовые зубчатые колеса и ремень С профилем зуба HTD 5M на 72 и 15зубов шириной 15 мм.d82886e95228df81cdc82d9e9cb87905.jpga3c736c8a2904aafbdd3abe94f29f042.jpg  — Передняя звездочка б.у. на 50 зубьев, не знаю от какой системы, выбиралась из того что было.— Перекидка, б.у. для использования в качестве натяжителя цепи.— Левая чашка каретки с зажимным кольцом (Контрогайка ?)— И естественно цепь.— Крепеж в ассортименте.

Старая задняя втулка у меня была.

Теперь по узлам конструкции От крепления за спицы звездочки передающей усилие на колесо было решено отказаться сразу.Использовал штатное крепление под дисковый тормоз вместе с диском. Звездочка крепится болтами к диску.Приношу извинения за пыльный велосипед.fa847e034424d46d51464461e82d8982.jpg

Предвосхищу вопросы по поводу 2-х винтов между 6-ю крепления диска — это винты, фиксирующие резьбу крепления диска от раскручивания. Согласен, решение спорное, но оно пока работает.Да, в природе есть задние втулки где крепление диска это единое целое со втулкой и тогда не пришлось бы применять «спички и желуди». Но по определённым обстоятельствам пришлось сделать так.

Фривилл (трещетка) Крепится на чашке от каретки, законтрогаен родным кольцом от чашки.b4551836038b27fed8074ce5ab3f5cfe.jpg18b80d2723422516a89d946c71360e40.jpg

Задняя втулка используется как промежуточный вал Установлена в П — образном отрезке профтрубы.770772b33d6c416613a50657375f36d5.jpg

Большое зубчатое колесо Зафиксировано от проворачивания на валу штифтом, без него втулка сама себя «зажимала» конусами.В зубчатом колесе профрезерована канавка, в валу просверлено отверстие и вставлен штифт, который ложится в канавку в колесе.8447ad66869b77c250fe56b96779b294.jpg

Малое зубчатое колесо Зафиксировано на валу двигателя 2-мя гужонами.ccd01e7047ee04f58cd66a0f12a9870a.jpg

Двигатель Крепится штатной крестовиной за L образную конструкцию найденную в закромах.78495df191145183d3212538795f3233.jpg

Натяжитель цепи Закреплен на боковушке от багажника.56e14d361929a7f62cfe3cbe8b3509f4.jpg

Все смонтировано на структурированной пластине из жесткого алюминия, которая в свою очередь закреплена на боковушках от багажника.

Общий вид 308490acb23df7e49b98d1513e4cb6da.jpg51fb01a869b641d01b63763f28bde1e7.jpgДля самых внимательных Для чего тут талреп.bc22037cba52791cc9b9c32ff3f5f4b0.jpg

Этот «костыль» появился в процессе доводки конструкции. У двигателя хватает момента, чтобы деформировалась несущая пластина, при этом ослабевает натяжение ремня, и он проскакивает. Решили проблему «в лоб» теперь все нормально.

По электрической схеме В сервотестере был удален переменный резистор и вместо него подключен датчик холла из ручки газа.Также установлен резистор подпора 1ком в цепь кнопки, так как без него наблюдалось переключение режимов, видимо из-за наводок.На данный момент схема выглядит так.

fd516707e5e0e5fc7d9dc6e9fcd91e16.gif

Чтобы не тянуть силовые провода через весь велосипед, у ваттметра вынесен шунт по методике с этого сайта.

Также разнесен »+» питания и »+» измерительный, в перспективе поставлю изолированный конвертер 5В в 9В (водятся в сетевухах с BNC) так как в текущей схеме всё равно наблюдается некоторое занижение показаний по току.

Батарея эксплуатируется без BMS, для предотвращения переразряда использовал battery monitor настроенный на 3.3 В. По достижении установленного либо меньшего напряжения на любой банке начитает очень громко пищать.

d447acdbee91eaeb00384dee94c01a28.jpg

Заряжаю клоном IMAX B6 в режиме Li-Io с балансировкой. Почему не Li-Po? Потому что заряд до 4.1 вольта вместо 4.2 теоретически должен увеличить ресурс батареи.

Что получилось в итоге Общая редукция — малое зубчатое колесо 15/ большое зубчатое колесо 72 * фривилл 15/ большая звезда 50 = 0,0625Максимальные обороты двигателя при номинальном напряжении батареи 22.2×200=4440После редукции 4440×0,0625=277,5 об/мин на колесо.При диаметре колеса 650 мм (под нагрузкой седока пусть будет 640) теоретическая скорость получается 33,477 км/чНа практике по прямой и на незначительных уклонах зафиксирована скорость 33.3, что близко к теории.По энергопотреблению — пиковое потребление (по показаниям ваттметра, а они могут быть слегка «в попугаях») 1200ваттСреднее потребление при быстром движении в гору с небольшим уклоном 600–800 ватт. По прямой 100–300 ватт.Proof Попытался снять видео.С учетом дороги и съемки «с руки» видео получилось так-себе, но кое-что рассмотреть можно. Для общего впечатления есть нарезанные кадры — начало горки, приблизительно 8-я секунда видео и 27-я, когда было максимальное потребление по току. Подъем на горку, уклон не знаю, для желающих подробностей маршрут с гуглокарт.[embedded content]

Еще одно видео, движение по прямой в конце небольшое ускорение (чтобы успеть на зеленый), маршрут.

[embedded content]

Выводы В общем и целом концепция вполне жизнеспособна, впечатления от системы положительные. С задачей полностью справляется. Из-за бессенсорного (sensorless) двигателя с места естественно не тянет, сначала разгоняем до 10–15 км/ч ногами, потом плавно даем «газ». Если на подъемах помогать электроприводу ногами «не напрягаясь» и поддерживая скорость около 20 км/ч то получается весьма экономично.В планах нарастить емкость батареи, установить кожух на привод, навести порядок в электрической части.

Благодарности Хочу сказать большое спасибо моему куму Андрею, без которого мои безумные идеи никогда бы не были воплощены в металле.

© Habrahabr.ru