[Из песочницы] Эра плоских потолочных микрофонов
Первопроходцем направления потолочных микрофонов был Shure со своей новинкой, которая и по сей день остается на первых строчках по релевантности и применимости — MXA910. Далее появился Sennheiser с моделью первого поколения TeamConnect Ceiling и следующим обновлением с переходом на цифровую передачу аудио сигнала по Dante — TeamConnect Ceiling 2.
Спустя некоторое время, когда начались жаркие споры кто же лучше, объявился не менее известный производитель ClearOne со своими моделями потолочных микрофонов.
Когда применимы потолочные микрофонные массивы
Представьте ситуацию, когда нужно создать универсальную переговорную комнату, где не хочется использовать настольные микрофоны проводной или беспроводной конференц-системы. Для решение такой задачи идеально подходит установка потолочного микрофонного массива. Стол свободен, никаких микрофонов — ни настольных, ни врезных, ни подвесных. Не нужно резать стол и портить общий дизайн помещения.
Остается вопрос — какой из микрофонных массивов лучше применить. Основная задача — это съем речевого сигнала с минимальным захватом паразитных шумов. Как определить какой микрофон лучше — слушать. Основная составляющая — это чистота съема речи без жужжания вентиляции и прочих шумов.
Shure MXA910
Shure изначально вышел на рынок с отличной моделью, с интуитивно-понятным интерфейсом настройки 8 лучей, настраиваемым светодиодным индикатором, в 3-х цветовых исполнениях и трех вариантах креплений. Питание получает по PoE, а звук передает по Dante — и все это по одному кабелю витой пары.
Sennheiser TeamConnect Ceiling 2
Sennheiser в первой версии получил только аналоговую передачу звука, но сегодня уже представлена версия с Dante и PoE. Синхайзер имеет дизайн в виде двух скрещенных линий, в которых установлены 28 всенаправленных микрофона. 4 светодиодных индикатора отображают статус микрофона. Варианты креплений аналогичны, но цветовое исполнение одно — белый цвет. Опционально можно заказать другой цвет из каталога RAL.
Для подключения микрофонного массива по Dante — на тыловой стороне устройства имеется два порта RJ-45 для подключения основного и резервируемого канала. Также звук можно отправить аналоговым способом через 3pin разъем. Питание подается через отдельный интерфейс RJ-45, по нему же осуществляется управление данным устройством. Производитель также поставляет программное обеспечение для управления и настройки.
То есть в любом случае придется протягивать два кабеля витой пары — для звука, управления и питания, в то время как у Shure только один. С одной стороны — зачем больше, когда и по одному кабелю все работает как показывает практика, с другой стороны — можно сделать резервирование.
По техническим характеристикам две модели очень близки. Однако у MXA910 есть настраиваемые 8 лучей, в то время как у TeamConnect — это один луч, который следит за человеком. Благодаря настраиваемым лучам, и той возможности что система MXA910 позволяет получить эту информацию — можно настроить, например, автонаведение камер по голосу на выступающего.
ClearOne — BMA CT
Потолочный микрофонный массив от ClearOne появился на рынке относительно недавно, но по заявленным характеристикам производители шагнули далеко вперед. Дизайн остался с перфорированной решеткой со светодиодами и стандартными размерами плитки.
Разъемы подключения на тыловой стороне микрофона следующие: 1хRJ-45 для подключения питания по PoE и управления, 2хRJ-45 — P-Link In и P-link Out для подключения нескольких микрофонов в цепочку и дополнительный встроенный усилитель 2×10Вт для низкоомной (8 Ом) акустики.
Второстепенная задача потолочных микрофонов
С основном задачей — съема речевого сигнала все микрофоны справляются, какие-то лучше, какие-то хуже — это определить можно в каждой конкретной ситуации и при реальных тестированиях.
Однако, если оснащаемый зал представляет собой помещение от 20–30 м2 или имеет сложную форму c колоннами, президиумом и так далее — потребуется дополнительное усиления речи выступающих, следовательно необходимо оснастить помещение акустическими системами. Потолочные, настенные, распределенные акустические системы или линейные массивы будут использоваться — не важно, для грамотного подхода вам понадобится как-то разделять акустику по группам и отключать часть АС, чтобы система не заводилась.
К примеру потолочный микрофонный массив Shure MXA910 использует 8 настраиваемых лучей для съема аудио сигнала. Количество лучей и их расположение можно настроить в программном обеспечении. Функционал микрофонной системы позволяет определять активный луч, то есть область в которой находится человек.
Идеальный вариант — это отстроить восемь лучей микрофонного массива таким образом, чтобы не было пересечений с динамиками акустических систем. Но на практике — для грамотного размещения АС и потолочных микрофонных массивов — это условие крайне трудно выполнимо. Значит лучи микрофона будут иметь пересечения с динамиками акустических систем.
Простое решение — разделить АС на группы и отключать те группы громкоговорителей, где в данный момент говорит человек. Определяя активный луч микрофонного массива — можно отключать колонку акустической системы, находящуюся в зоне луча, тем самым убирая возможность заводки системы звукоусиления.
Остался завершающий штрих — найти подходящий усилитель, чтобы он не был избыточен, но в тоже время был достаточен и имел возможность подключения до 8 каналов. У известного производителя оборудования коммутации Extron есть усилитель как для низкоомной, так и для трансляционной акустики — XPA U 358.
Усилитель позволяет подключить 8 каналов по 35Вт, чего хватает для подключения 2–3 громкоговорителей в одну линию. Если 8 каналов много, есть такие же усилители с 4 каналами для залов меньшей площади.
Итого, имея один или несколько потолочных массивов Shure MXA910, необходимое число акустических систем, усилитель на 4 или 8 каналов и систему управления — можно получить превосходные звуковые показатели без использования сложных схем подключения и отстройки оборудования, благодаря разделению лучей и АС на группы.